Сегодня я хотела бы поделиться своим мнением о спектакле «350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025», поставленном режиссером Константином Богомоловым на Малой сцене МХТ им. Чехова.
Спектакль заявлен как комедия семейной жизни по одноименной пьесе Вуди Аллена.
Сюжет на первый взгляд кажется совершенно банальным: 50-летний адвокат Сэм (Игорь Верник) собирается уйти от своей жены Филлис, практикующего психоаналитика (Марина Зудина), так как полюбил другую.
Очень скоро выясняется, что у Сэма было много интрижек на стороне (серьезных и не очень), о которых знали все друзья семьи, кроме его жены. Одним из последних увлечений Сэма была Кэрол (Александра Ребенок) – подруга Филлис.
По ходу действия втянутыми в водоворот выяснения отношений оказываются и сами главные герои, и Кэрол со своим мужем Ховардом (Артем Соколов). В результате, помимо факта неверности, всплывают и другие нелицеприятные подробности из жизни всех действующих лиц.
Знакомый сюжет? Конечно! Много раз мы читали подобные сцены в книгах, видели их в фильмах и спектаклях, и каждый автор или режиссер по-своему показывал нам переживания героев, заставляя зрителей/читателей сопереживать или, наоборот, не сопереживать им. Но дело ведь всегда не столько в самом сюжете, сколько в умении автора/режиссера его раскрыть, используя определенные изобразительные средства.
В данном случае Константин Богомолов поставил спектакль на Малой сцене: перед нами – небольшая гостиная с диванами и предметами интерьера. Зрители располагаются по периметру сцены, актеры находятся в буквальном смысле слова на расстоянии вытянутой руки, и именно это делает зрителей как бы невольными участниками действия или скорее наблюдателями за происходящим. Мы сочувствуем, переживаем, смеемся и негодуем вместе с героями, слушая их взаимные упреки.
Диалоги вообще играют в спектакле ключевую роль. Особенно язвительны и ироничны они у Филлис:
«Кэрол. У тебя все хорошо?
Филлис. Давай без нюансов.
Кэрол. Каких нюансов?
Филлис. Сказала же, давай не углубляться.
Кэрол. У всех все в порядке?
Филлис. У всех? Хочешь сказать, и в странах третьего мира?
Кэрол. В странах третьего мира?
Филлис. Типа как дела в Зимбабве?»
Или еще:
«Кэрол. Значит, он ничего не сказал, кроме того, что уходит?
Филлис. Что именно?
Кэрол. Ничего?
Филлис. Ах, да, он сказал, что, хотя это и не было пунктом нашего брачного договора, он продолжит оплачивать мне доставку «Санди таймс».
Филлис – красивая, умная, успешная женщина, профессионал своего дела, при этом она остроумна, цинична и обладает некоей долей самоиронии. Вероятно, когда-то она действительно любила Сэма, но теперь любовь растворилась, чувства исчезли, пропало взаимопонимание, герои оказались увлечены чем угодно, но только не друг другом:
«Кэрол. И он никогда ничего не говорил, не намекал?
Филлис. Никогда и ничего, но это, вероятно, оттого, что мы никогда не разговаривали.
Кэрол. Филлис…
Филлис. Нет, ну мы что-то говорили… не только «передай соль», хотя порой и так бывало.
Кэрол. Должно быть, у вас были какие-то разговоры, в которых он как-то давал понять…
Филлис. Позволь, дам подсказку. Мы говорили оба, но одновременно, то есть было сразу два оратора, но не было слушателей…
Кэрол. Недопонимание…
Филлис. Боже, Кэрол, ты вгрызаешься прямо в сердцевину.
Кэрол. Но ведь все это должно было тебе о чем-то сказать.
Филлис. Должно было.
Кэрол. И что же?
Филлис. Я не разобрала, я не расслышала, я говорила».
На мой взгляд, Марина Зудина смогла полностью передать характер своей героини, и на сцене воплотила именно тот образ, который был в пьесе: холодной, спокойной, уверенной в себе женщины, которая помогает пациентам решать их психологические и личные проблемы, при этом не замечая свои собственные. Или все-таки замечая, но закрывая глаза на очевидное, чтобы сохранить благополучную красивую картинку для окружающих?
Кэрол – полная противоположность своей подруги: эта симпатичная блондинка эмоциональна, сумасбродна, немного романтична, ей далеко до интеллектуалки Филлис… При этом и в ее семейной жизни нет гармонии. Она тяготится своим мужем Ховардом – писателем-неудачником, и считает, что достойна большого. Но образ Ховарда гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Он, например, дает очень тонкую характеристику своей жене Кэрол, и, как мне показалось, она сама даже не ожидала от него таких точных формулировок.
Сам виновник произошедшего появляется на сцене в самый разгар выяснения отношений. Игорь Верник, играющий красавчика и плейбоя, очень органично смотрится в этом амплуа. Сэм давно разлюбил Филлис, но, так же как и она, не торопится порвать со своей благополучной жизнью, пока не происходит событие, готовое перевернуть всю его жизнь.
И вот тут начинается самое интересное! Но тем, кто собирается пойти на спектакль, следующие два абзаца лучше пропустить, чтобы остался элемент неожиданности!
Ну а всем остальным хочу сказать, что если весь спектакль Константин Богомолов не отходил от текста пьесы, все действующие лица, заявленные в пьесе, на сцене присутствовали, то в конце спектакля режиссер использует интересный театральный прием, вызвавший у всех зрителей сначала некое замешательство, а потом смех и улыбки.
Итак, перед нами та, ради которой Сэм решил уйти от Филлис, – юная красивая девушка Джульет. Но так в пьесе, а в спектакле в образе красотки появляется актер Евгений Перевалов! Это неожиданно, непредсказуемо, но очень остроумно! А великолепная игра Евгения, его растерянность, печальные глаза, наивность, так тонко передающие образ Джульет, на мой взгляд, являются одним из самых сильных моментов в спектакле!
Как и финальная сцена, тоже совершенно неожиданная и оставляющая много вопросов… Что будем с героями? Смогут ли они стать счастливыми или все останется так, как было? У пьесы, как и в спектакле, открытый финал, поэтому каждый читатель/зритель может поразмышлять, но мне почему-то кажется, что в результате все останется по-прежнему…
На протяжении всего спектакля звучит прекрасная музыка. И не просто музыка, а джаз. Возможно, это просто дань уважения автору – Вуди Аллен известен не только как режиссер, сценарист и актер, но и как джазовый кларнетист. А может быть, джаз, как музыкальное сопровождение, выбран еще и потому, что эта настоящая музыка с ее свободой самовыражения противопоставляется обману, то есть той ненастоящей жизни, которой живут герои, волей случая собравшиеся в квартире по адресу: 350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025.
Итак, если вы хотите увидеть легкий, ироничный, смешной, местами грустный спектакль с неожиданной развязкой, то постановка в МХТ им. Чехова именно то, что вам нужно!
Продолжительность спектакля: 1 ч 10 мин, без антракта.
Адрес МХТ им. Чехова: г. Москва, Камергерский переулок, д. 3
А вы смотрели этот спектакль? Поделитесь своими впечатлениями.