У каждого из нас свои критерии красоты. Кто-то без ума от внешности Марии Каллас, кто-то восхищается Анной Нетребко, кто-то назначил кумиром великолепную Анджелу Георгиу. Кстати, последнюю я обожаю.
Но безусловным образцом оперной красавицы для меня была и останется великолепная Анна Моффо.
Анну Моффо часто называют «оперной звездой телевизионной эры» и « последней примадонной», подразумевая при этом не скромность голосовых средств, нуждающихся в микрофонном усилении (её голоса вполне хватало для 20-тысячной аудитории «Арена ди Верона», где она пела «Травиату»), а редкое сочетание молодости, красоты, обаяния, вокальной техники и недюжинного драматического дарования.
Анна Моффо, которую называли одной из самых гармоничных и ярких исполнительских дарований современности, родилась 27 июня 1935 года в Уэйне, штат Пенсильвания, в семье итальянцев иммигрантов. Там же, тогда же, явился миру один из самых ярких оперных певцов и киноартистов - великий Марио Ланца.
Родители будущей примадонны - сапожник Николо Моффо и его жена Регина Чинти, люди, далекие от музыки, хотели, чтобы их дочь стала монахиней. Так проще - ни грехов, ни детей, ни забот о хлебе насущном. Красота, а не будущее.
Однако, у Анны были совсем другие планы на жизнь. В средней школе Анна с удовольствием занималась спортом, была капитаном команды по хоккею на траве, благодаря уникальной координации отлично играла в баскетбол. Девочка росла крепкой и сильной, поэтому в школьном оркестре вместо скрипки ей вручили альт, та же скрипка, но побольше, и она добилась успеха в игре на этом инструменте.
Блестящие внешние данные будущей примадонны открывали ей дорогу в Голливуд. Город возможностей и грехов готов был принять ослепительную красавицу, но после окончания средней школы Моффо совершила крутой маневр - поступила в филадельфийский институт Кертиса, и начала обучение вокалу.
Зачастую судьбу будущей звезды решает счастливый случай. Моффо исключением не стала. Однажды в Филадельфию, на заурядный студенческий концерт прибыл знаменитый импресарио Артур Джадсон. Гость из большого города хотел послушать подающего надежды молодого скрипача. Но вместо юноши приглашение в Нью-Йорк получила Анна Моффо, просто певшая под аккомпанемент талантливого юноши.
Джадсон и его друзья помогли одаренной девушке получить стипендию фонда Фулбрайта, благодаря которой у будущей певицы появилась возможность продолжить образование на исторической родине. Слава американским меценатам! Нам бы таких побольше.
В университете Перуджи она получила дипломы музыковеда и филолога. Позже Моффо окончила Римскую консерваторию Санта-Чечилия по классу рояля и сольного пения у знаменитых мастеров. Интересы будущей примадонны и ее желание учиться всему и помногу просто не знали границ.
Оперный дебют Анны Моффо состоялся в 1955 году в оперном театре Сполето в Доне Паскуале Доницетти. Молодая певица была отмечена критикой и публикой. Пора было делать выбор - пианистка, филолог, музыковед… или? И Анна выбрала карьеру певицы.
Настоящей сенсацией стало участие певицы в экранизации оперы Пуччини Мадам Баттерфляй, показ которой состоялся 24 января 1956 года по центральному каналу итальянского телевидения. Новые технологии в который раз сотворили чудо. Как в свое время для Энрико Карузо и Марио Ланца, новые технологии сработали для Анны как катапульта. За один вечер Моффо стала известна всей Италии, а вскоре и всей Европе. Молодая – чуть старше двадцати, превосходно сложенная красавица, одаренная вокально и драматически, в роли пятнадцатилетней девочки, партию которой обычно исполняли маститые певицы от тридцати до сорока лет, покорила сердца зрителей, критиков и театральных интендантов. Анну Моффо окрестили «красавицей с ангельским голосом».
На оперном небосклоне вспыхнула сверх новая звезда, сочетавшая с себе обаяние молодости, красоты, теплого бархатного голоса и незаурядного драматического дарования. Последовавшие телеэкранизации «Сомнамбулы» В. Беллини, «Лючии ди Ламмермур» и «Дочери полка» Г. Доницетти, «Травиаты» и «Фальстафа» Верди, «Служанки-госпожи» Д. Перголези пользовались огромным успехом и сделали Анну Моффо любимицей публики и критики.
«Если бы в пору моего дебюта не существовало телевидения, мне пришлось бы затратить целые десятилетия, чтобы составить себе европейское имя», – говорила Моффо. В отличие от царивших в ту же эпоху великих примадонн, таких как Рената Тебальди и Мария Каллас, Анне Моффо не пришлось ждать, чтобы подняться на оперный Олимп.
Внезапная, возможно несколько преждевременная, слава принесла Моффо предложения выступить на лучших сценах мира. Импресарио толпились в прихожей молодой певицы, наперебой предлагая контракты, один другого выгоднее. Предложения из театров сыпались как из рога изобилия, и в первые годы головокружительной карьеры Моффо исполняла по 12 главных партий за сезон, пела на 36 языках и свободно владела шестью.
Анна Моффо продолжила работу на телевидении в качестве журналиста в созданном специально для нее цикле программ «Бельканто». Цикл передач открывала программа о Джоаккино Россини, в которой старейший итальянский дирижер Туллио Серафин, которого вскоре назовут великим, представил публике свою последнюю находку – Анну Моффо. Анна Моффо вела программы, с блеском демонстрируя свои таланты вокалиста, музыковеда и филолога, рассказывала как об ушедших великих певцах, так и о своих коллегах по сцене – Ренате Тебальди, Тито Гобби, Антониэтте Стелла.
Чрезвычайно успешно складывалась и театральная карьера Анны Моффо. Ее дебютным спектаклем в Ла Скала стал Фальстаф, где под руководством Герберта фон Караяна она исполнила партию Нанетты с такими мастерами, как Элизабет Шварцкопф, Тито Гобби и Родандо Панераи.
Вслед за успехом в Фальстафе, Моффо исполнила главные партии в Риголетто и Травиате.
Именно Виолетта стала знаковой ролью для Анны Моффо. Певица признавалась, что эта роль очень подходит ей – высокая, стройная, с белоснежными американскими зубами и черными как смоль волосами – в точности, как описал ее Дюма-сын. Но больше всех певице запомнился дебют в этой партии в Метрополитен опера.
Моффа рассказывала: "Покойный замечательный тенор «Метрополитен-опера» Ричард Такер назвал меня после этого спектакля «женщиной без нервов», хваля моё самообладание. Ричард, конечно, ошибался – я волновалась безумно.
Это был срочный ввод на главную роль вместо внезапно заболевшей Джоан Сазерленд, что называется («all’improvviso»,) на скорую руку, Предождественская пора заставляла предполагать, что публика озабочена, в основном, проблемами праздничного стола, а не знакомством с новой Виолеттой, да и лучшую вокальную форму не обеспечишь по заказу. Выход был один – собраться с силами, взять себя в руки и осознать, какое это счастье – петь изумительную музыку Верди и трогать человеческие сердца великодушием и самоотверженностью моей героини".
Всего на протяжении своей карьеры Моффо исполнила партию Виолетты 889 раз на разных сценах и с разными партнерами, включая одну из самых известных экранизаций, где ее партнерами стали молодой тенор Франко Бонисолли и великий Джино Беки.
«Если бы она и не пела, – сказал оперный критик Родольфо Челлетти, – то стала бы лучшей в кино Виолеттой, а она ещё поёт и поёт волшебно».
Особое место в карьере Анны Моффо занимала опера Луиза Миллер, которую она вернула из незаслуженного забвения, как в свое время Мария Каллас подарила вторую жизнь Норме Беллини. Опера, которая завершает «галерный» цикл Верди и открывает золотой период Трубадура, Риголетто и Травиаты, на много лет исчезла из репертуара оперных театров. Анна Моффо продемонстрировала щедрый талант музыковеда и исследователя, и именно благодаря ее усилиям эта опера вернулась в репертуар ведущих театров мира.
Творческая судьба Анны Моффо также тесно связана с творчеством композитора, которого называют Певцом женской души -Джакомо Пуччини. С момента дебюта в опере Мадам Баттерфляй Анна Моффо исполнила главные партии в многих операх Пуччини – Лю, Мими и Мюзетта, Лауретта, сестра Анджелика, но особое место в ее творчестве занимает Магда в опере Ласточка. Премьера этой оперы была триумфальной, но позднее была забыта и даже приобрела репутацию несценического произведения.
Анна Моффо как музыковед заново открыла эту оперу. Друг и соратник Пуччини, маэстро Луджи Риччи, один из педагогов Анны Моффо, отредактировал партитуру, имевшую несколько версий, а певица стала инициатором постановки это оперы на ведущих сценах мира.
Одним из интересных замыслов Анны Моффо, связанных с именем Пуччини, стала запись альбома Портрет Манон. Моффо часто исполняла партию Манон в опере Массне, но певице был интересен образ, созданный Пуччини. Манон Леско композитор любил более других своих героинь, и образ его Манон разительно отличался от созданного Массне. Для воплощения своего замысла певице пришлось выйти за рамки своего диапазоны лирико-колоратурного сопрано и попробовать себя в драматическом репертуаре.
Анна Моффо не ограничивалась итальянским репертуаром, она любила участвовать в операх Моцарта, Глюка, Рихарда Штрауса, исполнять романсы и песни Шумана, Брамса, Равеля, Рахманинова. Певица с интересом относилась к творчеству современных композиторов, с довольствием исполняя произведения Бернстайна, Хампердинка, Фредерика Лоу, Гершвина. «Для меня музыка различается не по «лёгкости» и «тяжести», «серьёзности» или «несерьёзности», а по тому – талантлива она или нет, отмечена настоящим художественным вкусом или его лишена. Ложная серьёзность, псевдозначительность авангардистов так же неприемлема, как пошлость. А, вообще, человеку должно быть нужно много музыки и самой разной – от Монтеверди до Верди, от Баха до Оффенбаха...
В популярной телевизионной программе «Вечера с Анной Моффо» певица исполняла музыку, которую любила сама - негритянские спиричуэлс, популярные эстрадные песни, отрывки из мюзиклов. Певица не боялась быть забавной, искрилась талантом, создавая музыкальные пародии с эстрадными звездами. (дуэт с Хампердинком) Анна Моффо с блеском исполняла эстрадные песни собственного сочинения, которые занимали высокие места в хит-парадах.
Важной страницей в творчестве Анны Моффо была оперетта. Блистательная красавица, талантливая актриса была словно создана для исполнения главных героинь классических оперетт. Творческий ансамбль Анны Моффо и вагнеровского тенора Рене Колло стал ярчайшим примером, как оперные солисты могут органично существовать в жанре классической оперетты, как выигрывает эта прекрасная музыка от академического пения.
Венгерское и западногерманское телевидение экранизировало множество популярных оперетт, но особой любовью Анны Моффо была постановка «Весёлой вдовы» «Пуччини от оперетты» Франца Легара.
Артистическая карьера Моффо была не менее разнообразна, чем музыкальная. Кино все-таки получило ее свои объятия и полюбило со всей страстью.
Она принимала участие в фильмах, не требовавших вокального исполнения, снималась на студии Чинечитта и в Голливуде. Партнерами Анны Моффо были такие звезды экрана, как Витторио Гассман, Шарль Азнавур, Уго Тоньяцци. Однажды певице пришлось выпутываться из скандала- она снялась обнаженной. Правда, Анна утверждала, что некоторые предметы одежды были на ней в самых откровенных сценах, но восхищенные поклонники как ни старались, не смогли понять, где именно следовало искать эти предметы.
Многогранность таланта и разносторонняя одаренность позволила американскому критику Фрэнсису Робинсону назвать её «универсальной примадонной оперной сцены, кино и телевидения».
По разным причинам великие примадонны в разные периоды творчества испытывали проблемы с вокалом, не миновала эту участь и Анну Моффо. Певица слишком рано начала карьеру, она ворвалась на лучшие сцены мира, принимая большинство предложений, слишком часто путешествовала, меняя часовые пояса и климат.
Телевизионные программы, съемки в художественном кино и музыкальных телефильмах, чрезмерно напряженный график спектаклей в начале 70-х привели певицу к переутомлению и проблемам со здоровьем.
Критики все чаще писали – Анну Моффо иногда не слышно, но, что еще хуже, слышно. Рудольф Бинг, руководитель Метрополитен опера, однажды был готов прервать спектакль Лючии де Ламермур из-за плохой формы Моффо, но подлинным провалом стала запись оперы Массне Таис. Критика была разгромной.
В середине 70-х певица вынуждена была прервать карьеру, чтобы восстановить голос и отдохнуть. Моффо смогла после некоторого перерывы вернуться на сцену, но по признанию критиков, это была уже другая певица, в которой восторженные зрители и критики с трудом узнавали блистательную Анну Моффо. Нет ничего печальнее получать аплодисменты своей былой славе, не так ли?
Анна Моффо завершила певческую карьеру в конце 1970-х годов.
Блистательный талант, необыкновенно щедрая природная одарённость, высочайший уровень образования и культуры, широчайшие интересы, громадная работоспособность, жажда открытий и жизнелюбие – все это ставит незабываемую Анну Моффо на особое место в сонме великих примадонн оперы.
Единственная и неповторимая, самая гламурная оперная певица, настоящая секси, Ла Белиссима, Анна Моффо покинула этот мир в марте 2006 года, после нескольких лет неравной борьбы с раком, поставив точку в списке великих примадонн современности.