В начале 2000-х Стивен Ли считался одной из самых ярких звезд снукера. Он поднимался до пятого места в мировом рейтинге, однако получил длительную дисквалификацию за договорные матчи. Англичанин, который на протяжении многих лет настаивал на своей невиновности, признался, что не будет возвращаться в мэйн-тур, хоть дисквалификация закончилась, но хочет влиять на жизнь следующего поколения игроков, пишет The Hindu.
Стивен Ли оказался в эпицентре скандала в 2013 году. Английский профессиональный игрок в снукер был дисквалифицирован на 12 лет — с зачетом с 2012 года — после того как Всемирная профессиональная ассоциация бильярда и снукера (WPBSA), руководящий орган этого вида спорта, признала его виновным по семи пунктам обвинений в договорных матчах.
На тот момент это было самое суровое наказание в истории снукера — до пожизненных дисквалификаций Лян Вэньбо и Ли Хана в 2023 году (за договорные матчи и другие нарушения). Ли, которому на момент удара судьбы было 38 лет, также обязали оплатить судебные издержки в размере 40 000 фунтов стерлингов, которые впоследствии выросли до более чем 100 000 фунтов.
Так печально завершилась его профессиональная карьера, достигшая впечатляющих высот. Импульсивный игрок, способный заставить биток «танцевать» по своей воле благодаря эстетичному, «роллс-ройсовскому» движению кия, Ли выиграл пять рейтинговых титулов. Последний из них – на Players Tour Championship 2012 года.
Первые признаки его исключительного таланта проявились на Millennium Cup 1999 года в Гонконге, когда Ли на пути к титулу разгромил признанных мастеров: Марко Фу (5:0), Стивена Хендри (6:1) и Ронни О’Салливана (7:2).
Ли достиг своей лучшей позиции в мировом рейтинге — пятого места — в сезонах 2000–01 и 2003–04, затем переживал спад формы в период с 2008 по 2010 годы. Он только начал возвращать прежнюю игру, когда дисквалификация нанесла по нему сокрушительный удар.
«Будучи слабым человеком в уязвимом положении, Ли поддался искушению. Я считаю маловероятным, что он был главным организатором или инициатором происходившего. Скорее всего, им просто воспользовались», –сказал тогда председатель независимого трибунала, рассматривавшего дело, Адам Льюис.
В списке обвинений фигурировали семь договорных исходов, включая поражение в первом раунде чемпионата мира 2009 года от Райана Дэя. Сам Ли, в свою очередь, продолжал настаивать на своей невиновности.
Забывая прошлое
Теперь, в возрасте 51 лет, выступает в Cue Sports Premier League. Ли не избегает разговоров о своем прошлом. Он решительно отрицает обвинения, указывая на полицейское расследование по делу о договорных матчах, начатое в 2010 году. В 2012 году эти обвинения были сняты.
«Полиция разбиралась с этим два года, и в их обвинениях не было никаких денег. Если бы я сделал что-то неправильно и у них везде нашли бы деньги — тогда да, я виновен. Но денег не было. Я потерял дом, я потерял машину. Если бы я занимался договорными матчами, я бы не потерял дом и не потерял бы машину. Я видел схемы ставок, но никакие деньги даже близко ко мне не подходили», — говорит Ли.
Движение вперед
В самые тяжелые моменты жизни Ли находил поддержку в своей жене Лоре и находил силы жить и бороться прежде всего ради своих детей.
«Моя жена была рядом со мной. Я смотрел на лица своих детей и понимал, что в жизни есть нечто большее. Именно это дало мне толчок выйти и бороться — ради всех, кто был вовлечен», — вспоминает он.
Ли утверждает, что одна из английских национальных газет «распространяла ложь» о его деле. Он также добавляет, что планирует рассказать свою версию событий в книге.
«Я собираюсь высказаться. Я никогда не говорил о том, что я чувствовал и что они на самом деле сделали со мной как с человеком. Тогда я молчал, потому что жена не хотела, чтобы я говорил», — признается он.
Без второго дыхания
Дисквалификация Ли, к слову, закончилась год назад. Появлялись слухи о его возможном возвращении в профессиональный тур, однако он не намерен снова ввязываться в изнурительную борьбу.
«Я недавно сыграл матч против Джеймса Ваттаны в Таиланде, и он стал вирусным. Я очень скромно к этому отношусь», — говорит Ли.
Он добавляет, что потерял жену два года назад.
«Она никогда не хотела, чтобы я возвращался и снова играл в профессиональный снукер. У меня нулевой интерес к World Snooker Tour. Я собираюсь заниматься другими вещами. Я все еще могу получать удовольствие от игры в снукер на определенном уровне. Но я не настолько глуп, чтобы думать, что смогу вернуться после 12 лет. Двенадцать лет — это слишком долго. Я не готов тратить время, пробиваясь через Q School (квалификационные турниры). И работа с WPBSA меня совершенно не привлекает. WPBSA никогда ничего для меня не делала как организация. Они не помогают игрокам», – считает Ли.
Сейчас Стивен живет в Таиланде, стремится помогать молодому поколению, он тренирует молодые таланты.
«Я буду помогать тайским ребятам. Когда появится возможность, я помогу и китайским игрокам. Я рад помочь любому, кто хочет получить опыт, кто хочет понять, как правильно выполнять удар и что нужно, чтобы стать профессионалом. Было бы приятно что-то вернуть этому виду спорта», – рассказывает Стивен Ли.
Он также отмечает, что недавно получил приглашение сыграть показательный матч против Ронни О’Салливана, но вежливо отказался.
«Я сказал промоутеру, что не смог бы обыграть Ронни даже в лучшие годы. И уж точно нет шансов, что я полечу ради этого из Таиланда», – поясняет он.
Когда его спрашивают о его знаменитом «роллс-ройсовском» движении кия, на его лице появляется застенчивая улыбка.
«Очень приятно это слышать. Я искренне польщен. Мощь и точность чистого удара — результат многих лет упорной работы. Нужно проводить много часов, чтобы понять механику движения кия. Все дело в легкости удара, а не в силе. Нужно оставаться расслабленным и вести кий через шар как можно проще. Конечно, у каждого игрока свое индивидуальное движение кия. Не существует универсального варианта. Многие игроки просят у меня советов по технике — и это очень приятно», — добавляет он.
На этом этапе своей жизни Ли чувствует себя спокойно, он доволен и с теплотой говорит о своих четырех детях. Один из его сыновей сейчас живет с ним и переходит в китайский пул, а также играет в снукер в Бангкоке. Сам Стивен подписал несколько контрактов на работу в Китае. У него есть пара собственных небольших бизнесов. Всп изменилось. Он говорит, что сейчас у него все хорошо.
Использование текста в коммерческих целях, а также его перепечатка без указания авторства и активной ссылки на материал запрещены.