👤 Лондон Джек (Jack London)
📖 "Мартин Иден" ("Martin Eden", 1909)
📚 Я сторонник того мнения, что отдельные "культовые" книги и авторы подтверждают свою "культовость" если их прочесть в определённом возрасте. Яркий пример из личного книжного опыта - роман Джерома Дэвида Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Книга, по которой в своё время чуть ли не весь мир сходил с ума, и сейчас продолжает сходить если не полмира, то около того. Думаю, попадись она мне в 16 лет, когда я впервые о ней услышал и загорелся желанием прочесть, стала бы моей любимой книгой надолго, а может быть и навсегда. Но увы, дошла она до меня только к 29 годам когда накопленный жизненный опыт недоумевал, посмеивался и откровенно возмущался наивными рассуждениями и поступками главного героя, его подростковым бунтом.
📚 С Джеком Лондоном во времена моей юности мы по каким-то причинам разминулись. Из школьной программы помню только потрясающий рассказ "Любовь к жизни" и, пожалуй, всё. Открывать его для себя я начал ближе к 30. "Сердца трёх", "Белый Клык" и вот теперь один из главных его романов "Мартин Иден". Сюжет романа пересказывать смысла не вижу - он и так многим известен в той или иной степени. Остановлюсь на ключевых аспектах романа, которые Джек Лондон хотел донести до читателя.
📚 В первую очередь Лондон показывает читателю процесс становления и развития сильной личности. Его Мартин Иден яркий и даже гипертрофированный пример того, что у американцев принято называть "self-made man", т.е. "человек, сделавший себя сам". Ведь у выходца из низов одна надежда - на себя, свои силы, знания и умения. Милостей от жизни ждать не приходится. Приходится брать их самому. Поэтому несмотря на достаточно молодой возраст Мартин Иден обладает богатым жизненным опытом. В его "послужном списке" множество профессий от разносчика газет до моряка дальнего плаванья и работника прачечной. Тяжёлый труд, лишения и утраты знакомы ему не понаслышке. Он знает цену вещам, людям и человеческим отношениям, прежде всего дружбе. Мартин чётко знает чего хочет и добивается поставленных целей всеми приемлемыми для него способами. Если тяжёлая и изнуряющая работа, значит такая работа, если какие-то ограничения, значит ограничения. Например, решив стать известным писателем, Мартин понимает, что одной школы жизни с чемоданом впечатлений недостаточно. Необходимы системные знания во многих сферах жизни. Для исполнения этой цели он разрабатывает для себя целую программу самообразования, где посвящает чтению книг чуть ли не по 20 и более часов в сутки, пренебрегая сном, питанием и даже личными отношениями. То есть Мартин Иден предстаёт эдаким "суперменом" (ещё одно характерное явление американской культуры) образца начала XX века, примером и ориентиром для молодого поколения.
📚 Любовная линия романа мне показалась несколько натянутой. Отношения Мартина Идена и Руфи Морз (в моём переводе её зовут Рут) Лондон красноречиво характеризует одним ёмким предложением:
Он плохо понимал её, потому что любил, а она не могла понять его, потому что он выходил за пределы её кругозора.
Роман можно было не писать! Драматизм ситуации чётко описан одной фразой! Шутка, конечно, но эти слишком идиллические отношения (несмотря на жизненный опыт Иден тот ещё идеалист) изначально были обречены. Наивно было полагать, что милая и прелестная девушка из состоятельной семьи окажется независима от среды, где росла и воспитывалась, как и полагать, что сильный и волевой мужчина откажется от своих идеалов и принципов в пользу требования "занять положение в обществе". Типичная ситуация, когда люди полюбили не друг друга, а придуманные образы.
📚 Самыми, на мой взгляд, "живыми" получились в романе вопросы места в современном Лондону обществе творчества и творческой личности. Возможно из-за колоссального опыта самого автора, который щедро делится им со своим героем. Тут и кропотливая работа над созданием каждого произведения. И "борьба" с редакциями газет и журналов, издательствами, сотни отказов в публикации. Иной бы после десятка таких руки опустил и всё бросил, но только не Мартин Иден (читай - Джек Лондон). Беззаветная вера в себя и свой талант, безусловная уверенность в успехе вознаграждаются в превосходящем ожидания размере. Мартин, правда, не справляется с навалившимся на него успехом. И тут не последнюю печальную роль сыграло окружающее Идена общество. В момент, когда он создавал свои произведения и при этом бедствовал, нуждался в помощи и поддержке, многие его отталкивали, не верили, откровенно посмеивались и называли бездельником. И как же все вдруг переменились, когда Мартин сделался знаменитым писателем. Это-то больше всего и удивляло Мартина, он-то, по его мнению, остался прежним. Это-то его и сгубило.
📚 И ещё один аспект романа, который бы хотелось особо отметить. Он связывает все те моменты, на которые я сделал акцент. Это противоречия между бедными и обеспеченными слоями общества. И хотя Лондон не причисляет своего Мартина Идена к социалистам (в отличие от себя), на страницах романа транслирует идеи и тезисы социалистической партии, затрагивает самые животрепещущие социально-политические противоречия начала XX века. Но, конечно же, основное "поле битвы" здесь - душа героя. Оторвавшись от родной среды, Иден уже не может вернуться туда "своим в доску парнем". Он, конечно, пытается помогать отдельным людям из своего окружения, но с их стороны это воспринимается как причуды внезапно разбогатевшего человека. В состоятельные же слои Мартин не стремится, а уж они тем более не горят желанием видеть его в своих рядах из-за отсутствия "положения в обществе". Когда же это "положение" появляется и слои пытаются притянуть его к себе, Мартин относится к этому совершенно равнодушно.
📚 Из недостатков для себя отметил то, как Лондон изобразил Идена писателя. Я увидел в нем не творца, а некую "машину" для сочинения текстов. А где вдохновение? Озарение? Порывы? Муки творчества? Только кропотливая работа по сочинению текстов. Как в прачечной. В остальном роман понравился. Без восторгов, конечно. Попадись он мне лет 25, да даже 20 лет назад, с большой долей вероятности стал бы одной из моих настольных книг. Но увы...
Источник - Заметки Человека Читающего