«Шартр. Алхимический и масонский собор» — книга-путеводитель по Шартрскому собору, в которой Патрик Бюренштейнас предлагает читателю разделить его мировоззрение, взглянув на одну из популярнейших достопримечательностей Франции сквозь призму алхимической традиции.
Так что собор предстает в его книге не просто как прекрасное здание с богатой историей — в его архитектуре, декоре и даже в технологиях, примененных при его создании, заключен богатый эзотерический смысл, благодаря чему само присутствие в этом храме оказывает сильнейшее влияние на его посетителей, желают они того или нет. Ученый в прошлом, Патрик Бюренштейнас во всем опирается на опытные данные, поэтому он предлагает своим читателям не просто осмотреть собор, а пережить взаимодействие с ним как эксперимент, который может привести к глубокой личностной трансформации.
Книга адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой европейской цивилизации в контексте истории человечества в целом.
Почему Шартрский собор интересен с точки зрения алхимии, масонства, магии и духовного развития?
Шартр — единственное место, которое алхимик должен посетить дважды за время своего паломничества. Пусть его странствие и начинается в Брюсселе, где Великое Делание представлено аллегорически, но именно здесь, в Шартре, расположен своего рода инициатический перекресток (croisement initiatique) этого маршрута.
Окажись мы на месте Шартрского собора во втором веке до нашей эры, мы бы обнаружили себя в труднодоступной непроходимой местности, в лесу карнаутов. Долгое время никто не интересовался местом, которое впоследствии станет столицей этого кельтского народа. Но карнауты почувствовали в нем нечто волшебное и первыми начали воздвигать тут менгиры, у которых друиды собирались на свое большое ежегодное собрание. В те времена здесь вполне мог быть расположен холм, увенчанный дольменом, свидетельствующим о священном характере этого места.
Тут проходят силовые линии энергетического поля Земли, которые Древние называли лей-линиями (lignes leys). Поэтому интенсивность воздействия земной энергии увеличивается здесь в десятки раз. Кельты видели в этом манифестацию своих богов.
Сакральные сооружения всегда возводились сообразно лей-линиям.
Мы убедимся в особых свойствах этого места во время нашего путешествия. Пока же отметим, что кельты действовали в гармонии с силами природы и знали многие ее секреты.
Впоследствии строители новых культовых сооружений продолжали использовать фундаменты зданий, существовавших тут ранее, сохраняя таким образом ориентацию, заложенную их предшественниками.
Волны земли
Явленный нам мир постоянно подвергается воздействию различных природных сил. Например, Луна вызывает приливы, притягивая воду. Но она воздействует и на сушу. Существуют приливы земли. Под действием сил природы образуются волны земли. Шартрский собор возведен на мировой линии (ligne du monde) земли, то есть на потоке, который естественным образом действует на рельеф равнины, где расположено здание. На снимках, полученных при геологической съемке, и на аэрофотоснимках равнины Бос мы можем наблюдать земляные волны длиной около двадцати километров, которые вплотную подступают к стенам собора.
Положите немного песка на звуковую колонку. Вибрации звука придадут ему форму. Если мы изменим звук, песок примет другую форму. Очевидно, что форма содержится в звуке, а не в песке. То есть не материя «предрешает» свою форму, а информация, которая циркулирует в ней, как программа, проект или план.
Проведем аналогию с Землей: она обладает формой, а это — безусловное свидетельство того, что у нее есть некий внутренний проект.
Поскольку земля неоднородна, со временем на не формируются особые местности:
- Места, где информация циркулирует более-менее хорошо.
- Металлорудные жилы — подземные реки, которые переносят информацию легко и свободно.
- Пустоты.
Материалы, имеющие высокое сопротивление, концентрируют энергию в одних местах и понижают ее в других. Некоторые места концентрации энергии становятся настоящими энергетическими артериями. Это и есть вышеупомянутые лей-линии, или мировые линии. Одна из таких силовых линий проходит от площади Гранд-Плас (Grand-Place) средневекового Брюсселя до Сантьяго-де-Компостела (Saint-Jacques-de-Compostelle), что нам особенно интересно, поскольку она пересекает то место, где расположен Шартрский собор.
Вступая в соприкосновение с энергией, проходящей по лей-линии, собор весь вибрирует, эхом отзываясь на звуки мировой музыки. Присутствие этой утонченной, изощренной, едва уловимой мелодии объясняет сильное воздействие подобных мест на многих людей.
Древние знали, как использовать мировые линии. Для тех, кто не мог их чувствовать и, следовательно, нуждался во внешних указателях, кельты обозначали их траектории с помощью менгиров.
Так что каменные вехи издревле указывают паломникам маршрут, одним из пунктов которого является Шартрский собор, — путь из Брюсселя в Сантьяго, в завершение которого раковина (coquille, coquilles Saint-Jacques — гребешки. — прим. ред.) раскроется перед нами.
Позже менгиры служили ориентирами при строительстве храмов. Зодчие понимали, что эти камни указывают на исключительно удачные для постройки места. В Бретани до сих пор есть религиозные сооружения, в стенах которых можно увидеть менгиры; часть их даже была христианизирована.
Магические 47°
В основе кельтской культуры лежало поклонение Луне, представленной богом Лугом. Поэтому ряды мегалитов были заложены в соответствии с движением этого небесного светила. Христиане, чья религия отдает предпочтение Солнцу, строили свои культовые сооружения ориентированными в направлении восток–запад, что символически отражало видимое движение Солнца по небу. Однако Шартрский собор смещен на 47° по отношению к этому направлению. Так что он сориентирован по оси северо-восток — юго-запад.