«Такого снегопада, такого снегопада давно не помнят здешние места» (с)
Зима. Снег. Много снега. Выхожу в Москве на балкон покурить с веником наперевес. Обметаю маленький кусочек пространства, чтобы встать. А вообще на балконе – сугроб. Вот кончится снегопад – почищу. А сейчас - какой смысл? Наблюдаю мучения автомобилистов во дворе и на улице. Откапывание транспортных средств и многочасовые ожидания гайцев для фиксации последствий ДТП. Развлекаюсь таким образом.
Грустная картина. Дома, на Смоленщине – лучше. Там и балкон застеклен, и видны с него - не смешная или даже тоскливая жизнь заснеженного мегаполиса, а лесные просторы. До горизонта.
Любоваться этим я имею возможность лишь три дня в месяц. В остальном же…
Вечером, накормив матушку ужином и таблетками, заваливаюсь в койку, читаю хорошую книгу, а затем гашу свет, закрываю глаза и…
Всегдашнее зимнее. Мечтания о новом грибном сезоне. Где бы мне хотелось побывать. Думаю, не нужно конкретизировать: побывать - вдвоем в нашей "Книгой Грибов". Лесной путь двух самураев. Начнем с востока.
Командорские острова
Был на канале прекрасный материал на эту тему.
Ну, не знаю…
По молодости, когда я был еще просто грибником, больным на всю голову, это было бы забавно. Я бы все эти острова на дикой скорости пробежал, скидывая грибочки в кузов транспортного средства, которое с трудом бы за мной поспевало. Куда бы я все это дел, спрашивается?
Но, главное: там же грибы в какой-то тундре.
Где лес? А мне на старости лет наличие леса стало приоритетом. Грибы – на втором плане.
Сахалин и Камчатка
Природа, конечно, интересная, как я понимаю. Но, в смысле грибов… В родной Средней полосе побогаче будет. Мацутаке? Низззя! А мы с Лидой люди до определенной степени законопослушные.
Медведи опять же. Лида их сильно опасается, а мне по дурости очень хочется погонять этих зверей, нарваться на неприятности. Да, мишки на Камчатке зажравшиеся. Питающиеся лососевыми с красной икрой, но в итоге мне сильно прилетело бы. Возможно – окончательно.
Нет, на материк, на материк!
Приморье
Владения нашей замечательной Ирины Павленко. Какие-то инопланетные леса, диковинные биотопы. А уж грибы… И пока Ирина предъявляла бы Лиде их фантастические какие-то сыроежки и рядовки, я бы «уперся рогом» и искал бронзовый белый.
Тут дело вот в чем. Я в молодости выбирал журналистскую специализацию. Думал: а не пойти ли в спортивную журналистику? Сам был парнем достаточно спортивным и в разных видах спорта неплохо разбирался. Не сложилось. Но вот когда речь идет о белых грибах, произрастающих на территории нашей страны, сразу возникают именно что спортивные, теннисные ассоциации. Так называемые, турниры Большого Шлема (ТБШ). Их четыре: Австралия, Англия, Франция, США. Так вот, в одиночном разряде за один сезон их выигрывали только 5 человек. Чуть ли не за сто лет. Обладателей «карьерных» ТБШ, выигрывавших все турниры в разные годы, конечно побольше. Но, все равно это – герои.
Белых грибов в России – тоже 4 вида: эдулисы, ретикулятусы, пинофилусы и бронзовые, самые редкие, которые как раз добывает Ира Павленко.
Красивыеееее! А их-то мне и не хватает до грибного БШ. Вот нашел бы хотя бы один, и можно было бы «почивать на лаврах» (кстати, не никак могу представить себе это занятие).
А дальше – Сибирь…
Для меня – огромное «белое пятно». Не раз летал в тамошние областные центры в командировки, наблюдая сверху «зеленое море тайги» (с), которая так и останется для меня загадкой. Не пугает меня тайга, но я отдаю себе отчет в том, что для того, чтобы чувствовать себя там уверенно, нужно в тех местах родиться.
Единственный «сибирский» гриб – первый сетчатый сезона – я обнаружил много лет назад на берегу Томи.
А сейчас, наверное, хотелось бы повидать семью Лены Толстовой, главное – Алешеньку. Для меня это как-то странно даже. Мне трудно общаться с маленькими детьми. Я ни разу не педагог и не психолог. И даже думаю, что, если Алеша меня узрит, то сказочный образ, который у него возник от голоса на моих лесных видео, сразу померкнет: старый пень какой-то, а не Дед Мороз.
И тем не менее, мне почему-то кажется, что, если будет возможность с Леной и Алешенькой выйти в лес, то мы найдем с ним общий язык. Он – особенный ребенок, и для него, как мне кажется, в жизни нужен будет «резервный» мир для обретения душевного равновесия. Лес – именно такой мир. Я бы рискнул попытаться передать ему это понимание. Впрочем, это все явно не просто.
Так, поехали дальше на запад. Нет, Урал трогать не будем. Там я тоже бывал, но в зимнее время. Красивое, но в смысле грибов он нас не удивит. И потом – клещи же. У нас их тоже полно, но нескольких «пшиков» рефтамида лично мне хватает, чтобы вообще на много лет забыть, как они выглядят. Но там же они с энцефалитом. И что? Ведро рефтамида на себя выливать или прививки заранее делать. Не, ребята. Воздержусь.
Лучше свернем на север.
Салехард
Был там в командировке лет 12 назад. Но – поздно. Прилетел, полюбовался по дороге из аэропорта на их леса, которые в нашем понимании – молодняки, и стал пытать местных: мол, а как с грибами? Они скорбели. Пара недель назад, как сошли. Уже на обратном пути, когда наша команда тормознула для фото у какой-то скульптуры мамонта, на пять минут отбежал в лесочек.
Да, поздно. Лишь один красный отморозок-мухомор показался. А биотопы – обалденные. Сейчас вспоминаю: очень похожие на молодой лесок на Куршской косе.
Дальше – в Европу.
В Вятку
Именно что не в Киров. В этом названии слышится что-то «кузнечно-прессовое», а в Вятке – уютно-кошачье. А там – наш замечательный Доктор Д. Душевный, компетентный. Ох, с каким удовольствием пообщались бы.
Я бывал в Вятке пару раз. И даже дал своего рода «мастер-класс» грибного поиска в городских условиях. В каком-то замусоренном лесочке даже не на окраине города, совершая моцион, увидел вдруг подосиновик. БК (бортовой компьютер) сразу врубился на всю мощь. В итоге "навалял" этих подосиновиков на очень хорошую жареху. Аборигены были в шоке. Мол, никто и никогда здесь ничего такого не находил. Я лишь горделиво улыбался: «А то! Столичная грибная «звезда» к вам пожаловала» (ржу, конечно).
Но самое интересное дальше – на запад. Пару раз мне доводилось добираться из Москвы в Вятку дневными поездами. Помню, что, чуть отъехав от Нижнего Новгорода, начинались леса. Такие…
Я выходил в тамбур и часами метался от одной двери к другой. Кажется, весь этот тамбур, извините, слюной залил. И поцарапал когтями стекла. Такие биотопы! Выпустите меня!
Иногда среди лесов мелькали деревеньки с серыми и чуть ли не черными от времени деревянными домами. Или поросшие кустарником и травой останки оных. Грустная картина. Но понятная. Вот родился человек в такой деревеньке, подрос. Да, замечательная природа кругом, но быт скромный, мягко говоря. А перспективы?
И каждый день мимо пролетают поезда в какую-то другую, яркую реальность – в Нижний и даже в Москву. И понимает человек, что жизнь-то – всего одна. И хочется прожить ее как-то «красиво» … И начинается исход.
… Нижний Новгород
Люблю этот город, много раз там был, но грибным поиском не занимался. Хотя, в Поволжье, в командировках старался исследовать городские скверы, бульвары. В Волгограде, Чебоксарах, например, что-то и находилось. Нижний – исключение.
Но, вот вспомнилась мне какая-то публикация в СМИ лет 15 назад. Про молодого преподавателя какого-то тамошнего института. Он собирал грибы практически в центре довольно промышленного города. Готовил на работе, в лаборантской (с предварительным отвариванием и сливом). Сам ел и бедных студентов подкармливал. Предварительно проведя химический анализ пищи. И не было там ничего особо вредного для организма.
Нет, я понимаю, что собирать грибы на обочинах оживленных автомобильных трасс и в дымящих промзонах – так себе занятие. Но, не нужно доводить все это до абсурда.
Эта тема вдруг, как порывом ветра, сдула меня на юг.
В Воронежскую область
Может быть, помните эти эпопею в СМИ по поводу «грибов-мутантов», на переломе веков. Мол, целая семья воронежского лесника до смерти отравилась этими мутантами. Ох, оттоптались на этом бреде фейкометы по полной. Особливо усердствовал какой-то пацанчик из «Московского комсомольца». Очень даже хотелось его отловить и очень доступно объяснить какие-то вещи.
Суть не в этом даже. Я как-то в те времена оказался в Воронеже в командировке одним днем. Взял быстренько интервью у директора чего-то серьезного и решил назад возвращаться в Москву автобусом. В пути, обозревая окрестности, не мог понять: откуда тут леса и, соответственно, лесники? Степь да степь кругом. Черноземная.
Такое восприятие этих мест постепенно менялось и окончательно преобразилось благодаря нашей замечательной Юле Перовой. И леса там, оказывается, есть, и многообразие флоры и фауны – потрясающее. Хотелось бы это увидеть.
Вернемся, однако, к западному вектору географического путешествия.
Владимирская область
Ну, здесь все понятно. Прожить «лесную» жизнь и не побывать там – нонсенс. Еще прошлой зимой я интересовался возможностями забронировать гостевой дом в Муроме. Оттуда до владений Оли Чикиревой – полчаса на машине. Возможности имеют место быть. Помню свою реакцию на первое подробное ее видео на канале. Обалдеть! До невозможности душевные и грибные биотопы.
Тут уместны и музыкальные ассоциации. Если владимирские видео Ольги – мелодия для флейты, то рязанские (а это все недалеко от Мурома) – какие-то задорные частушки при аккомпанементе трехрядки и балалайки.
Рязань
Там наша Жабуся от души резвится. Ох, уж эти ее дубовые посадки… Никогда ничего подобного не видел. И я Жабусю очень понимаю: там только и резвиться, и ликовать.
Когда думаю о Владимирщине и Рязанщине, о своих мечтах в этом плане, вдруг вспоминается из Николая Рубцова:
«Не было собак — и вдруг залаяли.
Поздно ночью — что за чудеса! —
Кто-то едет в поле за сараями.
Раздаются чьи-то голоса…
Не было гостей — и вот нагрянули..."
Нет, Оля и Жабуся. Мы с Лидой – люди деликатные. Во всяком случае, в отношениях со своими друзьями и единомышленниками. Неожиданно - не нагрянем, да и не обременим своим появлением. А просто увидеться – очень хотелось бы.
…А дальше по маршруту - уже Москва. И я на волне этих воспоминаний и мечтаний уже погружаюсь в сон. Последнее – Архангельская и Мурманские области, которые очень Лиде интересны. А мне – Карелия…
И как бы родные уже для нас
Селигер -
и Куршская коса -
И засыпаю, кажется, со счастливой улыбкой на лице…
…А утром снегопад уже закончился. Нужно убрать сугроб на балконе и включаться в ежедневные дела. Да, вспоминаю о предсонных мечтах. Лида правильно, наверное, говорит, что я – романтик. Однако при этом – человек трезвый, склонный просчитывать все наперед, насколько это возможно: риски, варианты, возможности. Поэтому понимаю, что «сбыча мечт» для меня – дело очень проблемное. И не из-за состояния «остаточного» здоровья. Его можно компенсировать привычкой врубать «морально-волевые». А вот жизненные «обстоятельства непреодолимой силы» … Многим из вас, друзья, они, к сожалению, знакомы.
…Вот сейчас перечитал написанное и улыбнулся: опять «басня» какая-то. В том смысле, что повествование, а потом – «мораль». Прямо дедушка Крылов какой-то. А мораль сей басни такова…
Тем подписчикам, кто помоложе, позвольте дать совет (хотя я советы даю редко – глупое занятие). Но все же. Если вы любите лес и душа стремится в какие-то новые, неизведанные места, не откладывайте на потом.
Уже не раз говорил на канале: «Никакого «потом» в жизни не бывает». Проверено на своем опыте. А в России столько фантастических, красивейших и разнообразных лесов!
Ходите в лес.