Знаете, в экспедициях всегда есть место неожиданностям. Кто-то что-то забудет взять, кто-то потеряется или произойдёт какая-нибудь незапланированная встреча. А если речь идёт об исследовательских поездках в аномальные зоны, то ситуация может оказаться куда более интересной. В советское время была организована поездка этнографов в Свердловскую область, чтобы пообщаться с представителями народа манси. Изучить их быт, представления о мире, этнические особенности. Конечно, к тому моменту о манси было уже довольно много известно, но планировалось дополнить свои знания.
Добравшись до региона, исследователи пересели на «буханку» и отправились по бездорожью. Сутки пути, и перед участниками экспедиции открылся прекраснейший вид – русская таёжная деревня. Около десятка домов. Уже вечерело, и путники решили остановиться именно здесь. К ним вышло несколько местных жителей. Одеты в национальные костюмы, внешность славянская, преобладали красно-белые цвета на женских одеждах и сине-белые на мужских. Создавалось полное впечатление, что оказались где-то в 14-15 веке в Рязанской или Тульской области.
Конечно, внешний облик вызвал удивление, но, как оказалось, в тот вечер произошли и более любопытные события. Исследователи обратились к местным жителям и сообщили, что являются этнографами и собирают сведения о манси, но им также было бы очень интересно пообщаться с жителями этой необычной деревни. Ответа сперва не последовало. Сельчане перешёптывались между собой и с удивлением смотрели то на гостей, то на их транспорт. Наконец к чужакам вышел мужчина и заговорил.
Речь очень странная. Содержала множество непонятных слов, хотя и была русской. Точнее, славянской или даже старославянской. Для этнографов подобная встреча особенно ценна, и, конечно же, они попытались контактировать максимально тактично, чтобы произошёл полноценный обмен знаниями.
В тот вечер манси отошли на второй план. Никто даже не догадывался, что такие поселения здесь, в Свердловской области, ещё существуют. Речь была очень похожа на средневековую, на которой общались ещё при Рюриковичах. По крайней мере, такое сложилось первое впечатление.
Общение, если можно его таковым назвать, продолжилось в тереме – достаточно крупной деревянной избе, куда пригласили исследователей. Им предложили различные яства и угощения. Всё выглядело очень необычно. От странного говора и до живописных построек, которые словно специально совсем недавно воздвигли в качестве этнического тематического парка. Но как оказалось, это был совсем не парк. Здесь реально жили люди, бывшие частью культуры, не свойственной данной местности и нынешнему времени.
При этом жители деревни не могли точно назвать, какой год на дворе, утверждая, что живут от лета до лета и давно сбились со счёта. Жили в основном за счёт хозяйства, охоты, бортничества и рыбалки. Связей с внешним миром не имели и даже не в курсе, что происходили такие страшные события как Великая Отечественная война. Также совершенно не знали о создании СССР. Никогда не видели автомобили и долгое время рассматривали машину, на которой этнографы приехали.
Электричество в деревне отсутствовало. Свет исключительно от огня. Теплоснабжение, газификация – не было ничего. Исследователи и в самом деле словно погрузились в средневековье. Так получилось, что сперва гости рассказывали местным жителям о «чудесах», происходящих в стране и мире. Сельчане часто переспрашивали, потому что не понимали современных на момент 1950-го года слов. Так как исследователи приехали поздним вечером, то местные жители не успели особо ничего рассказать о себе.
Гости гостями, но деревенская жизнь требует распорядка дня и режима. Спать до полудня никому не удастся. Поэтому посиделки пришлось прервать и всем отправиться спать. Часть гостей ушла ночевать в машину, потому что для всех гостевых кроватей не хватило. В деревне никогда не было гостей, поэтому и резервных мест для их ночлега в нужном количестве не нашлось. Когда все источники огня погасли, абсолютная темнота накрыла всех. И уставшие с дороги быстро уснули.
Утром случилось то, чего никто не мог ожидать. Окружающий пейзаж поменялся. Выросли деревья, а вместо деревни образовалось поле с небольшими холмиками. Те, кто спал в машине, так и остались на месте, а вот все остальные, кому довелось уснуть в домах, очутились на мокрой и холодной от росы земле. Никто не мог ничего понять. Как объяснить случившееся?
Это не было хрономиражом. Люди, с которыми они общались, хоть и казались крайне странными, однозначно являлись настоящими. Да всё было настоящим – разговоры, еда, питьё, колодезная вода. Случившееся не могло быть галлюцинацией. Позже исследователи провели раскопки в этом месте и обнаружили руины старинных домов 17-18 века, керамическую посуду и предметы быта. Вот только как объяснить, что в 1950 году на этом месте стояла настоящая живая деревня с необычными жителями, так и остаётся загадкой.