31 января 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны 314 человек, в том числе семеро священников. Один из них – иерей Илия Ляпушкин, настоятель церкви святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. Сын Церкви, молодой священник, отец маленькой дочки, просто хороший человек.
Малая родина Весьегонский уезд, деревня Новь
На северо-востоке Тверской области в Весьегонском районе находится деревня Новое, которая была основана в первой половине XIX века и называлась Новь. Здесь в 1906 году в семье крестьянина Василия Ляпушкина родился сын. Младенца крестили с именем Илия в Спасо-Преображенской церкви на погосте Никола-Высока, что в полуверсте от Романовского. Этот храм с приделом святого Илии Пророка возвели из дерева в 1770 году, а в 1803–1850 годах на его месте построили большую каменную церковь с высокой колокольней. С 1878 года в селе существовало земское училище, которое в 1893 году стало церковно-приходской школой. В ней Илия Ляпушкин получил начальное образование.
Духовная семинария
В анкетах Илии Васильевича Ляпушкина в графе «образование» указывается духовная семинария. Однако, в какое именно учебное заведение он поступил и сколько лет учился, неизвестно. Дело в том, что духовная семинария в Кашине закрылась осенью 1917-го, после Октябрьского переворота, а одна из крупнейших в России Тверская семинария, в которой обучалось примерно 5% крестьянских детей, закрылась в 1918 году. В том же году прекратилась работа Московской семинарии. Как бы то ни было, Илия Васильевич Ляпушкин стал священником. Год его хиротонии не установлен. Информации о том, в каких храмах отец Илия служил до 1932 года, не сохранилось.
Село Деуниньское (Дегунино)
В октябре 1932 года иерей Илия Васильевич Ляпушкин переезжает в пригород Москвы, в Дегунино, история которого к тому времени отметила шесть славных веков, а вероятнее всего – и более того. На улице Главной (Дегунинская) находился и находится храм, в котором отец Илия прослужил немногим более пяти лет. Недалеко от храма, в доме № 40, поселилась семья священника Ляпушкина. В 1933 году в ней родилась дочь. Жизнь в сельской местности, которая славилась земляничными полянами и коровьим молоком, казалась более комфортной для молодой семьи.
Село Деуниньское (Дегунино) на речке Лихоборке, своеобразной границе с Москвой, в верховьях Спиркова вражка, известно с 1331 года. Именно оно было завещано московским князем Иваном I Даниловичем Калитой своей второй жене Ульяне и младшим дочерям. Однако в 1353 году Семен Гордый, сын Калиты от первой жены Елены, пожаловал Дегунино своей третьей супруге Марии. В 1389 году фигурирует завещание Дмитрия Донского, внука Калиты от сына Ивана II Красного. Согласно этому документу Дегунино переходило семилетнему сыну князя Димитрия Донского Андрею Дмитриевичу, князю Можайскому. По велению его матери, суздальской княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393–1394 годах в Кремле при женской половине дворца построили домовый храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря). Князь Андрей Дмитриевич подарил село Дегунино с землями и крестьянами на содержание причта новой кремлевской церкви.
А потом история словно забывает о княжеском и церковном селе. Хотя существуют документы 1560 года, подтверждающие факт его принадлежности Рождественскому храму. В Смутное время (1598–1613 годы) село Дегунино было разорено. Через десять лет оно стало деревней с разрушенным деревянным храмом и 17 жителями.
В 1700 году по указу Петра I Дегунино отошло Алексеевскому стародевичьему монастырю, что на Чертолье. В 1764 году после секуляризации стало «экономическим», а в 1852 году относилось к Ведомству государственных имуществ.
Проведение линии Николаевской железной дороги, ведущей в Санкт-Петербург, изменило жизнь села и обеспечило приток жителей. В конце века здесь работали заводы: кирпичные, шерстобитный, химический, находились усадьбы их владельцев. Дегунинскую землю прикупил даже известный московский магазин «Мюр и К» (ЦУМ). При этом Дегунино считалось и отличным дачным местом.
После Октябрьского переворота село развивается как рабочий поселок с аграрными (среди прочих) предприятиями. В 1927 году национализированному химическому заводу ТД «Н. В. Лепешкин и сыновья» присвоили имя русского революционера, советского государственного и политического деятеля П. Л. Войкова. В 1925 году в селе Дегунино основали сельсовет, а в период коллективизации – колхоз, ведь издавна жители села занимались разведением коров и торговали молоком.
Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине
В октябре 1932 года в древний дегунинский храм был назначен отец Илия Ляпушкин. Ему было суждено стать третьим настоятелем за год и последним – в советский период. С 1930 по 1932 год настоятелем храма являлся священник Иоанн Александрович Красовский, с августа по октябрь 1932-го – священник Иоанн Оглоблинский.
К концу XVI века относится первое упоминание о деревянном храме святых Бориса и Глеба – первых канонизированных русских святых, почитаемых как заступников русской земли и небесных помощников князей. В Писцовой книге 1584 года указывалось, что храм имеет двор попов, двор дьячка, три кельи, двор протопопа и братии. Безусловно, на княжеской земле церковь существовала и ранее. Во времена Смуты храм Бориса и Глеба сгорел, и долгие годы в Дегунино не слышали звон церковных колоколов. В конце XVII века отстроили новый деревянный храм на каменном фундаменте, но по какой-то причине освятили его в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а в нем обустроили придел святых Бориса и Глеба. Вообще, в то время появилось немало церквей именно с посвящением апостолу Иоанну Богослову.
В XVIII веке приход Борисоглебского храма увеличился. Причиной был рост числа жителей сел Дегунино, Бескудниково, Верхние Лихоборы.
Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала, однако она нуждалась в расширении. Последующие годы, когда построили Николаевскую железную дорогу и в Дегунино открылся кирпичный завод купца В. А. Прорехова, храм стал тесным. В 1866 году рядом со старым деревянным храмом отстроили каменный – из кирпича Прорехова, с колокольней, в русско-византийском стиле, и освятили его в честь святителя Николая Чудотворца. Две церкви простояли рядом почти десятилетие до 1884 года, когда деревянную разобрали, а каменную освятили в честь святых Бориса и Глеба.
До Октябрьского переворота оставалось 33 года, до ареста последнего настоятеля Илии Ляпушкина – более полувека. Он был добрым пастырем, мудрым и любящим человеком, к которому люди шли за советом, поддержкой, душевным теплом. Такой авторитет не нравился местным представителям советской власти. В 1920–1930 годах храм получал разрешение местных властей на проведение крестных ходов и посещение с иконами домов верующих. Это давало сведения для выявления «чуждых элементов» и арестов.
Донос, арест и приговор. Январь 1938 года
19 января 1938 года иерей Илия был арестован и доставлен в Таганскую тюрьму по адресу Новые Каменщики, дом 16. В непосредственной близости к ней находился закрытый в 1918 году и превращенный в концлагерь Новоспасский монастырь. Материалы дела священника удивляют своей предельной краткостью, словно писались второпях.
26 января Илия Васильевич Ляпушкин был осужден тройкой УНКВД по Московской области. Священнику предъявили обвинение по статье 58-10, часть 1: «контрреволюционная пораженческая агитация и распространение контрреволюционной клеветы, недовольство советской властью». Приговор – расстрел.
Такая формулировка считалась самым распространенным проявлением антисоветских настроений жителей деревни. Причиной ареста настоятеля храма святых Бориса и Глеба считается сфабрикованный донос. Конкретная информация о нем отсутствует. Часто доносительство становилось подспорьем в выполнении НКВД поставленных задач по спискам неблагонадежных граждан, к каким относились священнослужители.
Настоятель храма святых Бориса и Глеба вины своей не признал. 31 января 1938 года приговор был приведен в исполнение на полигоне в Бутово. 27 июня 1989 года Илия Васильевич Ляпушкин был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Судьба храма
Храм закрыли в 1940-м или 1941 году. Купола сломали. Верхние ярусы колокольни разобрали. По решению исполкома Мособлсовета под номером 413 его передали под амбулаторию. Затем в нем разместились цеха артели «Родина», выпускавшей трикотажные шапки и спортивные костюмы. Храм обнесли забором, сделали к нему пристройки. В 1991 году Борисоглебский храм был возвращен верующим.
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube/ МАХ