Сейчас блокбастеры становится снимать все дороже и дороже, а заработать на них — все сложнее и сложнее из-за растущих зарплат в индустрии и расширения ниши стриминговых сервисов. По этой причине в последние годы провалы больших студий все меньше удивляют, но продолжают поражать суммы, которые они теряют на производстве. Самые большие коммерческие провалы в кино последних лет — в материале ТАСС
"Мегалополис" (2024)
Идею о "Мегалополисе" режиссер Фрэнсис Форд Коппола вынашивал с 1970-х. Он хотел переосмыслить события времен Древнего Рима в контексте современной Америки. Но проект долго не получалось запустить из-за различных проблем, в том числе с финансированием. В конце концов Коппола решил, что больше ждать не может. Режиссер заложил винодельню, которой посвятил почти 20 лет, часть недвижимости и редкую коллекцию часов. Так он инвестировал в производство $120 млн и еще $15–20 млн на маркетинг.
На съемочной площадке царил хаос. Коппола часто появлялся без плана, словно озаренный внезапным вдохновением, говоря: "Завтра мы снимаем все по-другому". Из-за этого декорации переделывали круглые сутки. "Даже я начал задаваться вопросом, снимал ли он вообще кино-то?" — отмечал один из рабочих. Коппола часто скрывался в трейлере на долгие часы, не поддерживая контакт с командой.
Режиссер хотел снять утопическую картину, пропитанную надеждой и верой в людей, но человечество кино не оценило. В первые выходные фильм заработал $3,3 млн, а итоговые кассовые сборы едва превышали $14 млн. Зрители уходили из кинотеатров до финальных титров — люди не понимали, что происходит на экране.
"У меня нет денег, потому что я инвестировал все в "Мегалополис". Думаю, они появятся через 15–20 лет, но прямо сейчас у меня нет ничего", — заявил после проката 85-летний Фрэнсис Форд Коппола.
"Фуриоса: Хроники Безумного Макса" (2024)
Джордж Миллер, создатель классической трилогии "Безумного Макса" с Мэлом Гибсоном и оскароносного продолжения "Дорога ярости", вышедшего в 2015 году, захотел создать полную предысторию главной героини Фуриосы. После успешного возвращения серии студия поддержала идею. Но Миллер запрашивал гигантский бюджет, а вкладываться в фильм о вселенной Безумного Макса, в котором не будет самого Макса, казалось крайне рискованно. Но Миллеру спустя несколько лет удалось добиться желаемого финансирования — Warner Bros. выделила около $170 млн, что позволило картине стать самым дорогим австралийским фильмом в истории.
Проект был крайне амбициозным. Масштабные боевые сцены в пустыне, монструозные автомобили — около $80 млн потрачено только на визуальные эффекты. При этом Миллер настоял на съемках в реальных условиях, минимизируя компьютерную графику для техники в кадре. Съемки длились два года с участием более 3 тыс. человек. С учетом маркетинга фильм стоил студии около $270 млн.
Критики оценили фильм крайне высоко, некоторые даже заявляли, что "Фуриоса" — лучшая экшен-картина десятилетия. Но зрители в кино не пошли. Первые выходные проката выпали на американский День поминовения. Фильм занял первую строчку по сборам, заработав $25 млн, но это все равно оказалось худшим показателем для праздничной премьеры впервые с 1989 года. Аудитории оказалась неинтересна вселенная без Безумного Макса, которого в прошлой части сыграл Том Харди. Фильм собрал $174 млн, что принесло убытки $120 млн. И хотя спустя год на стриминге "Фуриоса" стала хитом, покрыть убытки все равно не удалось.
"Джокер: Безумие на двоих" (2024)
Первый фильм Тодда Филлипса о Джокере (2019), несмотря на рейтинг 18+, собрал больше $1 млрд. Он взял венецианского "Золотого льва" и два "Оскара" в номинациях "Лучшая мужская роль" (Хоакин Феникс) и "Лучший оригинальный саундтрек" (Хильдур Гуднадоуттир). Компания Warner Bros. немедленно отреагировала на успех и дала зеленый свет на сиквел, предоставив режиссеру астрономический бюджет $200 млн.
Но вместо криминального триллера Филлипс решил снять мюзикл. Информация о жанре скрывалась от студии почти все съемки. Большая часть бюджета была потрачена на гигантские гонорары: Хоакин Феникс получил $20 млн, Тодд Филлипс — $20 млн, а Леди Гага, сыгравшая возлюбленную Джокера, — $12 млн. Режиссер переписывал сцены по девять раз, что также критично сказалось на бюджете и на восприятии фильма публикой: постановщик даже не показал ленту тестовой аудитории перед выпуском.
Как это часто бывает на фестивалях, в Венеции "Джокера" отблагодарили 11-минутной стоячей овацией. Но реакция публики была противоположной. Оценки были ниже некуда: маркетинг обещал повторение формулы первой части, но публика получила мюзикл с дорогостоящими постановочными номерами. В первые выходные фильм заработал в мире $40 млн, а на следующей неделе ленту стал посещать на 81% меньше зрителей, что стало одним из самых больших падений в истории сиквелов, а студия с учетом маркетинга потеряла $150–200 млн.
"Индиана Джонс и Колесо судьбы" (2023)
"Индиана Джонс" — культовая франшиза, но именно ее последняя часть стала одним из самых колоссальных кассовых провалов в истории. Disney инвестировала беспрецедентные $419 млн в производство, что стоило больше, чем все остальные фильмы серии. Стивен Спилберг и Джордж Лукас, которые придумали авантюрного археолога, решили, что последняя часть должна стать данью уважения 80-летнему Харрисону Форду и его культовому персонажу.
При этом режиссер Джеймс Мэнголд столкнулся с уникальной проблемой: престарелый актер должен был играть молодого Индиану в длинной открывающей сцене. Специально для фильма была разработана технология омолаживания, которая стоила около $80 млн. В итоге лицо Форда выглядело неестественно, а голос выдавал реальный возраст. Съемки проходили в пяти странах. Стоило это невероятно дорого: везде воссоздавались исторические локации, а происходило это во время пандемии COVID-19.
Фильм оказался совершенно непримечательным — примитивный сюжет, пугающий эффект от внешности молодого Форда и провал в сравнении с прошлыми частями серии. В итоге фильм принес студии убытки в размере $250–300 млн. "Если бы бюджет был $200 млн, фильм был бы прибыльным. При таких цифрах это почти невозможно", — говорил после провала Джеймс Мэнголд.
"Капитан Марвел —2" (2023)
Когда в 2019 году выходила первая часть, все кинокомиксы Marvel по инерции становились успешными, повезло и Капитану Марвел в исполнении Бри Ларсон. Именно повезло, потому что эта героиня зрителям не нравилась, но фильм все равно очень прилично заработал — примерно $1,1 млрд. Но студия почему-то думала, что в мрачные послековидные времена она сможет заработать именно на героине Бри Ларсон и вложила больше $270 млн в производство и маркетинг.
Сценарий, как выяснилось, писался параллельно с производством. Режиссером стала Ниа ДаКоста, которая блокбастеров раньше не снимала. Одновременно с производством вышел фильм "Человек-муравей и Оса: Квантомания", провалившийся в прокате, студия вынудила команду переснять готовый материал. График производства был чрезвычайно сжатым, что привело к спешному монтажу. А когда необходимо было проводить маркетинговую кампанию, в США началась забастовка гильдии актеров и сценаристов. Звезды не могли ходить на интервью и встречи с фанатами.
Критики, которые хвалили даже самые сомнительные продукты Marvel, отреагировали холодно. Зрители вообще злобно смеялись над глупым сюжетом и пафосной игрой Ларсон. В первые выходные фильм заработал $50 млн, но самым страшным для студии был провал во вторую неделю — посещения просели на 78%. После четвертых выходных Disney прекратила сообщать о кассовых сборах — убытки от картины приблизились к $300 млн.
Даниил Хмелевской