Найти в Дзене
Елена Шаройкина

Пестициды подрывают биоразнообразие почв и её продуктивность

Биоразнообразие почв – краеугольный камень функционирования наземных экосистем. Почва – не инертный субстрат, а сложная живая среда, обеспечивающая производство продуктов питания, хранение углерода, борьбу с эрозией и регулирование водных ресурсов. Однако сегодня этот скрытый мир находится под серьёзной угрозой из-за масштабного применения агрохимикатов.
Согласно новому международному

Фото: civileats.com
Фото: civileats.com

Биоразнообразие почв – краеугольный камень функционирования наземных экосистем. Почва – не инертный субстрат, а сложная живая среда, обеспечивающая производство продуктов питания, хранение углерода, борьбу с эрозией и регулирование водных ресурсов. Однако сегодня этот скрытый мир находится под серьёзной угрозой из-за масштабного применения агрохимикатов.

Согласно новому международному исследованию, опубликованному в журнале Nature, 70% почв в Европе загрязнены пестицидами. Исследователи из 10 учреждений проанализировали 373 образца из 26 стран и обнаружили 63 различных вещества, которых там по идее быть не должно – если бы не чрезмерно ретивые фермеры. Наиболее распространёнными оказались фунгициды (54%) и гербициды (35%), среди которых лидирует глифосат.

Последствия очевидны уже сейчас. Помимо прочего, пестициды подавляют полезные организмы, такие как микоризные грибы и круглые черви, а это ведёт к снижению естественных функций почвы, вынуждая фермеров использовать ещё больше удобрений для поддержания урожайности. Порочный круг, ведущий к ухудшению здоровья потребителей такой продукции.

А что у нас? В целом – почва в России чище, чем в Европе. Но есть нюансы.

Согласно ежегоднику ФГБУ «НПО «Тайфун» за 2024 год, сетевыми подразделениями Росгидромета были обследованы почвы на территории 39 субъектов РФ на площади около 32,5 тыс. га.

Только лишь список пестицидов – это таблица на 35 страниц. Одни названия пугают непосвящённого человека, а ведь мы всё это едим. Цитирую с пояснениями:

«В 2024 году наиболее широко применялись гербициды (против сорняков) на основе глифосата, производных хлорфеноксиуксусной кислоты (соли и эфиры 2,4-Д), бентазон, десмедифам, дикамба, клетодим, клопиралид, метазахлор, метамитрон, прометрин, С-метолахлор, трибенурон-метил, МЦПА, фенмедифам, феноксапроп-П-этил, этаметсульфурон метил. Инсектициды (против насекомых): альфа-циперметрин, диметоат, имидаклоприд, лямбда-цигалотрин, тиаметоксам. Фунгициды (для борьбы с грибками): азоксистробин, пропиконазол, тебуканазол, ципроконазол».

Основные тенденции настораживают. По-прежнему остаётся напряжённой ситуация с популярным даже среди дачников гербицидом 2,4-Д. На 2,1% обследованной территории загрязнение оказалось выше гигиенических нормативов. Для сравнения, в 2021 году было 0,1%. Впрочем, год от года цифры сильно меняются.

В почвах продолжают фиксироваться остаточные количества давно запрещённых препаратов. Много лет прошло, а они всё ещё с нами. В Пензенской области найдены остатки атразина, запрещённого к применению еще в 2007 году. В Московской, Рязанской и Тульской областях в почвах стабильно присутствуют остатки трифлуралина и ДДТ. Максимальное содержание трифлуралина по стране достигло 0,3 ОДК (ориентировочно допустимой концентрации).

По-прежнему критической остается ситуация вокруг семи крупных складов и мест захоронения непригодных пестицидов в шести субъектах России (Костромская, Самарская, Курганская, Саратовская, Иркутская области и Удмуртия). Мониторинг подтверждает, что эти объекты остаются источниками локального, но крайне опасного загрязнения почв.

Все эти факторы подрывает продовольственную безопасность и устойчивость экосистем к изменениям климата. Для защиты почвенного здоровья необходимо совершенствовать алгоритмы мониторинга и регулирования. Главное – оценка пестицидов должна выйти за рамки тестов на отдельные вещества и виды: нужно изучать реакции целых почвенных сообществ, чтобы вовремя выявлять угрозы и своевременно на них реагировать.

Елена Шаройкина. Подписаться