Найти в Дзене
ИА Хакасия

Здравоохранение Хакасии нуждается в срочной реанимации и долгом лечении. Там - беда! (продолжение)

Говорить без гнева и пристрастия о ситуации в хакасской медицине сегодня уже невозможно. Самым наглядным образом бедственное положение в этой жизненно важной сфере республики высветил т.н. "правительственный час", который 28 января проходил в стенах регионального парламента. Здравоохранение Хакасии нуждается в срочной реанимации и долгом лечении. Там - беда! С докладом о состоянии дел в отрасли перед депутатами выступала первый заместитель министра здравоохранения Хакасии Наталья Аверина. Несмотря на все старания Натальи Александровны быть на позитиве, сам её доклад и последующие за ним ответы на депутатские вопросы представляли собой жалкое зрелище. На большинство заданных вопросов, докладчик ответить не смогла, т.к. просто не знала, что сказать. Так, депутат Андрей Алеев, конкретно спросил Аверину: "А где у нас (в Хакасии) детский онколог, где у нас детский хирург сосудистый, где у нас детский ортодонт? Ответ представителя Минздрава Хакасии на этот простой вопрос получился пространны
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

Говорить без гнева и пристрастия о ситуации в хакасской медицине сегодня уже невозможно. Самым наглядным образом бедственное положение в этой жизненно важной сфере республики высветил т.н. "правительственный час", который 28 января проходил в стенах регионального парламента.

Здравоохранение Хакасии нуждается в срочной реанимации и долгом лечении. Там - беда!

С докладом о состоянии дел в отрасли перед депутатами выступала первый заместитель министра здравоохранения Хакасии Наталья Аверина.

Несмотря на все старания Натальи Александровны быть на позитиве, сам её доклад и последующие за ним ответы на депутатские вопросы представляли собой жалкое зрелище. На большинство заданных вопросов, докладчик ответить не смогла, т.к. просто не знала, что сказать.

Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

Так, депутат Андрей Алеев, конкретно спросил Аверину:

"А где у нас (в Хакасии) детский онколог, где у нас детский хирург сосудистый, где у нас детский ортодонт?

Ответ представителя Минздрава Хакасии на этот простой вопрос получился пространным и невнятным:

"По кадровой политике. Конечно, это самый сложный вопрос, требующий огромного количества многоплановой работы, начиная с профориентации ещё школьников, затем сопровождения наших молодых людей, у которых, к слову сказать, изменились ценностные подходы, взгляды, они вообще другие уже люди.
И управление этими ресурсами, которые к нам приходят молодыми специалистами, конечно, тоже должно меняться, оно и меняется...
Что касается детских специальностей, которые вы перечислили, конечно, это очень нужные, но в то же время очень ответственные направления. Обучаются сейчас ребята, очень, конечно, мы ждём, детского онколога, но очень направление сложное", - практически это было всё, что первый замминистра здравоохранения республики сказала в ответ на прямой вопрос депутата.

До этого Наталья Александровна ещё несколько минут перечисляла меры поддержки врачей, существующие в Хакасии. Она говорила о программах "Земский доктор" и "Земский фельдшер", о доплате сельским медработникам, о привлечении ординаторов в первичное звено и так далее.

Между тем, детского онколога в Хакасии нет уже почти 2 года. Специалист такой был в республике, но уехал в соседний регион, т.к. там ему предложили более выгодные условия для работы. Из-за этого всех хакасских ребятишек в возрасте до 18 лет со всевозможными опухолями отправляют на обследование, лечение и просто для определения диагноза в Москву (!) за свой счёт.

Вопрос не решается годами. И всё это время хакасский Минздрав рассказывает жителям и губернатору одну и ту же затёртую до дыр историю о своих доблестных поисках узких специалистов.

Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

Депутат Алексей Лямкин спрашивает представителя Минздрава:

"Наталья Александровна, у меня конкретный вопрос по быстровозводимой модульной конструкции в селе Кирба Бейского района.Буквально с 2018 года жители ждут, когда это будет. В очередной раз на 2026 год поставили. Было обращение к президенту. Ответ вы дали, и звучит он так: по состоянию на 01.01.2025 года численность прикреплённого населения села Кирба составляет 1178 человек, расстояние до ближайшей медицинской организации составляет более 6 километров.
Таким образом, согласно требованиям, в селе должен размещаться фельдшерско-акушерский пункт.Позвольте не согласиться с вами, потому что по приказу Минздрава 202-Н, пункт 21, абзац 2, там должна быть расположена врачебная амбулатория, если расстояние превышает 6 километров. Пожалуйста, исправьте это", - обращается депутат.

Ответ Авериной звучит в том же стиле, что и раньше. По существу вопроса никакой конкретики. Зато куча разных слов на общие темы.

"Спасибо за вопрос. Изучим. Но здесь я хотела сказать, что всё-таки учитывается численность населения. Потому что вы тоже должны понимать, что во врачебной амбулатории штат достаточно большой и насколько там будет занят специалист? Но с учётом отдалённости... Хорошо, проработаем вопрос", - ответила первый замминистра здравоохранения.

Сергей Сокол в ходе жаркого правительственного часа: Мы не согласовываем министра здравоохранения

Судя по словам депутата, и этот вопрос не решается в Хакасии годами - люди ждут врачебную амбулаторию с 2018 года. Но представителю регионального Минздрава, оказывается, опять прост о нечего сказать в ответ людям. Ни "да", ни "нет".

Даже ссылки на конкретный документ Минздрава России и цитирование министерского ответа на запрос людей президенту Путину, Наталья Аверина спокойно пожимает плечами и говорит: изучим!

Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

Депутат Денис Филатов обращается к представителю Минздрава Хакасии:

"В Хакасии сокращается количество койко-мест. Сейчас этот показатель по Сибирскому федеральному округу наименьший. То есть более чем на 20 процентов по этому показателю мы от федерального округа отстаём и более чем на 10 процентов по Российской Федерации. В чём причина этого?", - интересуется депутат.

Наталья Аверина отвечает опять не по существу вопроса.

"У нас есть методические рекомендации, которыми мы рассчитываем все наши потребности населения, в зависимости от количества населения, от половозрастного состава, от заболеваемости. Обязательно делается срез с прошлыми годами: сколько пациентов было пролечено, за какое количество койко-дней.
Работа эта проводится постоянно, и я не могу сказать что у нас там меньше или больше, чем в России, чем в Сибири. У нас совсем другие цели и задачи. И вообще, на сегодняшний день у нас достаточный коечный фонд для оказания всех видов медицинской помощи", - самоуверенно ответила Наталья Аверина.

Цитировать дальше вполне конкретные вопросы депутатов хакасского парламента и витиеватые ответы на них представителя регионального минздрава нет особого смысла. Видео "правительственного часа" находится в открытом доступе, его можно посмотреть целиком.

Двадцать девятая сессия Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва

И главная проблема, которая обозначилась в ходе этого мероприятия, заключается совсем не в том, что первый заместитель министра здравоохранения Хакасии оказался не готов к такому откровенному разговору.

Основная беда сегодня состоит в том, что первые руководители медицинского ведомства правительства Хакасии совершенно не хотят признавать ту ужасную объективную реальность, в которой находится сфера здравоохранения региона.

О признании собственных ошибок здесь и говорить даже не приходится. Чиновники ведут себя надменно и самоуверенно, чувствуя свою неприкасаемость и отсутствие всякой ответственности за результаты своей работы.

Так, в результате депутатской дотошности, проявленной по отношению к представителю Минздрава Хакасии, выясняется, что сельские ФАПы в республике укомплектованы специалистами всего на 70%, диспансеризация населения в республике выполняется только на 80%, частные клиники к работе с полисами ОМС вообще не привлекаются, а элементарные вопросы с тем же теплым помещением для местных льготников, стоящих в мороз в очередях за положенными им лекарствами, решаться могут годами.

Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ
Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

По словам руководителя регионального отделения ОНФ Ксении Бугановой, жалобы, касающиеся региональной сферы здравоохранения, составили основу всех обращений из Хакасии на декабрьской прямой линии Владимира Путина.

"То, что пишут жители Хакасии, показывает, что ситуация в медицине у нас усугубляется с каждым годом.
Если ещё пару лет назад люди жаловались на то, что невозможно попасть к узким специалистам, то теперь жалобами засыпают о том, что невозможно попасть к терапевту, невозможно попасть к фельдшеру в ФАПы.
Сейчас нам отчитались, что планируется построить ещё 26 ФАПов, но у нас уже в трети ФАПов некому работать. У нас фельдшеров не хватает. Она сегодня работает в одном ФАПе, завтра – в другом, послезавтра – в третьем.
И у нас, по сути, население поставлено в такие условия, что люди должны научиться болеть по расписанию.Зачем ещё строить 26 ФАПов, если в уже построенных работать некому?
Поддержу коллег: нужно и важно привлекать частные клиники к работе с населением (по полису ОМС). И то, что они не хотят идти навстречу, это потому, что нашим ФОМСом неправильно устроена тарифная система.
Мы попытались изучить этот вопрос в других регионах. Там спокойно с полисом приходят в любую частную клинику и попадают к любому врачу", - заверяют представители ОНФ.

Столь жёсткая постановка вопроса о результатах работы хакасского минздрава уже под самый занавес "правительственного часа" вынудила на откровенность профильного зама губернатора Татьяну Курбатову.

-6

Стоп-кадр прямой трансляции сессии ВС РХ

"К сожалению, на федеральном уровне долгое время не регулируется проблема соотношения частной клиники и государственной на количество жителей.
И у нас в каждом доме многоквартирном, вы прекрасно видите, есть кабинеты частные (медицинские). В этих кабинетах работают специалисты, которые до обеда принимают в районной или городской больнице, а после обеда — в платной клинике. Есть случаи, когда специалисты уходят работать только в платные клиники.
Нет, к сожалению, такой нормы или закона: отучился в государственном медицинском учебном заведении – будь добр, работай только в государственном (медучреждений). Уходишь в частную медицину – тогда учись в частном (учебном заведении)... Беда!", - ёмко и просто одним словом описала ситуацию с врачами в республике Татьяна Анатольевна.

Добавить к сказанному уже просто нечего. На глазах у всех жителей республики сфера доступного и бесплатного государственного здравоохранения в Хакасии скукоживается, словно бальзаковская шагреневая кожа.

Качественная медицина вокруг стремительно становится платной, т.е. фактически недоступной для большинства населения республики. И то, что аналогичные процессы сегодня происходят и в других регионах (в той же прогремевшей на всю страну Кемеровской области) является слабым утешением.

Работа Минздрава Хакасии и без всяких общегосударственных проблем уже давно хромает у нас на обе ноги. Ничего не меняя в этом ведомстве, скоро мы увидим, как оно опустится на колени, вставать с которых потом можно будет бесконечно.

Михаил Валов, политический обозреватель ИА "Хакасия"