Он сжигал целые города, предавал друзей и объявил войну всему миру. А мы все равно ловим себя на мысли: «А ведь он действительно горячий красавчик! И даже в некоторых моментах, пусть и по-своему, но прав». Признавайтесь, у вас бывали такие эмоции?
С вами я, Анимангия, и сегодня меня очень интересует момент тяги зрителей к главгадам аниме. Давайте разберемся, почему темная сторона так манит, даже когда мы знаем, где свет.
У злодея есть не только план, но и мечта
У главного героя аниме все скучно: ему нужно выполнить какое-то простое действие, и все — защитить друзей, спасти мир от распространения вируса и так далее. То есть делает что-то невидимое для посторонних; если не знать конкретно, то кажется, что ничего во вселенной не поменялось.
У злодея же чаще всего есть мечта, с которой он просыпается и ложится спать. Например, мир без преступности у Лайта Ягами из «Тетради смерти». То есть новый миропорядок. Радикальный, жестокий, но… вроде имеющий что-то хорошее в своей основе, если смотреть вдаль. Нам, застрявшим в рутине, хочется верить, что можно все сломать и построить заново, даже если использовать для постройки руины. Антагонист аниме — это бунтарь-мечтатель (все мы были такими в тот или иной период жизни), дошедший до крайности.
Злодей не родился злодеем
Только в очень скучных и примитивных аниме главгад делает зло только потому, что он злой. 99% же топовых злодеев не родились монстрами. Их создало несправедливое общество: предательство, насилие, потеря близких людей или финансовый крах. Сценаристы вкладывают в их прошлое столько боли, что их путь выглядит не как «зло», а как неизбежное падение. Эрен Йегер из «Атаки титанов» пережил смерть матери и переживал за близких, Гриффит из «Берсерка» год терпел самые ужасные пытки, которые только можно представить.
Как работают такие подробно расписанные сюжеты аниме в итоге? Сочувствие — мощнейший инструмент для воздействия на зрителя, и сценаристы этим нагло пользуются. Мы начинаем видеть в злодее жертву обстоятельств, и его месть кажется даже частично справедливой расплатой за сломанную жизнь.
Антигерой свободен по своей природе
Герой скован моралью, обещаниями, долгом. Злодей отбросил условности. Он говорит то, что думает, делает то, что хочет, и не боится выглядеть жестоким или смешным. Его свобода — разрушительна, но гипнотически привлекательна. Он не проиграет из-за того, что будет слишком честен в бою, потому что он как раз не будет честен. Он не станет переживать о том, что о нем думают другие, а просто будет действовать ради своей цели. Идеальный пример — Макисима из «Психопаспорта», вот уж где полная свобода, даже от тоталитарной системы слежки и от практически идеально проработанной системы наказания преступников.
И логично, что хотя мы так никогда не будем поступать, нас это притягивает. В глубине души мы устаем быть «хорошими». Злодей воплощает нашу теневую сторону — ту часть, которая хочет быть эгоистичной, циничной и безоглядно сильной.
Стиль, харизма и чувство юмора
В хорошем аниме злодей всегда создан для услады глаз и ушей зрителя. Длинные развивающиеся волосы, эффектный плащ, огромные безумные глаза. Ммм, красавчик. А какая у него чудесная философская риторика и саркастичное чувство юмора! Вспомните хотя бы Дио Брандо из «Невероятных приключений ДжоДжо». Он не просто злодей, он чертовски привлекательный шоумен зла. Его эстетика и интеллект обезоруживают. В похожих случаях мы начинаем болеть за форму, а не за содержание.
Антагонист задает логичные вопросы
Злодей аниме часто выступает как разоблачитель лицемерия системы. Он тыкает героя (и зрителя) носом в грязь реального мира: «Ты защищаешь этот мир? Но в нем царят коррупция, неравенство и страдания. Ты защищаешь гнилую систему, которая уже давно изжила себя». Тут как самые яркие примеры мы снова можем вспомнить Макисиму из «Психопаспорта» или Лайта Ягами из «Тетради смерти».
Такие антагонисты в аниме заставляют нас сомневаться в правоте «светлой» стороны. А что, если система и правда сломана? Может, нужен радикальный перезапуск? И пусть умом мы понимаем, что исправлять все нужно не так, как это делает злодей, но червячок сомнения точит.
Главгад нужен герою
Без великого злодея в аниме не бывает великого героя. Злодей — это испытание, вызов, предел. Мы подсознательно благодарны ему за то, что он вынуждает протагониста стать лучше, сильнее, мудрее. Да и вообще, без главгада во многих случаях главгерой был бы никем.
Когда любовь к антагонисту становится опасной
Как ни крути, а антагонист в аниме — это зло. Его мир построен на страхе вместо сотрудничества, на уничтожении вместо созидания, на одиночестве и контроле. Понимать причину его поступков и ужасаться ужасным вещам, которые сделали его таким, — это хорошо и человечно. Поддерживать его методы — моральный провал.
Зрительская же любовь к злодею аниме — часто любовь к сложно написанному персонажу, а не одобрение его поступков. Это признак качественного сторителлинга, когда даже антагонист многомерен.
Обратите внимание и на другие статьи моего канала, написанные на схожие темы:
Рада каждому вашему лайку и комментарию! Люблю вас и крепко обнимаю, ваша Анимангия.