Найти в Дзене

Шуваловское кладбище

Шуваловское кладбище – одно из старейших кладбищ Петербурга. История кладбища начинается в 1758 году. Именно тогда граф Пётр Иванович Шувалов поставил на высокой горе на юго-восточном берегу Большого (Нижнего) Суздальского озера деревянную церковь для своих крепостных, привезённых в его имение из центральных губерний России. Гору стали называть Церковной, а вокруг церкви возникло приходское кладбище. Первая церковь простояла недолго и сгорела в 1791 году. Новую церковь, тоже деревянную, построили на восточном склоне Церковной горы. Проект был выполнен Луиджи Руска, автором портика Руска на Невском. В 1876 году, когда деревянная церковь обветшала, рядом с ней заложили большой каменный храм на восемьсот молящихся. Автором проекта стал сравнительно малоизвестный архитектор Константин Алексеевич Кузьмин. Новый храм Спаса Нерукотворного Образа освятили в 1880 году. Обычно его называют Спасо-Парголовским храмом. Чуть позже старую деревянную церковь заменили на новую, опять деревянную церковь

Шуваловское кладбище – одно из старейших кладбищ Петербурга. История кладбища начинается в 1758 году. Именно тогда граф Пётр Иванович Шувалов поставил на высокой горе на юго-восточном берегу Большого (Нижнего) Суздальского озера деревянную церковь для своих крепостных, привезённых в его имение из центральных губерний России. Гору стали называть Церковной, а вокруг церкви возникло приходское кладбище.

Первая церковь простояла недолго и сгорела в 1791 году. Новую церковь, тоже деревянную, построили на восточном склоне Церковной горы. Проект был выполнен Луиджи Руска, автором портика Руска на Невском. В 1876 году, когда деревянная церковь обветшала, рядом с ней заложили большой каменный храм на восемьсот молящихся. Автором проекта стал сравнительно малоизвестный архитектор Константин Алексеевич Кузьмин. Новый храм Спаса Нерукотворного Образа освятили в 1880 году. Обычно его называют Спасо-Парголовским храмом.

-2
-3
-4

Чуть позже старую деревянную церковь заменили на новую, опять деревянную церковь Александра Невского.

-5

Её спроектировал тот же Кузьмин.

Эти две церкви, Спасо-Парголовская и Александра Невского сохранились до нашего времени. Причём Спасо-Парголовская не закрывалась даже в годы борьбы с религией. А на вершине Церковной горы стоит часовня Спаса Нерукотворного Образа. Время её постройки и автор не известны.

-6

С 1975 года кладбище считается полузакрытым. Новые захоронения на нём возможны только в исключительных случаях. Могилы на Шуваловском кладбище расположены очень тесно, ко многим могилам трудно подойти. Я прошёл по кладбищу и увидел несколько могил людей, о которых я что-то слышал раньше. Вот об этих могилах и людях я и расскажу. Короткие рассказы расположены в хронологическом порядке по годам смерти.

Доктор Владимир Владимирович Цимбалин (1873-1920) – врач и общественный деятель, организатор медицинской помощи для неимущих. Последние десять лет жизни работал в земской больнице посёлка Михаила Архангела за Невской заставой. Спасая больных тифом, заразился и умер. Был похоронен на Фарфоровском кладбище. Могила Цимбалина находилась приблизительно между современным магазином фарфорового завода и трамвайной остановкой.

Современный вид места, где была могила Цимбалина
Современный вид места, где была могила Цимбалина

При ликвидации Фарфоровского кладбища могилу Цимбалина перенесли на Шуваловское кладбище.

Могила Цимбалина на Шуваловском кладбище
Могила Цимбалина на Шуваловском кладбище

Вместе с Цимбалиным похоронен его сын, тоже Владимир Владимирович, доцент Политехнического института. Во время финской войны он создал и применил в условиях фронта аппаратуру УВЧ для быстрого отогревания обморожений.

Именем Цимбалина названы улица в Невском районе и больница, в которой он работал.

Пётр Александрович Бадмаев (Бадмын Жамсаран, около 1850 – 1920) врач тибетской медицины. Личность во многих отношениях фантастическая. Бурят, родившийся в семье скотовода, кочевавшего в забайкальской степи. По его словам он был потомком одной из дочерей Чингизхана. Окончил гимназию в Иркутске и восточный факультет С.-Петербургского университета (могольско-манчжурское отделение), служил в министерстве иностранных дел. Параллельно с обучением в университете вольнослушателем прошёл полный курс военно-медицинской академии, но диплома получать не стал, якобы потому, что хотел лечить нетрадиционными методами. Непонятно, как можно было одновременно учиться в двух столь серьёзных и столь разных учебных заведениях. Вкупе с отсутствием диплома это выглядит странно и подозрительно.

В Петербурге принял православие, и при этом ухитрился сделать так, что его крестником стал цесаревич Александр Александрович, будущий Александр III (!!!). Этот факт открыл Бадмаеву дорогу в высшее общество.

Унаследовал от рано умершего старшего брата аптеку тибетских лекарственных трав. В ходе поездок в Монголию, Китай и Тибет изучал тибетскую медицину и перевёл на русский язык книгу «Худ Ши», где изложены основы тибетской медицины. На своей даче на Поклонной горе выращивал тибетские растения для своей аптеки. Интереснейший в архитектурном отношении дачный дом Бадмаева снесли в 1981 году.

Бадмаев был популярным в столице врачевателем. Лечил многих известных людей: премьера С.Ю.Витте, депутата Думы и министра внутренних дел А.Д.Протопопова, высших иерархов церкви и, по некоторым сведениям, Распутина и членов семьи Николая II. Эффективность этого лечения сейчас уже трудно оценить объективно.

Современники Бадмаева, оставившие мемуары, называют его хитрым и своекорыстным человеком, иногда просто мошенником.

Как дипломат и чиновник МИДа Бадмаев выступал активным сторонником расширения империи. Подал Александру III записку о желательности присоединения к России Монголии, Тибета и даже Китая !!!

После революции звезда Бадмаева закатилась. Его, как человека близкого к царю и министрам, несколько раз арестовывала ЧК, но Бадмаеву повезло умереть дома в своей постели.

Могила Бадмаева
Могила Бадмаева

Владислав Владиславович Хрустицкий (1902 – 1944) – Герой Советского Союза, полковник. По национальности поляк. Родился в Житомирской области. В Красной Армии с 1924 года. В 1938 году капитан Хрустицкий был уволен из армии и арестован. В 1939-м освобождён и восстановлен в воинском звании. Во время войны командовал танковой бригадой, которая отличилась в тяжёлых боях за снятие блокады Ленинграда в ходе Ропшинско-Красносельской операции в январе 1944 года. 26 января у деревни Большие Губаницы в бою за освобождение Волосово танк Хрустицкого был подбит, и сгорел вместе с экипажем. Несмотря на гибель командира, бригада 27 января освободила Волосово. Хрустицкому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Могила Хрустицкого
Могила Хрустицкого

В одной могиле с Хрустицким похоронена его жена, пережившая мужа на 60 лет.

-11

Именем Хрустицкого названы улицы в Петербурге и Волосово.

Александр Евгеньевич Порай-Кошиц (1877 – 1949) – русский и советский учёный, специалист в области химии красителей, действительный член Академии наук СССР. Учился в Петербургском Технологическом институте, был отчислен за участие в студенческих волнениях и один год учился в Базеле (Швейцария). Через год был восстановлен в Технологическом институте, который и окончил в 1903 году. Затем был командирован за границу, занимался научной работой в Базельском университете, знакомился с работой анилино-красочных заводов в Германии, Швейцарии и Франции. После возвращения в Россию с 1905 года до конца жизни работал в Технологическом институте, где возглавлял кафедру красителей. Рядом с Александром Евгеньевичем похоронены его жена Татьяна Ивановна и сыновья – профессор-химик Борис Александрович и член-корреспондент РАН кристаллограф Михаил Александрович.

Семейное место Порай-Кошиц
Семейное место Порай-Кошиц

Увы, скромные памятники обросли мхом, надписи читаются только с большим трудом.

Александр Васильевич Ливеровский (1867 – 1951) – выдающийся русский и советский инженер-железнодорожник, строитель Транссибирской магистрали, министр путей сообщения Временного правительства, профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения.

Окончил физико-математический факультет Петербургского университета и Петербургский институт инженеров путей сообщения. Строил Великий Сибирский путь, как тогда называли Транссиб, руководил строительством Кругобайкальской дороги и моста через Амур, ставшего самым протяжённым мостом в Евразии. При этом широко использовал технологические новшества, ускорявшие и облегчавшие работу. Проявлял редкую по тем временам заботу о рядовых строителях – создавал на своих стройках медицинскую службу, проводил электрическое освещение в бараки для рабочих. В 1916 году за полгода построил железную дорогу в новый порт Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Эта дорога была остро необходима для перевозки поступающего из Америки и Англии вооружения.

Ливеровский оказывал некоторую помощь революционерам и забастовщикам, помог бежавшему из ссылки Ф.Э.Дзержинскому, в 1905 году переводил деньги забастовочным комитетам.

В Временном правительстве занимал пост товарища (так назывались заместители) министра путей сообщения. В этом качестве во время движения войск Корнилова на Петроград разослал по железным дорогам антикорниловсое воззвание и приказ не пропускать эшелоны с мятежными войсками. Этот приказ сделал Ливеровского злейшим врагом монархистов.

Последний месяц деятельности Временного правительства Ливеровский был министром путей сообщении, а 25 октября он был арестован большевиками. Но вскоре его освободили, возможно, благодаря заступничеству Дзержинского. Наркомом путей сообщения в правительстве Ленина стал Марк Елизаров, муж сестры Ленина Анны. Весь его железнодорожный «опыт» состоял в руководстве стачечным комитетом железнодорожников. Поэтому он просил Ливеровского стать его заместителем. Ливеровский не желал сотрудничать с большевиками, отказался, и уехал на юг. Там он первое время жил под чужим именем, опасаясь мести монархистов. Ему пришлось работать сторожем, садовником, смотрителем маяка. В 1923 году, видимо поняв, что большевики – это всерьёз и надолго, Ливеровский принял предложение Дзержинского, приехал в Москву и стал работать в Высшем совете народного хозяйства. В 1924-м переехал в Ленинград и стал преподавать в своём родном институте, создав и возглавив кафедру строительного искусства, и написал учебник «Строительство железных дорог». ГПУ дважды арестовывало Ливеровского, но судьба его хранила, и оба раза его быстро освобождали.

Во время Великой Отечественной войны 75-летний Ливеровский участвовал в проектировании ледовой Дороги Жизни и оборонительных сооружений.

Могила Ливеровского
Могила Ливеровского

Владимир Иванович Воронин (1890-1952) – прославленный капитан ледокольного флота, один из видных участников освоения Северного морского пути. Командуя ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», в 1932 году впервые в истории прошёл Северным морском путём из Архангельска на Камчатку за одну навигацию. В 1933-1934 годах был капитаном парохода «Челюскин». Выступал против авантюрной попытки пройти Севморпутём на судне, не приспособленным для плавания во льдах, но вынужден был отправиться в рейс. «Челюскин» был раздавлен льдами на подходе к Берингову проливу. Воронин сумел благополучно высадить экипаж тонущего парохода на лёд и организовал жизнь в ледовом лагере. Экипаж был вывезен самолётами, при этом лётчики проявили незаурядное мастерство и героизм. Зачем нужно было отправлять пароход и людей на эту авантюру – вопрос не к Воронину. После войны Воронин командовал ледоколами «Ермак» и «Иосиф Сталин». Руководил советской антарктической китобойной флотилией «Слава». Умер от инсульта в полярном рейсе.

-14

Михаил Павлович Бутусов (1900 – 1963) – известный футболист, хоккеист (хоккей с мячом) и тренер. Представитель знаменитой спортивной семьи Бутусовых. Выступал за различные футбольные команды Петрограда-Ленинграда, за футбольные сборные РСФСР и СССР. Сыграл несколько игр за Динамо (Ленинград) в чемпионате СССР по хоккею с мячом. В 1946 году несколько месяцев тренировал ленинградский «Зенит».

-15

Николай Константинович Печковский (1896-1966) – знаменитый оперный певец (тенор). Пел в Кировском (ныне Мариинском) театре оперы и балета. В августе 1941 года, когда немцы стремительно приближались к Ленинграду, поехал в посёлок Карташевская (за Гатчиной), чтобы привезти оттуда в город свою старенькую мать, которая жила на даче. Случилось так, что пока Печковский был в Карташевской, туда внезапно ворвались немцы, и путь в Ленинград был отрезан. Перед певцом встала та же проблема, что и перед миллионами советских людей, оказавшихся в оккупации. Чтобы не умереть с голоду, необходимо было работать, а работать в большинстве случаев можно было только на немцев. Печковский стал выступать с концертами перед немцами и местными жителями, ездил на гастроли в Псков, Таллин и Ригу, а позже в Вену и Прагу. На его беду немецкие оккупационные газеты и печально известный генерал Власов использовали имя Печковского для антисоветской пропаганды. Трудно сказать, давал ли Печковский хоть какой-то повод для этого. Когда обо всём этом стало известно в Ленинграде, жену Печковского арестовали и отправили в лагерь, где она вскоре умерла.

В конце 1944 года Печковский жил в Риге. Когда в город вошла Красная Армия, Печковский сразу явился в советскую контрразведку. Больше года он провёл в тюрьме, ожидая суда. Потом получил десять лет за сотрудничество с врагом и отправился в лагерь.

В 1954 году Печковский был освобождён и вскоре полностью реабилитирован. Несмотря на это, его не принимали на работу в театры и не давали больших залов для выступлений, хотя он оставался очень популярным певцом. Последние восемь лет жизни Печковский работал руководителем художественной самодеятельности в доме культуры и изредка выступал в провинциальных городах и в небольших залах Ленинграда. Только незадолго до смерти ему разрешили выступить в Малом зале Ленинградской филармонии.

-16

Рядом с Печковским похоронен его сын, пианист и композитор.

-17

Шуваловское кладбище, наверное, самое живописное в Петербурге. Многие дорожки или круто поднимаются на гору, или спускаются обратно вниз.

-18
-19

А с вершины Церковной горы открываются замечательные виды на озеро.

-20

Публикации моего канала перечислены здесь: