Романтическая фэнтази-комедия “Вечность” (Eternity) ирландца Дэвида Фрейна для меня оказалась очень странной, потому что по сюжету в ней умершей женщине в промежуточном мире между только что случившейся смертью и последующей вечностью нужно решить, как именно и с кем она эту вечность проведет. По сути, зачем после того, как все системы в организме отказали, продолжать рефлексировать на тему земных проблем? Когда же тогда покой?
Мрачный юмор заключается и в том, что в мир иной мог отправиться и сам режиссер Дэвид Фрейн. Незадолго до мировой премьеры “Вечности” на Международном кинофестивале в Торонто в сентябре 2025года у Фрейна обнаружили большую агрессивную доброкачественную опухоль в головном мозгу. К моменту обнаружения она уже повредила оболочку, окружив зрительные нервы. Его срочно госпитализировали, провели операцию, которая длилась десять часов и угрожала при неудачном исходе инсультом, слепотой и повреждением мозга.
После Фрейн восстанавливался в течение шести недель и даже смог присутствовать в сопровождении медиков на премьере в Лондоне 5 декабря 2025 года.
Зная такой страшный факт, взгляд на фильм чуть меняется, а еще и потому, что главная героиня умирает от рака. Определенно, такое заставляет поежиться.
Сюжет
Джоан и Ларри прожили в браке 65 лет. Ларри – второй муж Джоан, а первый – Люк – погиб на войне в Корее.
Первый брак был коротким, страстным и наполненным юношескими эмоциями. Джоан потом, будучи замужем за Ларри, задумывалась о том, как бы сложилась ее жизнь, вернись Люк с войны. Тем не менее именно с Ларри она прожила длинную совместную жизнь, в которой они воспитали двоих детей и смогли понянчить внуков.
Джоан и Ларри умерли с небольшой разницей во времени. Правда, они думали, что Джоан будет первой, потому что ей диагностировали рак, но Ларри поперхнулся своим любимым печеньем на вечеринке, и его не спасли.
Оказавшись на Перекрестке, как называют пункт перед отправлением в Вечность, Ларри (в исполнении Майлза Теллера) решил подождать Джоан, чтобы провести одну Вечность вместе.
Неприятным сюрпризом для Ларри стало то, что на Перекрестке уже 67 лет в ожидании Джоан находится и Люк (в исполнении Каллума Тернера).
Когда Джоан (в исполнении Элизабет Олсен) тоже оказалась здесь, она встала перед выбором, с кем же ей тогда отправиться в Вечность.
Мысли и впечатления после просмотра
Сценарий рисует мир после смерти человека практически таким же, как и земной – та же бюрократия, наличие консультантов, те же проблемы отношений между мужчиной и женщиной, те же интриги, споры, похмелье и наказание за нарушение правил. То есть у тела нет свободы, так потом еще и у оболочки. Какой смысл в том, чтобы, умерев, попасть туда же, где все ровно то же самое, от чего усопшего вроде как "спрятали" в гробу?
При этом фильм больше разговорный, чем событийный. Между действующими лицами очень много философских разговоров – они задаются вопросами, делятся сокровенными мыслями, смущаются и сомневаются. Если отстраниться от того, что действие разворачивается в посмертном мире, можно даже подумать, что это обычная история любви, в которой женщина мечется между двумя мужчинами, которые ей нравятся. Но одного она знает очень хорошо – она привыкла к нему, чем-то он ее раздражает, чем-то привлекает, словом, он – изученная территория. Второго она тоже знает, но есть любопытство, ведь их брак был коротким, и они друг друга не изучили, – а как бы сложилась жизнь с ним? Ведь ни она, ни он этого не ведают. Тем не менее, Джоан должна выбрать между тем, о ком она горевала, и тем, кто поддерживал ее 65 лет.
Сама история мне по-прежнему кажется странной, но я взглянула на нее с другой стороны. Можно действительно отстраниться от того, где именно разворачивается действие, а сконцентрироваться на том, что суть фильма в том, что именно при жизни нужно найти своего человека, чтобы потом решать, уйти с ним в вечность или правда выбрать что-то другое. Иначе вечность обещает быть унылой. Так, сюжет помогает взглянуть на такое чувство как любовь не с романтической точки зрения, а с рациональной – кто такой ‘спутник’, что значит ‘любить’, как выглядит идеал партнера. И есть ли вообще идеал? Может, понятие идеала настолько размытое, что его и искать не стоит.
Ну, и сценарий Дэвида Фрейна, который он написал в соавторстве с Патриком Каннэйном, помогает смотреть на смерть с любопытством и удивлением, а не страхом хотя бы потому, что визуально вселенную фильма сделали максимально карнавальной, ничего в декорациях не сообщает о посмертном мире. Более того, и Ларри, и Джоан, и Люк здесь молоды и такими останутся навечно – им не придется считать морщины и морщиться от боли в коленях. Только сердечная боль останется неизменной.
То есть сценарий фильма “Вечность” идет от обратного – берет страшное, но преподносит это максимально празднично; описывает это страшное не концом, а новым началом. Теперь человек может выбрать пляж, горы, лесную опушку и даже Studio 54 (понравилась отсылка к легендарному клубу эпохи диско), и везде будут единомышленники. Но идеально все же не будет – об этом в сценарии тоже есть намек. Опять же требуется спутник, чтобы бесконечное время текло интереснее.