Найти в Дзене
Известия

Ночные охотники ВС РФ дали отпор дронам ВСУ: как охраняется мирное небо над Курской областью

Их называют ночными охотниками. Стрелки бригады «Барс-Курск» создают заслон на малых высотах против дальнобойных БПЛА, отправляемых из Сумской области Украины вглубь России. Их оружие — пулеметы. Средства передвижения — пикапы. Основное время работы — с наступления темноты до рассвета. Корреспондент «Известий» встретился с добровольцами и узнал, что, помимо огнестрельного оружия, необходимо для эффективной борьбы с вражескими дронами и почему противостояние с операторами ВСУ можно сравнить с интеллектуальной партией. Когда мы читаем в утренних сводках об уничтожении над Россией очередной сотни дронов, речь идет в том числе о результатах труда наших сегодняшних героев. Три ключевых рубежа, которые стремятся преодолеть ВСУ, отправляя беспилотники вглубь нашей территории, — Курская, Брянская и Белгородская области. Стрелки на пикапах — один из элементов общей эшелонированной противовоздушной обороны, их задача — поражать цели на высоте от 150 до 700 м. Другое название этих отрядов — МОГи,
Оглавление

Их называют ночными охотниками. Стрелки бригады «Барс-Курск» создают заслон на малых высотах против дальнобойных БПЛА, отправляемых из Сумской области Украины вглубь России. Их оружие — пулеметы. Средства передвижения — пикапы. Основное время работы — с наступления темноты до рассвета. Корреспондент «Известий» встретился с добровольцами и узнал, что, помимо огнестрельного оружия, необходимо для эффективной борьбы с вражескими дронами и почему противостояние с операторами ВСУ можно сравнить с интеллектуальной партией.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Разведчики, «пустышки», сопровождение

Когда мы читаем в утренних сводках об уничтожении над Россией очередной сотни дронов, речь идет в том числе о результатах труда наших сегодняшних героев. Три ключевых рубежа, которые стремятся преодолеть ВСУ, отправляя беспилотники вглубь нашей территории, — Курская, Брянская и Белгородская области. Стрелки на пикапах — один из элементов общей эшелонированной противовоздушной обороны, их задача — поражать цели на высоте от 150 до 700 м. Другое название этих отрядов — МОГи, мобильные огневые группы.

Охота проходит как ночью, так и днем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Охота проходит как ночью, так и днем Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Мобильные — потому что на колесах, быстро меняют дислокацию, один расчет за ночь способен закрыть несколько участков в курском приграничье, — рассказывает командир батальона противодействия БПЛА бригады «Барс-Курск» Алексей Гапонов, позывной Аркон. — В целом, наша ПВО включает несколько составляющих: радиолокационную разведку, отряды FPV-перехватчиков, зенитные установки и МОГи.

Борьба идет против дронов самолетного типа, поясняет Аркон. Дальность их полета достигает 1–1,5 тыс. км. Вес переносимой взрывчатки — до 200 кг. Нацелены они в первую очередь на важные объекты инфраструктуры, транспортные узлы и предприятия. Оснащены преимущественно бензиновыми моторами, на подлете их хорошо слышно. Хотя в последнее время Украина всё чаще стала использовать и БПЛА с электродвигателями — они практически бесшумные, выявлять их сложнее.

Вглубь нашей страны вражеские дроны стремятся пробиться как поодиночке, так и целыми эскадрильями. Иногда впереди основных сил летят разведчики, иногда «пустышки» — ложные цели, нередко — сопровождение, готовое атаковать сами посты воздушного наблюдения. Всего над Курской областью за сутки фиксируется от нескольких десятков до 150 дальнобойных БПЛА. С помощью разных сил и средств 99% из них сбивается.

Коридоры, часы запусков, высоты

Командир 2-го взвода мобильной роты огневой поддержки — 35-летний Антон, позывной Лис. Орловчанин. Офицер МВД, кандидат в мастера спорта по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия. А также заместитель командира бригады маршала Катукова — добровольческого территориального объединения, созданного в Орловской области. Летом 2025 года сразу 16 человек приехало из бригады служить в мобильных огневых группах «Барс-Курск», целый отряд.

Командир взвода позывной Лис, старший группы и пулеметчик
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Командир взвода позывной Лис, старший группы и пулеметчик Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— На охоту выезжаем как днем, так и с наступлением сумерек. Хотя основной упор делается на ночное время, по «светлой» враг редко запускает свои дальнобойные «птицы», их хорошо видно, — рассказывает Антон. — А в темноте без тепловизионного прибора уже не обойтись.

Само противостояние с украинскими операторами БПЛА напоминает игру в шашки, добавляет командир.

— Они постоянно нас прощупывают, действуют нестандартно, ищут бреши. Идет состязание — кто предугадает шаг другого, кто кого опередит, — говорит Лис. — Выбирают новые коридоры, разные часы запусков, высоты. Например, если сейчас полетели на высоте 1,5 тыс. м и напоролись на наши ПЗРК, то следующая партия пойдет уже ниже. Используют складки местности, низины, расщелины: перепад высот в Курской области — от 147 м ниже уровня моря до плюс 230.

Оружие, которое применяют бойцы, — танковый пулемет Калашникова (ПКТ), калибр 7,62. Прицельная дальность — до 700–800 м. Именно на эти высоты опускаются незваные гости, стремясь преодолеть наши системы ПВО. Тут и наступает время парней на пикапах. При выборе постов на обширном рубеже региона они руководствуются данными разведки, интуицией, а еще слухом. «Уши — такое же наше оружие, как пулемет», даже существует у них присказка.

Лобовая атака

Ночная работа начинается с занятия позиции. Глушится мотор, все обращаются в слух, один-два человека обязательно дежурят снаружи машины. Важна общая слаженность, когда все понимают друг друга с полуслова, при подлете дрона на всё про всё у команды есть 10–12 секунд.

На вооружении — пулемет Калашникова танковый, скорострельность — 800 патронов в минуту
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
На вооружении — пулемет Калашникова танковый, скорострельность — 800 патронов в минуту Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Если в небе слышится характерный гул, в дело вступает пулеметчик (в своем экипаже эту функцию выполняет Лис). Корректировщик подсказывает и направляет. ПКТ установлен в турели, угол обзора — 360 градусов. Для большей эффективности дополнительно используется прицельный ЖК-экран.

При поражении цели необходимо немедленно перебазироваться. Окончание дежурства — с рассветом. Несколько раз взводу Лиса удавалось уничтожить один за другим сразу по три беспилотника за смену. Бывают ночи, когда на их участках тишину не нарушает никто и ничто.

Случались и опасные ситуации.

Заправка короба, в него входит лента с 250 патронами
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Заправка короба, в него входит лента с 250 патронами Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Как-то дальнобойный дрон атаковал наш экипаж, — рассказывает мне номер расчета Дмитрий, позывной Граф. — Заметил нас, развернулся. Сначала скрылся за лесом, мы потеряли его из виду. А потом вынырнул метрах в 150. Мы даже увидели, как он опустил морду перед атакой. Ударили очередью ему в лоб и уничтожили — разорвался метрах в 60. Когда изучали остатки, оказалось, что он нес два заряда на крыльях, один на носу и еще один на двигателе.

«Силы еще остались»

Дмитрий Граф в гражданской жизни — водитель. С виду — спокойный, интеллигентный, сразу и не угадаешь в нем опытного солдата. В 2023-м отправился на СВО как доброволец. Сражался на запорожском направлении, в разведке. Рассказывает: там, в одном из боев, он понял, что «воевать может» и что, если нужно, «не даст заднюю».

— Мы попали с товарищем в окружение. Нас запустили и захлопнули в ловушке, — вспоминает он. — Приказа оставлять позиции не было. Пришлось преодолеть страх и держаться. Час отстреливались. Потом наши помогли. После того столкновения уверенности добавилось, стало значительно легче…

В 2025-м Графа комиссовали по ранению: попал под удар камикадзе, едва не потерял руку, врачи буквально по кусочкам ее собрали. Вернулся в Орел. А скоро отправился в числе добровольцев в Курск. Главный мотив: «Силы еще остались!»

Пулемет находится в турели, угол обзора — 360 градусов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников
Пулемет находится в турели, угол обзора — 360 градусов Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Другой боец из команды Лиса — Владимир, позывной Добрый. Он вспоминает, что для него нападение ВСУ на Курскую область стало и личной болью — из приграничного Беловского района родом его мама, там же, в родовом селе, боевики спалили два их дома, куда еще в детстве он приезжал к бабушке. Поэтому когда среди орловчан возникла идея поехать помогать курским братьям, записался одним из первых.

— А еще дед сыграл важную роль, — говорит Владимир. — На войне он командовал зенитным орудием. Дожил до 96 лет, был и остается примером для меня.

Внук, получается, в какой-то степени пошел по его стопам — тоже закрывает небо.

СВО
1,21 млн интересуются