В социальных сетях матери пропагандируют жесткий, бескомпромиссный подход к воспитанию детей. Учит ли это детей важным урокам или просто заставляет их чувствовать себя изолированными и пристыженными?
Несколько недель назад видео, опубликованное в TikTok Пейдж Картер, матерью из Флориды, стало вирусным. Картер объяснила, что выбросила iPad своей дочери в окно, когда та плохо себя вела по дороге в школу, и сняла на видео, как поднимает планшет, теперь с треснувшим экраном. Видео посмотрели 4,9 миллиона раз, и Картер получила множество похвальных отзывов в комментариях, один из которых написал: «Учится методу Fafo в раннем возрасте: первоклассное воспитание». Добро пожаловать в тренд воспитания детей, который, похоже, не исчезнет: «Попробуй и узнаешь».
В другом видео , когда маленький ребенок объявляет, что собирается уйти из дома, его мать говорит «пока», закрывает за ним входную дверь и выключает наружный свет, а затем открывает дверь, и он кричит и стучит, требуя, чтобы его впустили обратно (видео набрало 1,5 миллиона лайков). По словам матери, он понял «значение слова «Фафо» (спасибо).
Прошлым летом в Wall Street Journal вышла статья, предвещающая рост популярности подхода Fafo-родительства и конец «мягкого воспитания» — тенденции, начавшейся около 10 лет назад как ответ на более авторитарный подход «воспитания на уступках» в начале 2000-х, который обвиняли во всем: от избалованных молодых людей, обреченных на разочарование из-за жестокой реальности жизни, до самого социального коллапса. «Мягкие» родители сообщали, что изнемогают от необходимости брать инициативу на себя, тщательно объясняя каждое решение ребенка, наблюдая за каждым его движением и называя каждую эмоцию, которую ребенок может испытывать, спокойно и нежно.
Негативное отношение к мягкому воспитанию детей назревало уже некоторое время. «Можно целый день сидеть в Инстаграме и наблюдать, как люди высмеивают его», — говорит профессор Элли Ли, директор Центра исследований культуры воспитания детей в Кентском университете. Она утверждает, что «воспитание детей стало очень интенсивным».
Сторонники метода Fafo утверждают, что он учит ребенка самостоятельности и последствиям его действий, даже если эти последствия неприятны или, в крайнем случае, жестоки. Критики говорят, что он слишком сильно опирается на страх и унижение, и что, хотя дети могут в результате подчиняться, это подрывает доверие. Однако при правильном применении эти стили практически не различаются: истинно мягкое воспитание предполагает установление границ и последствий, а метод Fafo не обязательно должен быть карательным. Но это воспитание, находящееся под влиянием интернета, где доводятся до крайностей, нюансы отсутствуют, а поляризация становится нормой.
«Я сторонница того, чтобы дети сталкивались с естественными последствиями своих поступков, например, когда говорят: „Я не собираюсь постоянно спорить с ребенком из-за того, что он надел пальто“», — говорит доктор Мэрихан Мунт, психолог и ведущая подкаста «Как не испортить жизнь своим детям». «Если они не убирают свои игрушки, и кто-то наступает на одну из них, что-то ломается. Я думаю, это может быть хорошим уроком. Больше меня беспокоит вот что: „Хорошо, попробуй этот газированный напиток, о котором ты все время говоришь“. Наша роль как родителей — устанавливать границы и оказывать поддержку нашим детям. Там, где это уместно, могут быть естественные последствия. Но когда мы перегибаем палку и говорим: „Мне лень, если ты хочешь это сделать, просто сделай это“, тогда, я думаю, это посылает неправильный сигнал».
Дети учатся не только на последствиях, но и на том, как взрослые остаются с ними рядом, несмотря на эти последствия.
Мягкие методы воспитания, или, по крайней мере, то, что люди часто считают таковым, могут привести к эмоциональному выгоранию родителей, говорит доктор Эмма Сванберг, психолог и автор книги « Воспитание детей для людей» . «Для меня это связано с тем, что родители чувствуют, будто им велено подтверждать, сопереживать, объяснять и мириться с нарушениями саморегуляции, не имея собственного опыта в детстве и практически не получая структурной поддержки. Я думаю, что Fafo может быть реакцией на это – колебанием маятника от чего-то, что можно интерпретировать как попустительский подход, к чему-то, что может показаться более авторитарным».
По словам Сванберг, метод Fafo привлекателен тем, что «на непосредственном, явном уровне он позволяет родителям расслабиться, применять естественные последствия, а не бесконечные переговоры с непослушным ребенком». Родители, выросшие в 90-е годы, хорошо знакомы с жестким стилем воспитания. Появление метода Fafo, по ее словам, «совпало с ностальгией по воспитанию детей в 90-е, и нам, как правило, легче повторять знакомые нам модели поведения. После сильного давления на родителей с целью воспитания детей определенными, ориентированными на ребенка методами в контексте интенсивного воспитания, почти неизбежно произошли некоторые изменения на общественном уровне».
Кроме того, добавляет Мунт, молодые родители, наблюдающие за детьми постарше, воспитанными «мягким» методом, могут почувствовать, что этот метод им не очень подошел: «Судя по всему, у нас становится все больше и больше тревожных детей».
Но чрезмерное увлечение Fafo таит в себе опасность. Сванберг говорит: «Дети учатся не только на последствиях; они учатся на том, как взрослые остаются рядом с ними, несмотря на эти последствия. Если Fafo становится эмоционально отстраненным – „ты усвоишь урок на собственном горьком опыте, я не буду вмешиваться“ – дети могут испытывать чувство стыда, чувствовать себя обделенными поддержкой или испытывать трудности с осмыслением событий, выходящих за рамки их развития. Риск заключается не в независимости, а в эмоциональной изоляции и стыде».
Когда Габи Гонсалес стала матерью и начала посещать группы для малышей, она заметила разные стили воспитания среди других матерей. «Есть родители-«вертолеты», есть те, кто вмешивается каждые две минуты». Ее привлекла концепция воспитания Fafo. «Эта аббревиатура звучит жестко, но вы позволяете применять безопасные, соответствующие возрасту последствия вместо постоянного вмешательства». Учитывая юный возраст ее детей, эти последствия незначительны. Если ее трехлетний сын хочет попрыгать в луже в парке, Гонсалес позволит ему это сделать, даже если это означает, что ему придется снять мокрую одежду в машине по дороге домой. «Мы просто обсуждаем ситуацию. Я спрашиваю его: „О, что случилось? Тебе холодно. Почему тебе холодно?“»
41-летняя Гонсалес родом из Лос-Анджелеса, она выросла в семье мексиканцев, «в стиле Фафо, если подумать». В 12 лет от нее ожидали участия в семейном бизнесе, а в 13, прожив некоторое время в Мексике, она научилась водить машину, сидя на подушках, чтобы лучше видеть. «Мой отец поддерживал меня, потому что у меня были четкие и безопасные отношения с ними, [но] я никогда не сталкивалась с «мягким воспитанием»».
Сейчас Гонсалес живет в Великобритании и создает онлайн-сообщество матерей . Она считает, что Fafo медленно набирает популярность в Великобритании. «Люди более осторожны, — говорит она. — В то время как в Америке и других странах Европы я вижу, как люди его принимают». Она надеется, что этот стиль воспитания сформирует «детей, которых я хочу вырастить, а я не хочу вырастить детей-негодяев. Мне нужно убедиться, что [мой сын] станет прекрасным, продуктивным гражданином мира, открытым для всего мира и восприимчивым к новым впечатлениям».
Можно утверждать, что это довольно универсальная цель воспитания, одинаково важная и в мягком воспитании – просто её неправильно истолковали. «То, что многие практикуют под видом «мягкого воспитания», на самом деле является высокоинтенсивным, ориентированным на ребенка, попустительским воспитанием с очень небольшим вниманием к ограничениям, власти или контексту взрослых», – говорит Сванберг. «Многие родители считают это невероятно сложным, потому что, когда у детей нет четких границ или ожиданий, а родители испытывают максимальный стресс из-за отсутствия поддержки, дети склонны к эскалации. Фафо выступает против идеи, что родители должны предотвращать любой дискомфорт или стресс. Риск заключается в том, что это качает маятник от чрезмерного вмешательства к недостаточной отзывчивости и даже карательному отстранению».
Опасно ли, что попустительский подход к мягкому воспитанию приведет к появлению «непослушных» детей? «Безусловно», — смеется Гонсалес. Она видела это в своей карьере специалиста по раннему развитию детей. «Если у вас нет всех необходимых инструментов и знаний, это может аукнуться вам. Дети процветают в условиях четких правил, руководства и границ. Вот откуда я берусь». Стиль Фафо, по ее словам, — это не «свободное воспитание. Нужно убедиться, что вы понимаете, что это такое, и быть в безопасности». Это также не воспитание для ленивых — подход Гонсалес, как она его описывает, звучит так же трудоемко, как и мягкое воспитание, будь то помощь ребенку в понимании последствий его действий или помощь в преодолении трудностей.
Дети лучше развиваются в условиях четких правил, руководства и ограничений. Именно на этом я основываюсь.
Типичные примеры стиля воспитания Fafo, которые появились в интернете, включают отказ от борьбы за то, чтобы заставить ребенка надеть пальто, и позволение ему вместо этого замерзнуть, или отпускание ребенка спать голодным, если он отказывается ужинать. Подобные сценарии не покажутся чем-то удивительным тем, кто вырос в прошлом веке, но это своего рода раскол, который образовался, особенно в социальных сетях, между родителями, придерживающимися крайних взглядов. Дискуссии о стилях воспитания, говорит Ли, «теперь стали настолько тесно связаны с самовыражением».
Идея «стилей воспитания» возникла в 1960-х годах, когда американский психолог и исследователь Диана Баумринд выделила три типа: авторитарный, попустительский и, сочетающий в себе лучшие черты обоих, авторитетный. «Баумринд пыталась найти выход из конфликтов, возникавших между традиционалистским взглядом на отношения между поколениями и всем тем, что начинало становиться характерным для 60-х годов», — говорит Ли. Авторитетное воспитание — которое, по мнению многих родителей, придерживающихся мягкого стиля воспитания и стиля Фафо, они практикуют — «в своей основе сочетает в себе то, что она называет теплотой и требовательностью».
Для этого необходимо чувство авторитета взрослых или родителей, что, в свою очередь, требует четкого разграничения между взрослыми и детьми. «Со временем граница между взрослостью и детством сильно размылась», — говорит Ли. В общих чертах, детство уже не такое, каким было раньше: время детей регламентировано и заполнено родителями; им не хватает физического пространства для игр; они подвергаются воздействию взрослых СМИ и безжалостно проходят академические тесты в школе, — но и взрослая жизнь тоже изменилась. Взрослые дети дольше остаются дома, жилье становится недоступным, а работа нестабильной. Добавьте к этому общий онлайн-шум и противоречивые сообщения, а также поляризацию всего, включая воспитание детей.
«Люди пытаются справиться с этим, причем довольно индивидуально», — говорит Ли. «Они мечутся между сообщениями, которые говорят им, что нужно уделять пристальное и постоянное внимание каждому чувству, которое испытывает ребенок, и советами, которые говорят ребенку: «Да ну нафиг». Я думаю, что оба подхода ужасны».
Есть ли политический аспект в каждом из этих подходов? Как говорится в статье Wall Street Journal: «Парадигма «мягких родителей» против «родителей Fafo» — это не совсем «дети-снежинки» против «детей MAGA», но есть и отголоски этого». Ли говорит: «Возможно, что-то подобное имеет место». Термин Fafo имеет праворадикальный оттенок: в социальных сетях его чаще используют не в контексте воспитания детей, а в одобрении постов о действиях ICE в США. В «некоторой реакции на мягкий подход к воспитанию детей» присутствует общий «анти-прогрессивный» аспект, говорит Ли. «Неудивительно, если это стало частью культурной войны». (К слову, Гонсалес определенно не назвала бы себя правой.)
Однако Ли добавляет, что трудно делать общие заявления о воспитании детей и политических взглядах. Посмотрите на дискуссию о вакцинации в США, указывает она. Министр здравоохранения США Роберт Ф. Кеннеди-младший, критик вакцин, резко сократил плановые детские прививки. «Вы можете рассматривать это как часть трампизма и движения MAGA, но это пользуется большой популярностью среди так называемых «экологически сознательных матерей» [которые предпочитают естественный образ жизни], матерей, придерживающихся принципов привязанности, и представителей альтернативной медицины. Довольно сложно соотнести политику с некоторыми из этих явлений».
Если и существует негативная реакция на мягкие методы воспитания, то она отнюдь не нова. Прошло почти 30 лет с тех пор, как социолог Шарон Хейс написала книгу «Культурные противоречия материнства» об интенсификации воспитания детей, которое в основном ложится на плечи матерей. «Нарастает давление на матерей, в частности, с требованием проводить больше времени со своими детьми, иначе вы их испортите, и общество потерпит крах», — говорит Ли.
«Я думаю, что популярность Fafo говорит нам не столько о том, что родители становятся более строгими или более мягкими, сколько о том, насколько семьям не хватает поддержки», — говорит Сванберг. «Когда советы по воспитанию детей колеблются между крайностями, это часто отражает структурные недостатки — слишком мало общения, слишком мало отдыха, слишком большое давление на отдельных родителей, чтобы они всё сделали «правильно»».
Воспитание по методу Fafo — лишь последний пример, привлекший внимание в интернете. «Потом появится что-то другое, но это будет еще одна форма того же самого», — говорит Ли. Конечно, признаки этого уже есть. Просматривая TikTok, я заметила стиль воспитания, который не предполагает, что ребенок сам руководит процессом, и где последствия за действия имеют место, но без унижения или позиции «я же говорил», которыми, кажется, наслаждаются некоторые родители в интернете. Его название? «Мягкий Fafo».