Найти в Дзене

Близость и границы

Темы близости и границ обсуждаются нынче часто и много. И возникает много путаницы: границы призывают «отстаивать», а как при этом развивать близость – непонятно… Встречали такое? Кажется, что близость – это быть как шерочка с машерочкой, дышать в унисон, смотреть в одну сторону, понимать друг друга без слов… Но это, господа, все романтика, не имеющая никакого отношения к реальности. Близость – это больно. Порой очень больно. Истинная близость возникает тогда, когда люди встречаются своими «колючками», противоположностями, иными взглядами и мнениями, но имеют силы и терпение все проговорить, обсудить и прийти к общему знаменателю – создать общую реальность. При этом не обязательно отказываться от своей позиции, но с уважением принять позицию другого. Принять – не значит согласиться, но и не отдалиться, а стать ближе в понимании оснований и мотивации другого. И тогда в этой общей реальности может сосуществовать разное! По умолчанию с соблюдением социо-культурных норм каждого (хорошо, е

Темы близости и границ обсуждаются нынче часто и много.

И возникает много путаницы: границы призывают «отстаивать», а как при этом развивать близость – непонятно…

Встречали такое?

Кажется, что близость – это быть как шерочка с машерочкой, дышать в унисон, смотреть в одну сторону, понимать друг друга без слов… Но это, господа, все романтика, не имеющая никакого отношения к реальности. Близость – это больно. Порой очень больно.

Истинная близость возникает тогда, когда люди встречаются своими «колючками», противоположностями, иными взглядами и мнениями, но имеют силы и терпение все проговорить, обсудить и прийти к общему знаменателю – создать общую реальность.

При этом не обязательно отказываться от своей позиции, но с уважением принять позицию другого. Принять – не значит согласиться, но и не отдалиться, а стать ближе в понимании оснований и мотивации другого. И тогда в этой общей реальности может сосуществовать разное! По умолчанию с соблюдением социо-культурных норм каждого (хорошо, если сближающиеся из одной культурной парадигмы, но может быть всяко). Согласитесь, что это совсем иной разворот в общепринятом бытовом понимании близости.

А теперь про границы. То, что подразумевается под понятием границ индивидуума – это объем допустимого для него физического и психологического без нарушения его самоценности и достоинства.

Если я истинно принимаю инаковость другого, даже если мне это претит, означает ли это, что мои границы «продавлены» или нарушены? Да вовсе нет!

Если меня не принуждают шантажом или манипуляциями согласиться с доводами, а допускается существование моего альтернативного мнения без отвержения меня как личности, то с моими границами все в порядке.

Важное: создание или развитие близости сопровождается болью от разрушения ожиданий. Боль неизбежно возникает тогда, когда меня не понимает без слов значимый (!) для меня человек. С незначимым близость не создается, там можно сохранять удобную вежливую дистанцию. А вот от отношений со значимым ожиданий всегда вагон и маленькая тележка. И если ожидания не оправдываются, вот тогда часто начинают проявляться категоричность и ригидность, которые маскируются под отстаивание личных границ и сопровождаются атакой на другого с требованием «вернуть все так, как было» (в психологии это называется проявлением тревоги при угрозе разрыва слияния).

Конечно, для создания близости нужны двое. Если один весь из себя такой осознанный и терпеливый, а другой упертый и непримиримый, близости не получится. Близость – процесс взаимный, где каждый открыт другому с интересом и любопытством к новизне, которая раскрывается при общении и в отношениях.

А что у вас с границами и близостью?

Удается сохранять и то, и другое? А как с болезненными переживаниями?

Давайте обсудим!

Наталия Кошиц-Нешкова