29 января 1932 года в СССР с конвейера сошла легендарная «полуторка».
Первым проектом по выпуску автомобилей в России, действительно серьезным и масштабным, было обустройство промышленной площадки на Русско-Балтийском вагонном заводе. Это произошло в 1908 году, а уже через год завод выпустил первый серийный автомобиль «РБВЗ – С-24/30».
Изначально выпуск автомобилей марки «Руссо-Балт» включал три модели с разными объемами двигателей: два литра, четыре с половиной литра и семь литров. Отличались автомобили также вариантами кузова: от роскошных каретоподобных моделей типа лимузина или ландоле до динамичных торпедо либо эксклюзивных спортверсий по специальным пожеланиям заказчиков.
Последний автомобиль на этом заводе был выпущен в апреле 1918 года. В то время германские войска предприняли масштабное наступление и рижский завод был эвакуирован в центральные регионы России: Москву, Петроград, и Тверь. Ничего хорошего от такой делёжки производственных мощностей не вышло и производство автомобилей марки «Руссо-Балт» прекратилось навсегда.
В 1909 году русский промышленник Иван Пузырев открыл в Санкт-Петербурге на базе своей автомастерской Русский автомобильный завод И.П. Пузырева (РАЗИПП). Через два года завод выпустил свой первый автомобиль «Пузырев 28-35». Что характерно, это был первый автомобиль из российских комплектующих.
В начале 1914 года на заводе случился пожар. Пузырев пытался восстановить свое предприятие, даже взял субсидию на это, но в сентябре этого же года он скоропостижно скончался. До революции завод выпускал двигатели для военного ведомства, а затем его оборудование было перевезено в Симбирск Ульяновск).
Третий российский автомобильный завод был основан в Москве в феврале 1916 года. Завод Автомобильного Московского общества (АМО) собирал из итальянских комплектующих «русскую» версию FIAT 15 Ter – итальянскую «полуторку». Производственные мощности работали и после революции, вплоть до 1919 года. Но итальянские комплектующие закончились и завод превратился в ремонтные мастерские.
Планы форсированного развития промышленности СССР, принятые в конце 20-х годов советским правительством, вызвали необходимость в создании собственной автомобильной промышленности. Главным образом, ощущалась острая нехватка грузового транспорта. Воспользовавшись экономическим кризисом в США, советские представители провели ряд переговоров с американскими автомобильными компаниями. Лучшие условия предложила компании Ford Motor Company, согласившись поставить в СССР полный производственный комплекс.
Производственную площадку для будущего завода решили разместить в Нижнем Новгороде. Проектированием здания осуществила американская фирма архитектора Альберта Кана.
Автомобильный завод в Нижнем Новгороде начал свою работу 1 января 1932 года, а спустя всего 28 дней с его сборочной линии сошёл первый полуторатонный грузовик марки НАЗ-АА. После переименования города эта машина получила известность как ГАЗ-АА. Через два года ГАЗ выпускал по 60 «полуторок» в день.
У американцев эта модель грузовичка уже считалась устаревшей. В 1932 году, когда в СССР только начали производить ГАЗ-АА, Ford-АА был снят с конвейера. Но наших это мало волновало. «Полуторка» отвечала всем требованиям. Была проста, надежна и неприхотлива. К тому же советские инженеры внесли некоторые коррективы для увеличения надежности ГАЗ-АА.
Конструкция «полуторки» совершенствовалась. Так, в 1938-м был выпущен модернизированный вариант ГАЗ-ММ, оснащенный двигателем мощностью 50 л/с и рядом улучшений, повышающих надежность машины. Хотя внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.
В период Великой Отечественной войны производство «полуторок» резко увеличилось. Чтобы удешевить и ускорить выпуск грузовиков, с машины сняли все лишнее. Например, кабина не комплектовалась никакими дверями, ни металлическими, ни фанерными. Проемы закрывались обыкновенным брезентом, да и то по желанию самого водителя в зависимости от погоды. На грузовике устанавливалась одна фара и один дворник. Многие из них шли без крыши, которую заменял тент.
«Полуторки» стали незаменимыми помощниками как на фронте, так и в глубоком тылу. Эти машины перевозили пополнение и боеприпасы на линию огня, тянули артиллерийские орудия, использовались в качестве медицинских карет скорой помощи, а также обеспечивали доставку хлеба жителям осаждённого Ленинграда по знаменитой «дороге жизни».
ГАЗ-АА отличался удивительной выносливостью и простотой ремонта, идеально подходя к условиям войны. Водители нередко вспоминали, как на разрушенных дорогах фронта, когда иностранные трофейные машины застревали и не могли преодолеть препятствия, наша полуторка уверенно двигалась вперед.
Вы, наверное, помните самую пронзительную сцену в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека». Так вот, маленький Ваня именно в кабине «полуторки» бросается в объятия шофера Андрея Соколова со словами: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!».
До 1951 года выпустили примерно миллион таких машин. Послевоенные машины снова получили привычный облик. «Полуторка» активно использовалась и была распространена повсюду, от крупных городов до небольших деревень.
На смену знаменитому ГАЗ-АА пришел не менее знаменитый «газончик» – ГАЗ-51. Но это уже другая история.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.
А еще мы приглашаем вас в свою Группу во "ВКонтакте"! Там у нас исторические и просто интересные статьи, познавательные факты, цитаты известных людей и многое другое.