В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девушка-краса. Всем хороша - и пригожа, и станом стройна, и умна, и в речах ласкова. И любили её родители, потому и назвали Красой Ненаглядной.
Вот только Краса Ненаглядная очень не любила, когда не по её поступали. Сейчас же брови насупит, губки в ниточку сожмёт – и ножками топает, ручками машет – ну дак царская дочь же, кто ж ей перечить станет! Потому и женихи у неё долго не задерживались. Походят, посмотрят, подумают – а ну как женой станет, так и вовсе власть в королевстве в свои руки захватит, ещё и им, мужем законным начнёт помыкать. Да ну её, красоту эту! Лучше пойти поискать девицу посговорчивее!
Царь с царицей повздыхают, но тоже перечить дочери не смеют - очень уж её любят, думают, перерастёт девка, перебесится…
Как-то раз Кощей Бессмертный скакал мимо сада, где наша девица со своими мамками да няньками гуляла, увидал Красу Ненаглядную, да и решил ею завладеть.
Одним махом конь его чернокрылый перескочил ворота тесовые, мамки-няньки по кустам разбежалися, а он подхватил девицу на седло, да и был таков.
Как ни плакала, как ни звала на помощь красавица, не сжалился над ней Кощей. Запер в башне каменной, а пути к той башне заколдовал так, что ни одна живая душа пройти не могла.
Долго ли, коротко, сидела в башне девица, то нам неведомо. Только как стал Кощей, что ее пуще глаза стерег за данью отлучаться, начала она…думать, почему это до сих пор никто не пришёл её из неволи выручать? Что ли в царстве ихнем рыцари да богатыри перевелись? Али слабые и немощные, что и с Кощеем справиться не могут? Али такие трусливые-боязливые, что опять же Кощея боятся?
Странно это…
А может, она, девица красная, не такая уж и Краса, что нет желающих сразиться с Кощеем и вызволить её из плена? Ведь и желающих взять её в жёны так и не нашлось…
Подошла девица к зеркалу, стоит, смотрит на себя. Да нет же, хороша! Ещё как хороша! Так почему же до сих пор никто её не вызволит из плена Кощеева, домой, к батюшке и матушке не отвёз, да руки у них не попросил её, Красы Ненаглядной?
Стоит, думку думает да и сердится, что никак из замка выйти не удаётся. Бровки хмурит, губки сжимает…
Посмотрела – да ведь и впрямь не Краса, а фельдфебель суровый! Аж сама испугалась!
Поняла девица, в чём причина – что вид у неё слишком суровый, что от этого и женихи разбегаются.
А что же теперь делать?
И как-то раз сидела Краса у окна и вдаль глядела. Смотрит, голуби в вышине летают, в синем небе парят, друг с дружкой играют.
И так захотелось ей на волю, что не выдержала она и закричала громко и отчаянно:
- Ой вы птицы вольные! Голуби свободные! Далеко летаете, высоко парите! Лепо вам на просторе в синеве кувыркаться! А вот я сижу тут в темнице, Кощеем пленённая. А вот коли бы нашёлся добрый молодец, что Кощея бы не испугался бы, вызволил бы меня из темницы, уж тому бы я добру молодцу отдала бы и руку и сердце, и всю жизнь была бы ему женой ласковой. Женой ласковой да послушною. Говорила бы ему речи нежные, называла бы его соколом. Вы летите, птицы вольные, над родной землёй, да пропойте вы обо мне песню такову, что сижу в плену, жду я рыцаря, чтобы он меня бы из плена спас, от Кощеевых освободил бы пут.
И высыпала за окошко хлебные крошки.
Спустились голуби вниз, под окошко, крошки поклевали и улетели.
Прилетели к себе домой, в гнездо, что на дереве свили. И давай ворковать, про девицу в темнице.
А под дубом отдыхал богатырь. Знал он язык птиц, потому как дед его научил этому ещё в детстве. Прислушался он к птичьему разговору.
Узнал богатырь, что Кощей Бессмертный Красу Ненаглядную в высокой башне держит, да и решил девицу вызволить, и сам на ней жениться.
Тронулся он в путь. Взял с собой в дорогу кувшин с родниковой водой – вода та, говорят, обладала чудными свойствами, травы целебные, да зеркало волшебное, что ему от бабки волшебницы досталось, сел верхом на верного коня и поскакал.
Подъехал богатырь к опушке леса, а там камень стоит, в землю врос. А на камне том надпись:
«Направо пойдешь – женат будешь, налево пойдешь – богатство найдешь, а прямо пойдешь – прямо в лапы к Кощею попадешь, лютой смертью умрешь!»
- Вот туда-то мне и надобно! – подумал Богатырь, и тронул коня по той тропинке, что прямо бежала. А Конь ему говорит:
– Зря ты, Богатырь, туда едешь. Девица Краса, слышал я, обладает нравом упрямым и все женихи от неё разбежались.
- Ну и хорошо, - говорит Богатырь, - Значит, с женихами сражаться не придётся, только с Кощеем!
Фыркнул Конь и поскакал дальше.
Едет он день, едет ночь, и вдруг видит - сидит дед 100 лет на пне, слезу утирает.
- Дед, - спрашивает Богатырь. - Что случилось? Помощь нужна7
А дед ему отвечает:
– Смилуйся, добрый человек! Старуха моя из ума выжила! Поймал я Золотую Рыбку, стала Старуха посылать меня к ней то за новым корытом, то за новой избой, потом не захотела быть простой крестьянкой, захотела стать столбовой дворянкой, потом ей царский трон подавай! А теперь и вовсе хочет быть владычицей морскою и чтобы Рыбка была у неё на посылках! Как я Рыбке в глаза смотреть буду! И домой идти не могу – Старуха не велела меня пускать! Пропаду в лесу, съедят меня дикие звери!
- Не боись, Дед! – говорит Богатырь. – На вот тебе чудесной водицы, и как бабка твоя начнёт на тебя браниться, ты на неё водой брызгай, она замолчит на какое-то время, а ты её обнимай покрепче, да целуй, она и забудет про свои претензии!
Поблагодарил Дед Богатыря и дал ему взамен свой невод:
– Мне, говорит, он уже не нужен, Старуха то моя всё-таки царица! Ей любой рыбы принесут в любое время! А я лучше сад посажу, давно мечтал молодильные яблоки вырастить!
Вот расстались они и поехал Богатырь дальше.
Смотрит – лежит на дороге волк. Конь захрапел, испугался, а Богатырь коня осадил, спешился и к волку подошёл. А тот еле дышит – язык набок, глаза ввалились – не иначе, подыхать собрался. Богатырь его и спрашивает:
– Что случилось, Серый?
Волк глаза приоткрыл, да и молвит:
- Худое дело я задумал! Захотел я съесть козлика, да и съел его, остались от козлика рожки да ножки. Да только тот козлик ненастоящий был, а чучело! Реклама, так сказать! Сплошная химия и консерванты! И вот мне теперь плохо, конец мой близится… А дома волчица с волчатами ждут меня, когда я им поесть принесу… Хорошо, что сам отравился, а не волчатам своим несмышлёным отнёс…
Пожалел Богатырь волка. А может, и хорошо, что съел этого ненастоящего козлика? Никто другой теперь не отравится. Достал он свои травы целебные, засунул волку в пасть и вокруг обложил его травами.
Травы тут же начали действовать… Избавился волк от несъедобной еды, встал на дрожащие от слабости ноги, поклонился Богатырю и говорит:
- За доброту твою я тебе помогу. Вот только окрепну немного! Захочешь меня увидеть – только подумай обо мне, и я тут же явлюсь!
И ушёл, а богатырь дальше поехал.
Видит – сад красивый, ручей бежит чистый, стол в саду накрыт, и яствами всякими разными уставлен. А в саду гуляет девица прекрасная, красоты писаной и голос её нежен и приветлив:
- Заходи, Богатырь, отдохни, угощения моего отведай!
Богатырь расслабился, думает:
– А может, ну её, ту Красу Ненаглядную? Тут вот она, нежная, светлая, манящая, и такая желанная!
А Конь ему говорит:
– Не верь, обман всё это!
Богатырь Коня не слушает, отмахивается, хочет спешиться, а Конь настаивает:
- В зеркало посмотри волшебное, обман это, морок!
Достал Богатырь зеркало, глянул – а нет никакого сада, и стола нет, и девицы нет, а в лесу они тёмном, и со всех сторон деревья стоят высокие, мхом поросли, а прямо перед ними – старая ведьма котёл на огонь ставит, Богатыря сожрать хочет.
Хватил Богатырь ведьму кнутом, та так и завыла дурным голосом, а Богатырь дальше поскакал.
Выехал богатырь во чисто поле, на краю которого замок Кощеев стоял, стал его на бой выкликать:
- Выходи, идолище поганое, со мной биться, пришел я тебя победить, Красу Ненаглядную выручить!
Засмеялся Кощей Бессмертный:
- Много вас таких тут ходило, да все белыми косточками по полю раскатились! А и давай наперво моего поединщика одолей, а там уж и я сам за тебя примусь!
Глядит наш богатырь – а ему навстречу Змей Горыныч о трех головах вылетает. Жаром пышет, огнем дышит, когтями Мать-сыру Землю рвет. Змей сначала думал, что легко с Богатырём справится, огнём спалит его. А только Богатырь был не только силён, а и умён.
Зеркальце волшебное выхватил и выставил в руке – огонь от него отразился и обратно в Змея полетел, всю морду ему опалил, да так, что больше Змей и плюнуть не мог, не то, что огнём полыхать.
Начали они биться.
День бьются, другой… Изловчился Богатырь, отрубил Змею голову, а тот её подхватил, и обратно приставил – голова и приросла.
Опять бились-бились. Ударил Змей Богатыря, тот и врос в землю по колено. Ударил Богатырь Змея – тот ушёл в землю по пояс. Снёс Богатырь Змею две головы, а Змей их схватил и на место поставил. Головы и приросли.
Стал они биться дальше. Чувствует Богатырь, сил уже мало остаётся, и хоть Змей устал, но и Богатырь тоже запалился.
Тут Змей и говорит:
- Погоди, Богатырь, давай передохнём немного!
- Врёшь, - отвечает Богатырь, - Обмануть меня хочешь!
- Нет, - отвечает Змей, - Устал я и ты устал, давай отдохнём и тогда битву продолжим!
Согласился Богатырь, и только Змей отвернулся, снёс ему все три головы. Заревел Змей, схватил головы и на место поставил, головы и приросли. Да только пока Змей на головы отвлекался, достал Богатырь из сумки невод, что старик ему дал и накинул на Змея. Стал Змей вырываться из невода, а Богатырь подскочил, головы отрубил и в кусты забросил, чтобы Змей не достал.
Так и победил Змея Горыныча.
Одолел богатырь Змея лютого, и согласился Кощей с ним биться.
А ночью Богатырь лёг спать, перед битвой отдохнуть, и вдруг подумал про волка. И волк тут же появился перед ним.
- Знаю, - говорит, - твою заботу. Одолеть Кощея хочешь. Да только не так то это легко. Смерть Кащея в игле, игла в яйце, яйцо в ларце, а ларец закопан под дубом, который растёт в самой тёмной чаще, куда нет хода ни одному человеку.
- Что же мне делать? - Спрашивает Богатырь.
- Я тебе помогу – отвечает волк. - Я смогу пробраться в чащу и выкопать ларец.
И убежал.
А Богатырь лёг и спит.
Под утро волк вернулся, весь запыхался, и принёс ларец. Открыл Богатырь ларец, достал яйцо, разбил его – и достал иглу.
Едва заря занялась, вышел богатырь во чисто поле, да и сломал иглу, в которой смерть Кощеева заключалась.
Раздался страшный шум, замок Кощеев под землю провалился, а навстречу богатырю вышла сама Краса Ненаглядная.
Увидал ее наш герой, да и понял, что не зря он шёл в такой далёкий путь, не зря со змеем сражался и одолел его. Сразу же полюбил Красу Ненаглядную и предложил ей руку и сердце. Зарделась девица и конечно же согласилась выйти замуж за своего спасителя, потому что и ей он люб показался.
Вернулись они домой, а там – честным пирком, да за свадебку.
И с тех пор жили они душа в душу, ладно и полюбовно решая все свои задачи, и Краса Ненаглядная всегда улыбалась и ласково разговаривала. А коли что не по ней было - песни пела и говорила сама себе таковы слова – если что-то не даётся, значит, придёт что-то гораздо лучше!