Александру Маньякову сегодня исполнилось 50 лет.
Один из самых авторитетных футбольных агентов нашей страны когда-то играл в школе «Локомотива» с Вадимом Евсеевым. Потом был свидетелем на его свадьбе, и до сих пор они дружат семьями. А еще именно он убедил экс-защитника сборной России издать автобиографию. Так в 2015 году на свет появилась книга «Футбол без цензуры», литературную запись которой сделал обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер.
В 2005-м Маньяков возглавил собственное агентство, в разное время представлял интересы Игоря Смольникова и Александра Соболева, а сейчас работает с Даниилом Фоминым, Матвеем Кисляком, Даниилом Денисовым и другими известными футболистами.
Еще он был спортивным директором тульского «Арсенала», когда команду тренировал Дмитрий Аленичев. А потом ему же в «Енисее» помогал выходить в РПЛ.
Аленичев
— Суперагента Константина Сарсанию все время тянуло тренировать. Вам тоже хочется работать в клубе? — поинтересовались у Маньякова обозреватели «СЭ» Юрий Голышак и Александр Кружков, когда тот стал героем «Разговора по пятницам».
— Так я уже работал. Не на официальной должности, но был в Красноярске, когда «Енисей» выходил в РПЛ. Помогал Диме Аленичеву. До этого были с ним в «Арсенале», где я занимал пост спортивного директора.
— Наверху не закрепился ни один из двух клубов.
— Да, выступили неудачно. Но я считаю, свою работу делал хорошо. Из того же «Енисея» игроки до сих пор востребованы. Самая громкая фамилия — Соболев...
— Если вернетесь в клуб — на какие грабли теперь точно не наступите?
— Ребята, ну какие «грабли»... Скажите, что легче — работать с трансферным бюджетом или вообще без него?
— Ну вы и спросили. Ясно же.
— Вот! В «Енисее» была возможность сделать хорошие зарплаты, а в «Арсенале» — нет.
— Что такое «хорошая зарплата»?
— В Туле два-три игрока получали по 20 тысяч евро. Это были самые высокооплачиваемые. На тот момент считалось мало — даже в средних командах РПЛ зарабатывали по 30-40 тысяч.
— Кто был высокооплачиваемым в том «Арсенале»?
— Ян Муха, вратарь сборной Словакии. Младен Кашчелан. Анри Хагуш.
— В «Енисее» зарплаты были больше?
— Значительно! 50 тысяч евро не получал никто — но приближались к этой цифре несколько человек... Да, пожалуй, есть ошибка, которую не повторю.
— Так-так.
— Приложу все усилия, чтобы не было раскола у менеджмента с тренерским штабом. Как только чувствуешь, что кто-то тянет одеяло на себя — надо уходить. Не вариться в этой каше.
— В «Арсенале» и «Енисее» с этим столкнулись?
— В Туле было не так ярко выражено, а в Красноярске прямо по максимуму. Противостояние Дениса Рубцова, генерального директора, и Аленичева, главного тренера. В какой-то момент поняли — гребем в разные стороны. Доходило до карикатурных вещей. Как в журнале «Мурзилка».
— Вы оказались меж двух огней?
— Нет. Я всегда был вместе с Аленичевым, но и с Рубцовым поддерживал профессиональные отношения. К сожалению, примирить его с Димой не удалось.
— Вы же агент Аленичева?
— Если в Тулу меня Дима приглашал, то в «Енисей» уже я его привел как агент.
— Хоть раз между вами недопонимание случалось?
— Нет. В Красноярске Дима с Егором Титовым, его ассистентом, меня подкалывали. Увидят в коридоре: «О, к Денису Анатольевичу идешь? Или уже пообщались?» Вот такие шуточки. Егора я вообще знаю с детства.
— Откуда?
— Он играл за «Спартак», я с Вадимом Евсеевым — за «Локомотив». Мы же ровесники. Как-то меня персонально против Егора поставили. Тренер Александр Геворгизов сказал: «Пусть тебя на поле не будет — но и Титов чтобы исчез...»
— Удалось?
— Да вы что? Того Титова никто удержать не мог. В 14 лет я и против Андрея Шевченко играл.
— Где?
— 1991-й, финальная пулька юношеского чемпионата СССР. Шевченко два забил, киевляне нас 4:1 хлопнули. Что и говорить, они тогда выделялись — высоченные, крепкие, как на подбор. Одеты с иголочки, в фирменных динамовских костюмах. Мы смотрели, разинув рты. В «Локомотиве» с экипировкой было туго, нам выдавали одну майку в год. Разок постираешь — белая полоса на груди окрашивается в бледно-розовый цвет. Так и бегали в линялой по полю...
— Как полагаете, будет Титов работать главным тренером?
— Вряд ли.
— Почему?
— Ему это не очень интересно. Не нравится и не хочется. После «Енисея» у Аленичева было хорошее предложение из провинциальной команды — но ехать надо было одному. Спросили: «Готов без Егора?» — «Нет».
Кидок
— Самый большой финансовый кидок — когда от вас увели игрока?
— Большие деньги были только в перспективе. Я про Соболева.
— Как все происходило?
— Новый год с семьей провожу в Таиланде. С Сашей, как мне казалось, у нас очень теплые отношения. Он звонит, поздравляет с праздниками и произносит: «Есть пара вопросов. Мне сказали, ты меня обманул».
— Вот это поворот.
— А теперь предыстория. Если вам любопытно.
— Есть ли что-то любопытнее в нашем мире.
— Я переподписал Соболева в «Крыльях». Он пришел на одни условия — и был интерес от клуба Премьер-лиги. Не буду говорить, от какого.
— И не надо говорить, мы знаем. «Рубин» интересовался.
— Да, хотели его забирать. В Самаре техническим директором работал Александр Шикунов. У него с «Рубином» отношения были не... Не рабочие. Слышу: «Куда угодно — только не в Казань. Туда не отдам!»
— Как быть?
— Говорю: «Юрьич, тогда поднимай зарплату...»
— Вы не промах.
— Ну и подняли. Было 800 тысяч в месяц, стало в несколько раз больше. Притом что играл Соболев... Как бы сказать... В какой-то момент его хотели отчислять!
— Ого. Вот это новость.
— Помню, сидим в РФС с Шикуновым, говорит: «Увози парня!» — «Куда я его дену?! Был вариант с «Рубином» — ты же и завернул!»
— Тренировал «Крылья» Андрей Тихонов?
— Да. Скептически относился к талантам Соболева. Он же и в «Енисей» на правах аренды не слишком удачно зашел. Играл так... Средне.
— Что же дальше?
— Летом «Крылья» едут на сборы — в адрес Соболева от руководства сплошной негатив. Вдруг ломаются нападающие — Корниленко, Радонич... Остается один Саша. Его выпускают — и начинает колотить с первого тура!
— Так в чем вас обвинял?
— Сказал: «Все, работать с тобой не хочу. Ты меня обманул на подъемные. За подписание дали — а ты не поделился». Хотя такого не было. Честно вам говорю. У игрока действующий контракт, а зарплата увеличилась в несколько раз! Это в клубе ему один человек напел, мол, «Маньяков тебя кинул». Навешали Соболеву лапши в расчете на то, что будет работать с ними.
— Как же Соболев мог затеряться в клубе уровня «Енисея»?
— Сам рассказывал: приезжает в Красноярск, знает, что его агент помогает главному тренеру... Думал, «зеленая» будет. Но столкнулся с конкуренцией!
— И обескуражился?
— Там в основе выходили другие нападающие. А Соболев, как говорил, в тот момент понял: «Если собой заниматься не начну, нигде не заиграю...»
— Главная его черта характера?
— По-спортивному злой. Если будет режимить, за собой следить — станет форвардом европейского класса.
— Он склонен не режимить?
— Думал, на таланте выйдет. Но со временем осознал, что одного таланта мало.
— Жалеете, что вы сегодня не с ним?
— Нет. Мы же не клялись друг другу в любви и верности. Хотя вспоминаю: когда он из «Томи» перешел в «Крылья», говорил: «Александр, я так тебе благодарен!» Но время идет. Люди меняются под влиянием обстоятельств.
— Соболев понял, что вы ничего не брали? Верит?
— Мне без разницы, верит он или нет. Его проблемы. Он сейчас большой футболист, я рад за него. Оправдываться не буду. Один раз ему сказал — и Бог судья.
Евсеев
— Легендарную фразу, брошенную в телекамеру после матча в Кардиффе, Вадиму Евсееву припоминают по сей день?
— Разумеется.
— Самые неожиданные обстоятельства, когда это услышали?
— Закончив играть, Вадим какое-то время помогал нам в агентстве. И вот полетели в Киргизию договариваться по трансферу Валеры Кичина в «Волгу». Встречал нас дядька, занимающий серьезный пост в бишкекском университете. На стадионе, приобняв Евсеева, крикнул кому-то: «Иди сюда! Смотри, это... Это...» Внезапно запнулся. Наморщил лоб. Я понял, что ни имени, ни фамилии мужик не помнит. Но он выкрутился. Через секунду на всю ВИП-ложу раздалось: «Ну который «*** вам!»
— После победы «Шинника» в Кубке России Евсеев в раздевалке запрыгнул на стол. В соцсетях коротенький ролик сопроводили смайликом и фразой: «Таким довольным Вадима Евсеева мы не видели с ноября 2003-го».
— Смешно.
— Нас поразило другое — с каким проворством он взлетел на стол.
— А я не удивлен. Евсеев, конечно, прибавил в весе, но физическую силу и ловкость не растерял. Как-то отдыхали семьями в Таиланде. Сидели возле бассейна, неподалеку надувной круг плавал. Вдруг Вадик произнес: «Сейчас в него запрыгну». Я не поверил. А он разбежался, хоп — и там! Рыбкой!
— Евсеев горазд на сюрпризы. В локомотивские времена вышел из самолета в лыжных ботинках. Жена Татьяна, встречавшая его в аэропорту, расплакалась и убежала.
— Вадик еще и в горнолыжных очках был! Я как раз позвонил Тане. Она сидит в машине, плачет: «Наш-то опять учудил...» — «Что случилось?» — «Вот сам у него и спроси». Вскоре встретились, Евсеев рассказал, что его на сборе во Франции Лоськов на эту авантюру подбил — провести в лыжных ботинках и очках весь путь от гостиницы до Шереметьева. Поспорили на тысячу долларов. Вадик завелся. А Таню потом успокаивал: «Ну что ты плачешь? Я деньги в дом принес!»
— Слезы Вадима вы видели?
— Дважды. Первый раз — когда умерла его мама. Она уже в возрасте была плюс давление, осложнения от ковида... Второй раз плакал на похоронах Ярцева. К сожалению, я не смог приехать. Кадры, как Вадим на кладбище рассказывает журналистам о Георгии Александровиче, утирая слезы, и сейчас перед глазами.
— Он же в 2007-м ради Ярцева в «Торпедо» перешел. Чтобы помочь команде вернуться в Премьер-лигу.
— Так и есть. А когда через несколько месяцев Георгия Александровича уволили, настоял на уходе из клуба.
— За годы работы в агентском бизнесе появились в вашем характере черты, которым не рады?
— Да. Теперь я жестче. Рациональнее. Стал больше ценить деньги. И комфорт, к которому быстро привыкаешь. Особенно с возрастом. Причем это относится и к семье. А она у меня немаленькая, трое детей. Плюс родителям помогаю, теще с тестем. Кроме того, на мне агентство, там целый штат сотрудников.
— Прикидывали — сколько тратите в месяц на семью?
— 300-400 тысяч рублей. Иногда полмиллиона. Это не считая зарплат в агентстве. Но футбол для меня — не единственный источник дохода. Уже много лет я акционер крупной фирмы, которая в Подмосковье занимается реализацией лакокрасочных материалов. Вкладываюсь и в строительство.
— Когда заработали первый миллион долларов, в голове что-то щелкнуло?
— Разве что самоуважения прибавилось. Подумал: «Молодец!»
Александр Маньяков: «Соболев сказал, что я его обманул на подъемные. Он ошибается»
Биография Александра Соболева: форвард сборной России может перейти из «Спартака» в «Зенит»
Игорь Майоров, «Спорт-Экспресс»