Найти в Дзене
Владимир Кисаров

Записки актера. Как сказать агенту или режиссёру «нет», если роль тебе реально противна.

Сегодня мы подошли к очень важному вопросу. Он, на самом деле, простой по формулировке, но очень непростой по сути. Как сказать агенту или режиссёру «нет», если роль тебе реально противна? И тут важно сказать одну банальную вещь, о которой мы часто забываем: мы свободные люди. И за то, что мы делаем, мы несем вполне конкретную ответственность. Если роль тебе не нравится, вызывает отторжение, если ты понимаешь, что она тебе не подходит по каким-то внутренним параметрам, — это нормально. Но дальше начинается самое сложное — необходимо понимать последствия отказа. Представим ситуацию: ты отказываешь режиссёру, а это, вообще-то, редкость, когда режиссёр сам к тебе обращается. Либо это студент или начинающий режиссер, который ищет актеров и пишет напрямую, но, кстати, студенты редко предлагают что-то по-настоящему отвратительное. Обычно это живые, честные, пусть и простые вещи. Если же режиссёр сам выходит на тебя, и ты уже находишься в круге его внимания, это другая степень ответственност

Сегодня мы подошли к очень важному вопросу. Он, на самом деле, простой по формулировке, но очень непростой по сути. Как сказать агенту или режиссёру «нет», если роль тебе реально противна?

И тут важно сказать одну банальную вещь, о которой мы часто забываем: мы свободные люди. И за то, что мы делаем, мы несем вполне конкретную ответственность. Если роль тебе не нравится, вызывает отторжение, если ты понимаешь, что она тебе не подходит по каким-то внутренним параметрам, — это нормально.

Но дальше начинается самое сложное — необходимо понимать последствия отказа.

Представим ситуацию: ты отказываешь режиссёру, а это, вообще-то, редкость, когда режиссёр сам к тебе обращается. Либо это студент или начинающий режиссер, который ищет актеров и пишет напрямую, но, кстати, студенты редко предлагают что-то по-настоящему отвратительное. Обычно это живые, честные, пусть и простые вещи.

Если же режиссёр сам выходит на тебя, и ты уже находишься в круге его внимания, это другая степень ответственности. Не такая, как когда предложение приходит через агента. Здесь отказ звучит громче и считывается острее.

Отдельная история — агент. Агент предлагает то, что, во-первых, прокормит его. И, во-вторых, то, что, по его мнению, может быть полезно тебе как актеру. Иногда это эпатаж, иногда то, что попадает в твой типаж, но не всегда то, что совпадает с твоим внутренним ощущением себя.

Бывает так, что тебе присылают пьесу или сценарий, но они тебе категорически не нравятся, потому что там есть что-то, с чем ты не можешь согласиться, а не из-за капризов. Да, многие говорят: деньги не пахнут. И да, иногда, если хорошо платят, люди идут на компромисс.

Я приведу пример. Мне, например, не очень нравятся роли с нецензурной бранью. Я однажды даже подсчитывал — примерно в шести эпизодах или ролях у меня был такой материал. Я не горжусь этим, если честно, но я играл персонажа, который так говорил. И в тот момент я пошёл на уступки.

Но была и другая история. Роль, откровенно отвратительная. Её предложил не режиссёр, а агент. Это был известный телеканал, который специализируется на таком контенте. Мне до сих пор неприятно даже пересказывать, о чём это было, но тогда я внимательно выслушал агента, прочитал сценарий и наотрез отказался.

Важно как ты это делаешь.

Ты можешь злиться, беситься и думать: как вообще можно было мне такое предложить. Это нормально. Но в момент отказа нужно быть максимально профессиональным.

Фразы для отказа могут быть очень простыми:

«Я не вижу себя в этом материале».

«Я чувствую, что эта роль мне не подходит».

«К сожалению, я вынужден отказаться от участия».

И всё!

Вообще, я советую расставаться со всеми — режиссёрами, агентами, агентствами, продюсерами, медиакомпаниями мирно. Даже если внутри всё кипит и кажется, что это недоразумение или ошибка.

Иногда хочется объяснить причину, но чаще всего объяснение — это второй укол, потому что ты неизбежно задеваешь людей, которые писали сценарий, придумывали, вкладывались. И отказ сам по себе уже неприятен. Зачем усиливать это?

И да, в качестве шутки. Один стендап-комик когда-то сказал: соглашайся, но не делай. Это, конечно, шутка и так делать не стоит, но в ней есть ощущение нашей профессии и наших страхов.

Отказ может повлиять на будущее. Как бы мягко ты ни говорил, после этого тебе могут больше не предложить работу в этой компании. Это реальность, которую нужно принимать.

Иногда разумнее и схитрить, сказав про загруженность или невозможность встроиться в график. Это тоже форма честности, просто более дипломатичная.

Ты можешь быть прямолинейным, но тогда будь готов принять плоды этой прямолинейности.

То, как ты отказываешься, как формулируешь, как держишь тон, имеет последствия.

Фото со съёмок сериала "Полицейский с Рублёвки". Фотограф Сергей Карпенко
Фото со съёмок сериала "Полицейский с Рублёвки". Фотограф Сергей Карпенко