Заметки военного эксперта "Родины" о фильме, вышедшем на экраны 70 лет назад
Снятый в 1955 году, этот кинофильм вышел на экраны кинотеатров 9 января 1956-го - за полтора месяца до ХХ съезда КПСС, после которого начавшаяся со смертью Сталина робкая "оттепель" стала превращаться в бурное таяние снегов.
Но в деревне - а действие фильма начинается именно там - изменения стали заметны еще до ХХ съезда.
Яблунивка-55: на переломе эпох
Повесть армейского журналиста Ивана Стаднюка "Максим Перепелица", легшая в основу сценария, была опубликована еще при Сталине, в 1952 году. А следя за сюжетом, можно предположить, что в армию Максим ушел осенью 1953-го. Ведь преобразиться из балабола и "ловчилы" даже не в ефрейтора, а в целого младшего сержанта и получить 10-дневный (не считая времени в пути) отпуск на побывку домой он явно смог лишь на втором году службы (в сухопутных войсках тогда служили три года). А призыв проводился тогда один раз, в октябре. Так было установлено еще в 1874 году - когда и ввели всеобщую воинскую повинность...
Тут важно вспомнить, что даже в 1950-х крестьяне составляли больше половины населения страны. А годовой цикл сельхозработ в регионах-житницах заканчивался как раз в октябре - так что призыв не создавал дефицита рабочих рук.
Читайте "Родину" в Telegram - подписаться
Однако в максимовом селе Яблунивке этого дефицита и так не заметно. Полно и "дiвчат", и "хлопцiв". Хотя в начале 50-х молодежь стремилась покинуть село - всеми правдами и неправдами добывая в правлении колхоза справку (заменявшую на какое-то время паспорт, который колхозникам не выдавали, но без которого в городах жить было нельзя). Ведь при Сталине колхозы государство откровенно грабило - директивно изымая у них львиную долю произведенной продукции, а оплачивая ее по ценам ниже себестоимости. Поэтому за работу в колхозе даже на плодородной Украине платили крайне мало - так что жить приходилось за счет "личного подсобного хозяйства".
Кадры из фильма "В бой идут одни "старики" (СМОТРЕТЬ ФОТО)
Что же - еще одни лакирующие действительность "Кубанские казаки"? (Пусть даже все равно замечательные, невероятно волнующие благодаря проникновенной игре Сергея Лукьянова и Марины Ладыниной и песням на стихи Михаила Исаковского.)
Только отчасти.
Лакировка и надежда
Без лакировки сельской действительности советское кино не обходилось и в годы "оттепели" ("Председатель" 1964 года, эпизод в фильме "Друзья и годы" 1965-го и, отчасти, "Чужая родня" 1955-го - исключения). Но тут иное: фильм по книге 1952 года снимался в 1955-м, и зритель поневоле относил начало действия к этому времени.
А между 1952-м и 1955-м в жизни деревни изменилось многое.
Оторвавшийся в последние годы от реальной жизни Сталин - считавший, что для уплаты сельскохозяйственного налога колхознику достаточно продать курицу1 - умер. А сменившие его председатель Совета министров СССР Георгий Максимилианович Маленков и первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв - аккурат накануне предполагаемого нами времени призыва Максима в армию, в сентябре 1953-го, - провели через пленум ЦК решение о:
- двукратном уменьшении обязательных (оплачивавшихся по смешной цене) поставок колхозов государству,
- заметном увеличении оплаты государственных закупок сельхозпродукции (того, что закупалось по выполнении обязательных поставок),
- уменьшении оплаты колхозами услуг машинно-тракторных станций (то есть работы не принадлежавших тогда еще колхозам тракторов и комбайнов), а главное, о:
- двукратном снижении сельхозналога (денежного налога на личное подсобное хозяйство колхозника). В результате доходы крестьян заметно выросли - так, что в деревне (правда, не в украинской, а в русской) стали распевать частушку со словами:
- Наш товарищ Маленков
- Дал нам ситцу и блинков2!
Вот это воскресившее у селян надежду время и показано в "Максиме Перепелице".
Фуражка для призывника и министра
Советские люди увидели фильм в 1956 году, когда зажиточности Яблунивки удивляться уже не приходилось (тем более что в 1955-м увеличили втрое и оплату обязательных поставок).
Впрочем, середина 50-х отражена в фильме без особых прикрас. Деревня все еще бедновато и подчас безвкусно одетая. Когда пиджак мог сочетаться с кубанкой и с заправленными в сапоги галифе (как в "Кубанских казаках") или неуклюжей, с низкой тульей и лопатообразным козырьком, армейской фуражкой предвоенных и военных лет - в которой щеголяет призывник Максим. (Да что Максим - в дипломатической форме с фуражкой такого фасона еще в 1947 году красовался сам министр иностранных дел, член Политбюро ЦК ВКП(б) товарищ Молотов...)
Читайте также:
Но эта середина 50-х еще брызжет яркой народной культурой! И тут не только украинский обычай, связанный с "гарбузами". Достаточно вспомнить первые же кадры - праздничное шествие по селу пляшущих на ходу парней и девушек, обычное тогда и для украинцев, и для русских. Кажется, в последний раз это показали в кино в 1972-м, в фильме "Русское поле", в сцене проводов в армию. Сценарист Иван Стаднюк здесь ничего не придумывал - воспроизводил быт и нравы свой родной Кордышивки, что под Винницей.
Сельские обычаи ушли с тех пор в прошлое - вместе с традиционным селом...
Хрущев Никита Сергеевич (СМОТРЕТЬ ФОТО)
Армия Второй мировой
А вот армия в фильме показана вполне еще сталинская.
Ибо там радикальные перемены начались - и только начались! - как раз после выхода фильма, в 1956-м. Перемены, превратившие Советскую армию в армию новой, ракетно-ядерной эпохи - с тактическими и межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, с зенитно-ракетными установками, с несущими противотанковые управляемые ракеты вертолетами, с общевойсковыми защитными комплектами, средствами дезактивации и прочим оснащением, хотя бы гипотетически позволяющим действовать "в условиях применения оружия массового поражения".
Первый опыт таких действий - на Тоцких учениях, где взорвали атомную бомбу, - был произведен лишь 14 сентября 1954 года.
А так в первое послевоенное десятилетие Советская армия, по сути, мало чем отличалась от Красной армии последнего периода Великой Отечественной. Те же стратегия, оперативное искусство и тактика, те же танки Т-34-85 (применявшиеся, наряду с послевоенными Т-54 и ИС-3, еще и при подавлении осенью 1956-го восстания в Венгрии) и ИС-2, та же самоходная и почти та же буксируемая артиллерия. Вслед за Т-34-85 и ИС-2 в фильме проходят 100-мм полевые пушки БС-3 образца 1944 года и 57-мм противотанковые пушки ЗИС-2 образца 1941 года...
Стрелковое оружие уже обновилось: мы видим и автомат Калашникова (АК), и самозарядный карабин Симонова (СКС-45), и ручной пулемет Дегтярева РПД. Но обновилось только-только! Солдатский учебник 1952 года знакомил еще лишь с прошедшими войну автоматом ППШ и "ручниками" ДП и ДПМ. Да с карабином образца 1944 года - последней модификацией знаменитой винтовки образца 1891 года3!
Еще не вся пехота моторизована. Наряду с мотострелковыми существуют еще и просто стрелковые дивизии - в одной из которых и служит Максим.
Читайте также:
Леонид Быков: Мы будем всю жизнь помнить, чем обязаны друг другу
Армия носит еще практически ту же форму, что была введена в 1943-м. (Разве что покрой офицерских фуражек уже не такой неуклюжий, как в войну, а солдатские гимнастерки подпоясаны ремнем с введенной в 1946-м латунной бляхой и снабжены добавленными в 1949-м нагрудными карманами.) Повседневные погоны и шинельные петлицы солдат и сержантов еще цветные (в пехоте - малиновые), по краям их идет еще цветной (в пехоте - черный) кант, а на петлицах нашиты пуговицы. Офицеры еще в закрытых кителях со стоячим воротником.
Только в год съемок "Максима Перепелицы", в 1955-м, простые звездочки на офицерских фуражках заменили овальными кокардами, а канты на солдатских погонах и шинельных петлицах отменили. Это в фильме уже есть...
У войны женское лицо
Жизнь армии, конечно, идеализирована. Офицеры выглядят мудрыми школьными учителями, к подчиненным обращаются строго в соответствии с Уставом внутренней службы - на "вы" и уставным же языком... Но таковы были тогда правила игры! За уставным целомудрием книг и фильмов об армии бдительно следили рецензенты из Главного политического управления Советской армии и Военно-Морского Флота - без санкции которых фильм мог только лечь на полку... Ростки реальности здесь стали пробиваться лишь в первой половине 80-х (вспомним "Ответный ход" 1981-го или "Одиночное плавание" 1985-го).
Но есть и предельно реальная (и откровенно пронзительная) сцена в конце фильма. Когда на обочине дороги стоят - отделившись от прочих селян - и смотрят вслед уходящей пехотной колонне две женщины. Одна постарше, лет 35 - 40, другая помоложе, лет 20, не более.
Кто это, если не вдова и дочь не вернувшегося с Великой Отечественной солдата - вот так же уходившего, может быть, по этой же дороге на войну?
Женщины явно из массовки, а массовые сцены снимали в 1955-м на Полтавщине - откуда призывали и в 41-м, и после освобождения, в 43-м...
Читайте также:
Объяснение в любви Леониду Быкову его землячки из Краматорска
P.S. Ну а вообще это по-настоящему удачная - остроумная и просто умная - комедия. Именно остроумная! Максим Перепелица - это ведь не только (и то до поры до времени) плут и балабол, но и смекалистый, изобретательный и, безусловно, обаятельный парень! И дело тут не только в таланте и обаянии сыгравшего его Леонида Быкова, но и в сценарии Ивана Стаднюка.
Если это и "агитка", то далеко не столь неуклюжая, как сценарий аналогичного по сюжету и снятого одновременно фильма "Солдат Иван Бровкин" - сработанный Георгием Мдивани. Это уже потом, в 70-е, Иван Фотиевич сел не в свои сани, наивно и подчас по-графомански попытавшись объяснить в романе "Война" причины катастрофы 41-го. А как автор сценариев на армейскую тему подполковник Стаднюк был на своем месте - и в начале 60-х "выстрелил" еще одним, столь же остроумным. По которому сняли в 1964-м фильм "Ключи от неба".
- 1. Зверев А. Г. Записки министра. М., 1973. С. 244.
- 2. Круглов В. Н. "Последний сталинский голод": кризис продовольственного обеспечения в СССР начала 1950-х гг. // Экономическая история. Ежегодник. 2013. М., 2014. С. 428-429, 432.
- 3. Пособие для солдата пехоты. [М.,] 1952. С. 186-189.
Автор: Андрей Смирнов