Две подруги и коллеги Вера и Аллочка в понедельник утром вяло работали с документами, изредка обмениваясь репликами о прошедших выходных.
- Весь день вчера вместо отдыха бардак разгребала в квартире,- пожаловалась Аллочка.- За выходные больше устаю, чем за рабочую неделю. Не знаешь, за что хвататься! Муж уехал- мать его попросила что-то перевозить, пока ездил-туда сюда, таскал им там коробки какие-то, вернулся уставший да еще и спину прихватило...а я одна крутись...а ведь еще и собой заняться время надо- маникюр так и не сделала!
- Ты и так красавица- блондинка,- заметила ласково Вера.- А мы с Мишкой и Ритой на лыжах гоняли...
Аллочка поморщилась. Подругу Веры Риту- врача городской больницы- она не очень любила. Изредка на дне рождения Веры она встречала ее и каждый раз удивлялась:
« Как эта довольно циничная, резкая избалованная незамужняя дамочка может быть подругой такой хорошей Веры».
- А потом я булочки стряпала,- продолжила Вера и взглянула на часы.- Сколько уже натикало? О, почти одиннадцать. Что-то Лена не идет, не мешало бы уже чаю попить...я вам булочек принесла- по новому рецепту пекла-вроде ничего.
- И как ты все успеваешь.- восхитилась Алла.- дома всегда ни пылинки, ни соринки. Дача летом еще...сама ухоженная, Мишкой занимаешься много...
Дверь кабинета открылась.
- Привет, девчонки!
Веселая и энергичная Леночка- их подруга появилась в дверях.- Трудитесь? Молодцы! А я сегодня практически свободна. Начальство отдало распоряжения и укатило на весь день. Ставлю чайник!
Спустя 5 минут сели у журнального столика- стали пить чай.
- А ты, Лен, как выходные провела? – поинтересовалась Аллочка.- Я больше устала, чем отдохнула.
- К родне катались в деревню, свекровка наготовила всего, мы с Зойкой- женой брата моего Вити- на лыжах сходили. Красота! Сосны кругом... свекровь мне теплый берет связала, подарила...
- Ну вот! У всех выходные удались, кроме меня, -надулась Аллочка.
- Вера, а как у тебя на личном фронте? –спросила Леночка.
- Без перемен! – вздохнула Верочка.-Сами знаете- в выходные он в семье своей, в пятницу заезжал... не стала ничего говорить... сказал- решит-пусть решает!
Алла и Лена жили в браке, Вера была разведена, жила с сыном-школьником и уже два года была в отношениях с красивым статным, но, увы, женатым мужчиной.
Хоть две подруги были замужними - Веру они не осуждали даже мысленно. Она долго одна жила- что в этом хорошего? А два года назад встретила мужчину, влюбилась, ну кто же виноват? Любовь зла.
Никаких коварных планов увести его из семьи у Веры не было.
А вот ее мужчина...
Между собой Аллочка и Лена даже по имени называть его не хотели- называли «Верочкин хахаль» . Потому что когда мужчина налево гуляет- замужних дам это огорчает до невозможности. Мало того, что жене изменяет- так и Верочке голову морочит, обещая уйти от жены в ближайшее время. Только вот время это никак не наступает.
- Вот скажите, девчонки! Сам говорит, что душой у меня отдыхает, что любит, что его тетеха кроме манной каши ничего готовить не умеет, что дома вечно бардак, что поговорить с ней не о чем, уйду!...и никак не уходит...Что это?
- Сложно сказать,- ответила Лена,- Может к дочери маленькой привязан, у меня, вон, брат сыну так не радовался-а как дочь родилась- пылинки с нее сдувает, прямо отец-отец! А с Мишкой твоим он как?
- Они очень хорошо общаются. Мишка всё к нему с вопросами, он с ним как со взрослым... я думаю- если будет жить с нами постоянно- хороший пример сыну моему, а то стал мне сынок последнее время грубить иной раз и друг его мне совсем не нравится...трудно без отца воспитывать.
- Вер,- осторожно заметила Лена,- А , может, не стоит ждать, что уйдет. Ты в браке была- сын есть, зачем тебе? Встречаешься временами- это праздник...выглядишь, вон как. Быт, он знаешь ведь... всю эту романтику отношений рушит...вари, стирай, придирки слушай...
Вера ничего ответить не успела. В кабинет вдруг зашел начальник снабжения- невысокий пожилой, но вполне энергичный мужчина . Вера с Леной замерли, Аллочка улыбнулась своей ослепительной улыбкой:
- Проходите, Юрий Иванович, мы здесь чай пьем. Не присоединитесь?
- С удовольствием,- сказал Юрий Иванович.- Чая хочу с утра!
Он подвинул стул к столику, Аллочка налила чаю. Привыкшая к строгости и даже некоторой надменности начальника Леночка помалкивала, Вера скромно улыбалась, а Аллочка щебетала какие-то глупости, но Юрий Иванович не без удовольствия ее слушал и даже рассказал пару веселых историй. Затем он откланялся и ушел.
- А что это было?- спросила растерянно Лена.- Он, оказывается, и шутить умеет. А чего он вдруг нарисовался?
- Ой,- сказала Аллочка беспечно.- Ну, зашел человек, чаю выпил, у нас тут приятная компания- вот и растаял.
- Ну-ну,- улыбнулась Лена.- Чудеса!
- Слушай! А бывший твой что?- спросила Аллочка Веру.- Ты, говорила, что насчет алиментов надо ситуацию прояснить...
- Кого там! Папа пошел к нему- он лыка не вяжет. Совсем спился. Какие теперь алименты...и раньше-то посылал- кот наплакал...
Она вздохнула.
- Надо же! Такой парень был, мы так дружили, мама с папой рады были, что поженились. А он потом...все с работы идет- забрел к кому-то. В нашем поселке все друзья-знакомые. А пьяный в агрессию...
- Хорошо, что ты уехала,- твердо сказала Аллочка.- Чем такой отец лучше и правда никакого...Ты, вон, и в городе прекрасно устроилась- квартира своя, работа...
Помолчали.
- Все нормально будет,- заметила оптимистично Лена.- Если честно, девочки, я тут недавно думала.- На кой черт мы все хотим замуж? Я в 23 только вышла и то думаю- могла бы и не торопиться.
- А что так? Опять поссорились?
- Нет, но нет у нас какого-то особого... взаимопонимания. У меня мама с папой- образец, они живут душа в душу, а мой...всё мне про личные границы какие-то. Я сначала огорчалась, а потом решила- ну и охраняй свои границы- пограничник хренов. У меня тогда своя жизнь...не делюсь с ним особо ничем. Редко когда душу приоткроет немного, поговорим, посмеемся, а так...
- Да, он у тебя человек замкнутый,- сказала Аллочка.- Даже в компании сидит- больше помалкивает. Но зато заработать умеет, руки из правильного места, не пьет особо, а у меня...домашняя работа вся на мне! И зарплата мужа- прямо скажем- не радует. Сами знаете, чтоб прилично выглядеть- кручусь как уж на сковородке...
- Все, девочки! Не вешаем нос! Побегу- дел куча,- поднялась Лена.- Кстати, Новый Год на носу. Мы в профкоме такой сценарий сочинили- вам там тоже роли достались...
К Новогодней вечеринке готовились долго. К празднику каждая новое платье сшила. Настроение приподнятое у всех, только заметили подруги, что Вера ходит, как в воду опущенная.
Стали расспрашивать- расплакалась горько:
- Девчонки, стыдно рассказать... «Только тебя люблю, домой иду как на каторгу...» и тут...узнаю, что у него жена вот-вот второго ребенка родит! Ну как так можно? Любит меня, а рожает от него нелюбимая жена!
Аллочка с Леной ошарашенно молчали.
- Верочка, да что ты, ей Богу! Вот какой обманщик! – Аллочка кинулась к подруге, обняла.- Ну, не плачь! Не стоит он твоих слез!
Успокоили как могли. Вытащили ее все-таки на Бал новогодний. Повеселились.
- Девочки,- сказала Аллочка подругам, подняв бокал с шампанским.- Знаете, я чувствую что будет наступающий 1977 годом больших перемен в нашей жизни.
- Девушки,- подскочил фотограф Костя.- вы прям, три грации. Вставайте у елки, я вам такое фото сделаю! На память!
Встали, в руках фужеры с шампанским, улыбнулись в объектив.
Как Аллочка пророчествовала- так и вышло. Весной она закрутила служебный роман с Юрием Ивановичем, к Вере летом перебрался ее «хахаль», и она вновь порхала, как птица. Мужу Лены предложили повышение, но для этого надо было переезжать в другой город.
- Я же вам обещала год перемен,- засмеялась Аллочка, когда они теплым осенним вечером втроем собрались посидеть у Лены - муж которой был в командировке.
- Да уж,- рассмеялась Вера.- Чудеса! Я ведь тогда...перед новым годом решила- всё! Не интересует он меня больше. Мы же тогда круто поговорили...стала даже как-то забывать его понемногу- а летом вдруг звонок в дверь- открываю, стоит с двумя чемоданами. «Прости, мол, не могу без тебя жить- помогать семье буду, но жить только с тобой».
- Решительный все же, а я маюсь, но... уйду, наверное, от мужа. Нехорошо это, а знаете- надоело. И за спиной у него крутить нечестно, он ведь у меня неплохой, но... совершенно неперспективный- так и буду с ним в этой двушке до старости прозябать, а как говорится: «Красивый бриллиант красивой оправы требует». Да и чувств особых у меня к мужу давно нет, а возможно... и не было.
- А Юрия Ивановича ты любишь?- спросила Лена.
- Не могу сказать, что от Юрия я без ума, но с ним...надежно...понимаете? За ним, как за каменной стеной. И, главное, влюблен в меня без памяти. Из семьи он уже ушел- квартиру оставил жене, сыновья взрослые- отдельно живут. Вроде никто особо не в обиде. Теперь ждет, когда я решусь уйти. Представляете, уже неделю у моего подъезда ночует в машине. «Мол, как решишься, выйдешь- так и увезу», а муж- как чувствует- раньше все в бегах, а тут сидит дома- не выгонишь....
-Ой, Надо же,- Лена ойкнула удивленно.- Кто бы ожидал от Юрия Ивановича таких страстей! А дети? Он что насчет детей говорит?
- А что мои дети? Что он такого может мне сказать?- отмахнулась Аллочка беспечно.- Понятно, что со мной будут жить. Ничего, привыкнет. Пока не определимся с жильем- у мужа побудут. Страсти поутихнут- договоримся. Надо же как-то цивилизованно вопросы решать.
- Я тоже вся в сомнениях,- призналась Лена.- Вроде повышение и все такое, но...другой город, никого в нем нет. Всё опять сначала начинать? И отношения тоже...спорим без конца. Он воодушевился, а я... Не поверите, иной раз думаю- хоть бы он влюбился, да ушел от меня!
- Да ты что!- изумилась Аллочка.
- Да,- вздохнула Лена.- Вы, вон, какие счастливые бегаете- жизнь бурлит, а тут...тянешь лямку...
- Многие о такой лямке мечтают- хороший же мужчина,- улыбнулась Вера.- И потом, пока он за тобой ухаживал- он что? Говорил без умолку, веселил тебя? Ты сама его выбрала...надежный зато...
- Это так,- согласилась Лена.- Пока ухаживал, меня, в-основном, слушал, но обнимал и целовал. А сейчас... я в кино видела- там героиня чуть-что и к мужу в объятия. И успокоится сразу...я аж позавидовала черной завистью...
- Ой, нельзя все иметь в одном мужчине, - заметила Аллочка.-Увы...мой. вон. обнимает, а лучше бы денег больше приносил...ну а ты- намекни ему...
-Ой, намекни! Я ему прямым текстом об этом сказала- посмотрел как на дуру...больше не говорю...
- А меня, знаете, сейчас что печалит, если честно,- сказала Аллочка.- Если я уйду к Юре- с работы мне придется уволиться! Мало того, что и сейчас коллектив гудит, как улей- так и начальство ему намекнуло, что нежелательно со мной в одном коллективе работать после такого скандала...Председатель парткома сам за мной приударить хотел, помните, а тут прямо образец добродетелей...двуличные люди какие...
- Вот-вот, и мне уходить не хочется,- Лена вздохнула.- Рядом с домом, коллектив такой хороший, вы у меня. Что я одна в чужом городе?
- Ой, перестань драматизировать,- заметила Вера.- У тебя такой характер легкий-найдешь друзей-приятелей. И работу, возможно, более перспективную. И муж твой на новом месте по-другому взглянуть на все может, у него там тоже никого не будет, кроме тебя! Денег прибавится, да что говорить- другая жизнь!
В самом конце года перемен Лена все же решилась на переезд. Шумный огромный город ей понравился, квартиру они обменяли удачно. Мужу пообещали расширить жилье. Работу она нашла неплохую- все как-то устроилось. Лишь по подругам скучала, часто звонила.
Аллочка ещев конце ноября ушла к Юрию Ивановичу. Он купил большую кооперативную квартиру. Аллочка хвасталась обновками и норковой шубой. Юрий Иванович устроил ее на очень хорошую должность, на работу возил на машине- не захотела она домохозяйкой быть. Дети жили с ней. Пообижавшись- бывший муж ее смирился со своей участью и понемногу стали общаться, а когда у него появилась другая женщина- Аллочка и вовсе успокоилась.
Перезваниваться подруги стали реже, тем не менее связь не теряли.
- Алла, а Вера-то как?- спросила Лена летом следующего года.- Звоню две недели- не отвечает, номер что ли сменила?
- Вроде нет. Я ее вижу не так часто, как хочется, сама мне звонит иной раз...сейчас у нее Рита эта противная -лучшая подруга. Я бы ее не приваживала, но она и слушать не хочет- душа добрая. Последний раз я месяц назад ее в магазине случайно встретила- расстроилась. Она похудела, выглядит неважно- с сыном какие-то сложности- связался с компанией, и своего «хахаля» теперь она уже ревнует. Как задержится, так она сразу переживать- плакать- или что в семье пропадает, или что еще кого завел...
-Да ты что!
- Да, вот так! Вот зачем все это надо было? Пока в любовницах ходила- цвела и пахла, а сейчас нервотрепка одна. Тем более, сама знаешь, он мужчина видный, а недавно еще машину купил...
Прошло три года. Жизнь шла своим чередом- радости, горести. Леночка подругам чаще всего сама звонила- так уж ей не хотелось прерывать связь с родным городом, с той частью хорошей жизни, что в нем прошла.
Аллочка осенью позвонила сама:
- Лен, неприятности у Веры,- сказала сразу.
-Что случилось?
- Да сын с компанией ограбили там что-то, в его компании сыночки непростых родителей, вот всё на него свесили, всю вину...она прямо никакая...
- Ужас !
- Не говори! И чем поможешь? Смотри, какой Мишка вырос! Сколько она в него сил, средств вложила, а результат... Я Юрия Иваныча подключила- адвокат у него знакомый очень хороший...
- Это здорово, молодец Юрий Иванович, поклон ему от меня, я ее сейчас сама наберу.
Позвонила Вере, утешила, как могла, Вера плакала в трубку.
- Все, все, Леночка, у меня наперекосяк. Наверное, сама виновата. За все свои поступки всегда платить приходится... Что теперь будет? Одна у меня радость- дача... сяду на электричку, еду, там только как-то в чувство прихожу. Ты же знаешь мой цветник... цветы не виноваты ни в чем- их поливать, удобрять, полоть надо. Делаю что-то, делаю весь день. К вечеру упаду уже без сил, без мыслей...
- Одна? Одна ездишь? У вас же машина...
- Да некогда ему...все дела какие-то...
«Да уж,- подумала Лена.- Дела у него! Понятно, одно дело- женщина- праздник, а эти ее проблемы- сын, адвокаты, она в слезах... это уже не интересно...вот тебе и любовь...».
- А ты, Леночка, как?
- Да как обычно, Вер. Работа, дом, дочь...ничего особо нового.
Говорить о том, что муж получил отличную квартиру, что дочь успехи делает в пении и даже победила на конкурсе было как-то неловко. Она, конечно, порадуется- такой человек, но почему-то не хотелось ей этого рассказывать.
Сыну Веры дали не очень большой срок, адвокат постарался. Лена звонила ей регулярно, но никак не получалось душевного открытого разговора. Такая боль была в голосе Веры. А чем? Чем она могла ее утешить?
У беспечной Аллочки все было хорошо.
В августе следующего года Лена впервые с мужем поехала отдохнуть за границу. Путешествие их сблизило. Нашлось время наконец-то поговорить по душам, услышать, что муж ее любит, но не всегда умеет это выразить. Удалось что-то понять и принять друг в друге. Вполне довольная жизнью она вернулась домой.
- Мама! Тут тебе тетя Алла звонила. Попросила, как вернешься перезвонить.
Лена напряглась. Когда Алла сама звонит- хороших новостей не жди. Набрала номер.
- Леночка, наконец-то,- Алла заплакала в трубку. Сердце оборвалось.
- Что? Что у тебя случилось?
- Да у меня все нормально... Веры, Верочки нашей больше нет.
У Лены потемнело в глазах. Села на пуфик возле телефона.
- Что?
- Да вот так... Вроде она немного в чувство пришла. Прошла в терапии курс лечения... на дачу...на дачу свою поехала... одна опять... из электрички вышла, а там...дождь прошел. Дорога вся раскисла, и она... прямо по рельсам решила пойти...помнишь, где на садоводство поворот. А тут поезд...она отошла, а по другому пути товарняк... между поездами оказалась...видимо, голова закружилась- итак ведь от всех переживаний своих курс лечения проходила...сбило ее...народу полно с электрички шло и все по дороге, а она...С ней в электричке Антонина из планового , помнишь ее, ехала. Она ей еще: «Вера, пойдем вместе», а она ей : «Не хочу туфли пачкать...» Туфли, туфли она пожалела!- Алла заплакала.
Лена молчала, у нее стоял комок в горле.
- Знаешь, «хахаль» ее на похоронах так рыдал- а я его просто ненавижу. Чего он доброго в жизнь ее принес? Чего,он гад, увезти не мог ее на машине? Вот так, Леночка...
После разговора Лена долго плакала, вспоминая Верочку, тепло и доброту от нее исходившую, их веселые посиделки.
Аллочке она все реже и реже. Та записалась в женский клуб своего района, завела новых подруг, рассказывала ей о каких-то мероприятиях. Лишь однажды сказала:
« Женился ведь через год Верочкин хахаль. Как думаешь на ком? На Риточке! Представляешь! Не зря я ее терпеть не могла...Не напрасно Вера его подозревала... Вот так- подруга дорогая крутила с ним прямо у нее под носом. Ладно хоть на квартиру не претендует- Мишка вернется- свое жилье...»
Лене стало тогда обидно и горько.
« Достоин ли был этот человек ее любви? Оценил ли ее? Конечно, сложно было предположить, что он один останется... Не украсил он жизнь своей первой жены и Верочкину жизнь не украсил. Впрочем, сам пусть разбирается со своими грехами.
Мы часто не ценим тех, кто рядом, не дорожим их любовью... А жизнь такая быстротечная. Верочка – душа светлая, всех одарить старалась своим теплом, заботой... украшала эту землю цветами. Она просто хотела быть счастливой, если и в чем грешна была, то своей страшной гибелью все свои грехи оплатила. Надеюсь, Миша получил свои уроки, вернется скоро и наладится у него все...".
Жизнь шла своим чередом. Иногда, когда ей становилось грустно, Лена доставала старый свой альбом, смотрела фото.
« Какие прекрасные времена были! Не смотря на нехватки, дефицит, было у нас главное богатство- молодость и дружба. Так весело мы тогда жили порой, все делили- радости и горести».
С черно-белого фото смотрели на нее три веселых подруги.
« Надо же- фотограф тогда –« на память»! Так и вышло! Как хорошо было... иной раз на душе бардак- к Верочке ходила- посидим. Она утешит, обогреет заботой, с советами не лезет, что-то постряпает. Чаю напьемся или что и крепче иной раз...и можно жить дальше. Жаль, но такой дружбы больше в моей жизни не случилось.Жизнь человеческая! Такая короткая и сложная временами...встречи-разлуки,но ведь хорошо, что это было...Пока жива память- жив человек. Спасибо тебе, Верочка, за то, что была в моей жизни... вечная тебе память».
И она бережно убрала фото обратно в альбом.