Найти в Дзене
«Второй Рим»

АЛЕКСЕЙ КОМНИН И ДУКИ

По прибытии в Большой дворец Алексей немедленно развернул бурную деятельность. Спустя двадцать четыре часа ему удалось собрать всех своих солдат и запереть в казармах, чтобы остудить их пыл. Но обстоятельства, при которых он пришел к власти, продолжали мучить его совесть. Алексей поведал о том патриарху, который начал официальное расследование. В отношении императора, его семьи и всех тех, кто принимал участие в перевороте, был вынесен церковный приговор, присуждавший их к длительному посту и другим видам епитимьи. На протяжении сорока дней и ночей Алексей носил под императорской порфирой власяницу, спал на земле и использовал вместо подушки камень. Между тем начала образовываться трещина в отношениях между окружением Алексея и семейством Дука, которое негативно воспринимало близкую связь Алексея с императрицей Марией Аланской. По идее та должна была покинуть дворец по его прибытии, но она этого не сделала. Мария, конечно, являлась приемной матерью Алексея, но сие не объясняло его реше
Алексей Комнин. Генерация нейросети "Шедеврум".
Алексей Комнин. Генерация нейросети "Шедеврум".

По прибытии в Большой дворец Алексей немедленно развернул бурную деятельность. Спустя двадцать четыре часа ему удалось собрать всех своих солдат и запереть в казармах, чтобы остудить их пыл. Но обстоятельства, при которых он пришел к власти, продолжали мучить его совесть.

Алексей поведал о том патриарху, который начал официальное расследование. В отношении императора, его семьи и всех тех, кто принимал участие в перевороте, был вынесен церковный приговор, присуждавший их к длительному посту и другим видам епитимьи. На протяжении сорока дней и ночей Алексей носил под императорской порфирой власяницу, спал на земле и использовал вместо подушки камень.

Между тем начала образовываться трещина в отношениях между окружением Алексея и семейством Дука, которое негативно воспринимало близкую связь Алексея с императрицей Марией Аланской. По идее та должна была покинуть дворец по его прибытии, но она этого не сделала. Мария, конечно, являлась приемной матерью Алексея, но сие не объясняло его решения остаться с ней - определив свою жену и ее семью в другой, меньших размеров дворец, стоявший на более низком месте.

Быстро начали распространяться слухи. Одни говорили, что новый император планирует развестись с Ириной, с тем чтобы стать третьим мужем Марии; другие — что подлинной силой, определяющей поступки василевса, является мать Алексея, грозная Анна Далассина, которая ненавидела семейство Дука и была настроена отстранить его от власти.

Первый из этих слухов мог быть верным; второй являлся таковым несомненно. Несколько дней спустя, в Пасхальное воскресенье, Алексей подлил масла в огонь, не взяв жену на церемонию собственной коронации.

Дука это восприняли как беспричинное оскорбление. Императрица не просто являлась представительницей знатного рода, а обладала признанным статусом, подразумевавшим значительные властные полномочия. У нее имелся свой двор, она осуществляла контроль над принадлежавшими только ей доходами и играла важную роль в имперском церемониале.

Алексей и сам чувствовал неловкость по поводу принятого решения, поскольку был в огромной степени обязан Дукам, да и вообще не следовало восстанавливать против себя самое могущественное семейство империи. В какой-то момент он пошел на поводу приемной матери, но вскоре осознал, что далеко переступил за черту.

В итоге проблему разрешил патриарх. Он серьезно поговорил с Алексеем, и несколько дней спустя молодая императрица была коронована в соборе Св. Софии с соблюдением всех церемоний. Дуки порадовались, что одержали победу, а Алексей получил полезный урок.

Все эмоциональные узы между ним и его приемной матерью отныне были разорваны: Мария согласилась покинуть Вуколеон с условием, что Константин, ее сын от Михаила VII, станет соправителем Алексея. Это условие было выполнено, после чего она с сыном удалилась в роскошный особняк, выстроенный Константином IX для Склирены около тридцати пяти лет назад.

Их сопровождал Исаак Комнин, которому Алексей присвоил только что учрежденное им звание севастократора, выше которого было только императорское. Он вернул Ирину в Вуколеон, где их супружеская жизнь, против всяких ожиданий, оказалась счастливой - у венценосной пары родилось девять детей.

Однако на политическом горизонте тучи быстро сгущались. Не прошло и месяца со времени коронации Алексея, как Робер Гвискар, герцог Апулийский, начал масштабную наступательную операцию против империи.

Подпишитесь на наш Telegram:https://t.me/Secunda_Roma