Пару дней назад я опубликовал небольшой пост «Охрана Си Цзиньпина предотвратила попытку смещения руководителя Китая». Публикация привлекла внимание читателей, и я решил изучить биографию героя публикации зампредседателя Центрального военного комитета (в России обычно переводят как совет, англоязычные — комиссия) Чжан Юся.
Родители и успешная карьера офицера
Известно, что Чжан Юся появился на свет в столице КНР в 1950 году в июле. Его отец герой гражданской войны генерал Чжан Цзунсюнь (1908-1998), он был в 1970-х командующим тыловыми частями армии Китая. В 1940-х годах он служил вместе с отцом Си Цзиньпина — Си Чжунсюнем. Маму звали Ду Фан.
В 1968 году 18-летний Юся стал рядовым бойцом Народно-освободительной армии Китая (НОАК), а через год вступил в компартию. Во время вооружённого конфликта между Вьетнамом и Китаем, произошедшем в феврале — марте 1979 года и пограничной атаки на Лаошань 1984 года Юся отличился в боях, так же, как и его подельник по инциденту и протеже Лю Чжэньли. Они в высшем военном руководстве единственные с реальным боевым опытом. Однако, их боевой опыт — командование ротой и полком. Нет опыта руководства большими частями сухопутных войск, морских соединений, кибернетическими войсками, ядерными стратегическими силами. У китайской армии вообще нет реального боевого опыта. И далее Чжан из полевых стрелковых частей перешёл в тыловые структуры, и повторил фактически карьеру отца являясь снабженцем. Так, с октября 2012 по август 2017 года он начальник Главного управления вооружений и военной техники НОАК. А В 2011 «догнал» отца по званию, став трёх звёздным генералом. Это второй случай в китайской армии.
Управление вооружёнными силами КНР
Высшим руководящим органом ВС КНР является Центральный военный комитет (ЦВК), он осуществляет единое командование всеми вооруженными силами страны: Народно-освободительной армией (НОАК), Народной вооруженной полицией и народным ополчением. Он формально подотчетен и формируется Всекитайским собранием народных представителей (парламентом). Однако фактический центр принятия решений — это партийный орган Военный совет ЦК КПК. По составу они полностью совпадают. Министерство обороны подчиняется их решениям. Возглавляет комитет гражданское лицо — лидер партии и страны (сейчас это генеральный секретарь, председатель Си Цзиньпинь), являющийся верховным главнокомандующим. В марте пройдёт очередная сессия Всекитайского собрания, оно может «доукомплектовать» состав.
Чжан Юся член ЦВК с 2012 года, а с 2017 заместитель председателя.
Хотя военные должны не вмешиваться в политику, часто они являются в ней ключевыми игроками, в том числе внутри самой КПК. Именно армия играла главную роль в критические для судеб партии и страны моменты. Военные внесли в 1976 году решающий вклад в остановку "культурной революции". Тогда спецназовцы военной части N8341, охранявшей руководство партии, арестовали членов "банды четырех", что обеспечило приход к власти реформаторов во главе с Дэн Сяопином. И в 1989 году вмешательство военных спасло коммунистический Китай от студенческого Майдана на площади Тяньаньмэнь и возможной цветной революции.
Как утверждал Мао Цзедун: "Винтовка рождает власть". Население Китая составляет примерно 1,405 миллиарда человек. На 20-м съезде КПК, который прошел в октябре 2022 года, было 2296 избранных делегатов. В съезде участвовало 304 делегата (13%) от НОАК и Народной вооруженной полиции. Они представляли одну из крупнейших электоральных групп на съезде. По итогам съезда в новый состав Центрального комитета (ЦК 205 членов) вошли 44 представителя вооруженных сил, что подчеркнуло значимость оборонного сектора в текущей политике Китая.
4-й пленум ЦК КПК 20-го созыва, который прошел с 20 по 23 октября 2025 года в Пекине с участием 168 членов. Пленум официально подтвердил исключение из партии 14 высокопоставленных лиц, среди которых значительную часть составляли военные в том числе 9 генералов. Сейчас говорят о претензиях ещё к 17 генералам.
Оценим версии
В китайской политической тусовке есть определённое раздражение и напряжение. В стране огромное количество успешных миллиардеров из бизнес-сообщества, и многие влиятельные партийные функционеры хотели бы иметь подобный уровень жизни, но Си Цзиньпинь упорно закручивает антикоррупционные «гайки». Вокруг такого тяжеловеса, как Чжан Юся (а он являлся высшим военным чином страны), всегда формируются сложные отношения, группировки союзников и противников. И возможно, они хотели отправить лидера страны на пенсию, как у нас в СССР Брежнев отправил Хрущёва. Могли его поддержать и американцы и тут уже «сценарий Мадуро». Тем более Чжан имел с ними контакты и ему инкриминируется шпионаж в интересах противника и передача ядерных секретов.
Хотя, обвинения в коррупции или предательстве второстепенны. Первопричина, возможно, в том, что это человек, который набрал слишком большой вес и влияние, не всегда согласен с Си и его необходимо вовремя убрать из политической жизни.
Но, Си сумел разрушить его планы. Он готов к жёстким мерам, жертвуя даже близкими отношениями, которые сложились у него почти в детские годы. Теперь лидер Китая фактически единолично управляет армией — с опорой, конечно, на главного организатора чисток Чжан Шэнмина и опорой на ядерные войска.
Так же есть министр обороны Дун Цзюнь, назначенный в 2024 году. Он адмирал Военно-морских сил КНР, а не выходец из сухопутных войск, как все предыдущие министры. В последнее время построено три авианосца, флот Китая сравнялся по количеству кораблей с флотом США. Проблема Тайваня не решена.
В 2027 году планируется следующий съезд КПК. У Си может быть четвёртый срок во главе партии, ограничения по 2 циклам сняты. Си Цзиньпин разрушил систему, обеспечивавшую устойчивость власти, убрав ограничения по срокам и отказавшись от идеи назначения наследника на втором сроке. Он же глава страны и теперь ещё крепче управляет армией, партией и страной.
P.S. Не прошло и недели новый арест. Министр по управлению в чрезвычайных ситуациях Китая Ван Сянси находится под следствием из-за подозрений в коррупции. Об этом сообщило агентство Xinhua со ссылкой на Центральную комиссию Коммунистической партии КНР (КПК) по проверке дисциплины и Государственный надзорный комитет.
Ситуация примечательна сразу по нескольким причинам. Во-первых, дела в отношении действующих министров в КНР возбуждают крайне редко. Во-вторых, Ван Сянси – не просто чиновник, а секретарь компартии в своем ведомстве, то есть фигура системная и политически встроенная. Это уже не «очистка рядов», а демонстративный сигнал всей номенклатуре.
Кормчий Си Цзиньпинь держит крепко штурвал в руках.