Красноярск традиционно ассоциируется с зимними видами спорта, но при этом одни дисциплины, такие как хоккей с мячом или регби, остаются на пике десятилетиями, другие (например, городки) уходят в тень.
В то же время появляются новые увлечения: кёрлинг, падел, пиклбол и даже фиджитал-спорт, сочетающий виртуальную и физическую реальность.
О том, от чего зависит мода на спорт, какие новые дисциплины стоит попробовать и чего не хватает городу, рассказал krsk.aif.ru директор Красноярского колледжа олимпийского резерва Сергей Веневцев.
Сибирские забавы
Наталия Тихомирова, krsk.aif.ru: Сергей Иванович, колледж культивирует около 30 видов спорта. Но есть ли среди них особые сибирские виды, которые стали визитной карточкой края?
Сергей Веневцев: Безусловно, и это в первую очередь зимние виды спорта: хоккей с мячом, лыжи, коньки. Сейчас обороты набирает кёрлинг, который всё больше становится сибирским. Лет пятнадцать назад, когда мы начинали его развивать, я смотрел на опыт Канады, где в него играют миллионы. Логика была простая: у них много ледовых гладей, у нас в Сибири — то же самое. И это сработало.
Сегодня кёрлинг — наш основной вид спорта по государственному заданию. Мы создали базу, которая признана лучшей тренировочной ареной России. Но главное — это доступность. Человек любого возраста может играть. Мы делаем площадки при школах, во дворах с клубами по месту жительства.
Сейчас кёрлинг развивается уже примерно на 20 территориях края: это Ермаковское, Ачинск, Канск, Зеленогорск. Как только где-то появляется ледовая коробка, мы сразу заходим туда с мастер-классами. Этот вид спорта идеально лёг на наш климат и менталитет: он стратегический, техничный и очень социальный, что хорошо сочетается с сибирским характером.
— Но почему одни виды спорта выстреливают, а другие, даже древние, угасают? Например, лапта сейчас на подъёме, а городки почти забыты.
— Исконный русский народный спорт — лапта. Успех этой игры — пример того, как всё зависит от личности и административного ресурса. Нашёлся энтузиаст, который взял, по сути, деревенскую забаву и дал ей серьёзный толчок. Раздали биты по территориям, организовали соревнования, сделали мероприятие — даже рекорд России по массовости одновременной игры был установлен. Правила простые, тренеров высшего уровня не нужно — и вот уже спорт живёт.
Но, к сожалению, так произошло не со всеми видами спорта. Да, городки были широко распространены, а сейчас о них мало кто помнит. Всё упирается в работу федерации на местах и энтузиазм. Спортивная мода в регионе часто имеет глубокие корни: она рождается из самой географии и традиций.
Возьмите хоккей с мячом: это наша легенда, нигде в мире нет такого поголовного увлечения им на профессиональном уровне. Или наши горнолыжные склоны: они задают вектор развития целой инфраструктуры и рождают своих героев. Но мода переменчива. Чтобы тот или иной вид спорта не ушёл в тень, нужна постоянная системная работа: кадры, обновляемая материальная база и, что критически важно, соревновательная жизнь — от школьных стартов до краевых чемпионатов.
Энтузиастам тут место
— Вы заговорили о моде и энтузиазме. Как рождается мода на спорт в регионе? Почему вдруг все начинают играть в падел или пиклбол?
— Мода — сложное явление. Часто она идёт вслед за крупными событиями. Первый толчок в нашем крае, помню, дала Спартакиада народов СССР в 1982 и 1986 годах — тогда началось активное строительство спортивных объектов. В современной истории — XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 года. Появляется новая, современная инфраструктура — появляется и интерес к определённым видам спорта.
Сейчас драйвером может стать популярный фильм или пропаганда здорового образа жизни. Человек видит эмоциональный вдохновляющий пример и думает: «А я тоже так смогу!»
Следом идёт ключевой фактор — доступность. Если вид спорта очень дорогой, без господдержки он останется увлечением для избранных. Поэтому государство работает с базовыми олимпийскими видами, создавая для них условия. А дальше — цепная реакция: появляются объекты, тренеры, соревновательная цепочка — от города до края. Но есть и обратная сторона — эффект новизны. Вспомните бум боулинга: был на пике, а потом интерес начал спадать. Это естественный цикл. Наша задача — ловить волну и стараться превратить временное увлечение в устойчивую спортивную привычку, создавая для этого доступную среду.
— Сейчас появляются и другие, более доступные виды спорта. Например, пиклбол. В чём секрет этой новой волны увлечения?
— Падел и пиклбол — яркие примеры такой волны. Это относительно доступные виды. Пиклбол, например, это своего рода большой теннис в миниатюре. На одной площадке для тенниса, к примеру, можно разместить целых четыре площадки для пиклбола! Ракетки недорогие. Мы уже запустили бесплатные занятия для старшего поколения в крытом помещении, а летом выйдем на улицу. И это будет абсолютно бесплатно.
Когда есть спрос, бизнес тоже подключается: строятся частные площадки в торговых центрах. Мы как госучреждение только рады: чем больше людей занимается, тем лучше. Конкуренции здесь не видим. Наоборот, это синергия. Частные инициативы зачастую работают с теми, кто ищет более комфортные условия, мы же обеспечиваем массовый, социально ориентированный вход в спорт. Более того, мы видим, как на одной площадке, к примеру, в торговом центре, могут соседствовать падел, сквош и гимнастика — и все секции заполнены. Это показатель здоровья спортивной экосистемы города.
Спорт и цифра
— Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие спорта в краевой столице, особенно в преддверии её 400-летия?
— Если говорить о традиционных видах, то, безусловно, будут в тренде зимние дисциплины — лыжи, биатлон. Это наша природная данность. Хоккей с мячом — наша гордость, у нас одна из лучших команд в стране. Регби тоже мощно развивается.
Но главный тренд, за которым будущее, это цифровизация и синтез. Мы активно развиваем фиджитал-спорт — это сочетание физического и цифрового спорта. Например, фиджитал-футбол: две команды сначала играют виртуальный матч на компьютерах, а затем с тем же счётом выходят на реальное поле и доигрывают его. То же самое с баскетболом, хоккеем. Это не игрушка, а серьёзное направление, которое уже признано на федеральном уровне и включено в реестр видов спорта.
— Спорт уходит в виртуальность?
— Для нас это не абстракция. Недавно мы получили оборудование на 34 млн руб. от Минспорта РФ для создания фиджитал-центра на базе колледжа. Там будет компьютерный класс, зоны для гонок на дронах, лазертага, автосимуляторов, танцевальных симуляторов.
Мы уже обучаем студентов пилотированию дронов, а теперь у них появится профессиональное оборудование для тренировок и соревнований. Это новое образовательное направление, и спрос на него огромный. Современные дети живут в цифре, и такая гибридная форма — идеальный мост, чтобы вовлечь их в активность. Виртуальная реальность уже используется в профессиональном спорте — например, наши боксёры в VR-очках отрабатывают удары. Это эффективный тренировочный инструмент.
Парки вместо дворцов
— Ещё один важный тренд — массовый уличный спорт.
— Сейчас много парков, скверов с воркаутами, столами для настольного тенниса. Мода на бег, скандинавскую ходьбу, треккинг — это тоже огромный пласт. Спортом становится простая прогулка в комфортной среде.
Надо создавать эту среду: развивать парки, набережные, делать доступными простые активности. Спорт будущего — это не обязательно огромные дворцы. Это ещё и доступная, технологичная, разнообразная среда прямо у дома, где каждый может найти что-то для себя. От классического кёрлинга до гонок на дронах — таков наш сибирский спортивный ландшафт.
И мы в колледже стараемся быть не только кузницей чемпионов, но и живой лабораторией, где рождаются эти новые форматы, отвечающие вызовам времени и сохраняющие наше уникальное наследие.