Найти в Дзене

Воспоминания

Я, Дурмич Михаил Михайлович, родился в 18/IX/1896 г. в семье крестьянина-батрака в Венгрии г. Энийнг(Enying) . С семи лет пошел в школу. В 1913 году окончил семилетку.
Поступил на работу в завод газоэлектроосвещения АУРФН г. Будапешт, где учился, работал слесарем-монтажником газопровода. Проработал до 1915 года до призыва в армию, в 19 й пехотный полк г. Дьёр (венг. Győr). Проходил военную подготовку в городе Загреб (хорв. Zagreb)-Югославия до 25го мая.
В 1915 г.наш батальон послан восточный фронт. Линия фронта была под г. Львовом. Там были до 15 сентября.
15 сентября 1915г. попал в плен царской армии(Россiя). Со Львова до Киева ст. Дарница шли пешком целый месяц, потом посадили в вагон и отправили в г. Оренбург в лагерь военнопленных, где находилось сорок тысяч пленных- в невыносимых условиях до марта 1916 г.
После были отданы(36 человек) на работу помещику Соколову, которого имение было 75км от Оренбурга, где я проработал на разных работах, кашеваром, кузнецом. Зимой

Я, Дурмич Михаил Михайлович, родился в 18/IX/1896 г. в семье крестьянина-батрака в Венгрии г. Энийнг(Enying) . С семи лет пошел в школу. В 1913 году окончил семилетку.
Поступил на работу в завод газоэлектроосвещения АУРФН г. Будапешт, где учился, работал слесарем-монтажником газопровода. Проработал до 1915 года до призыва в армию, в 19 й пехотный полк г. Дьёр (венг. Győr). Проходил военную подготовку в городе Загреб (хорв. Zagreb)-Югославия до 25го мая.
В 1915 г.наш батальон послан восточный фронт. Линия фронта была под г. Львовом. Там были до 15 сентября.
15 сентября 1915г. попал в плен царской армии(Россiя). Со Львова до Киева ст. Дарница шли пешком целый месяц, потом посадили в вагон и отправили в г. Оренбург в лагерь военнопленных, где находилось сорок тысяч пленных- в невыносимых условиях до марта 1916 г.
После были отданы(36 человек) на работу помещику Соколову, которого имение было 75км от Оренбурга, где я проработал на разных работах, кашеваром, кузнецом. Зимой занимался ремонтом сельскохозяйственных машин, где я проработал до февральской революции.
В город Оренбург зашла Красная Гвардия. На второй день появились отступающие бело-казаки в том хуторе где я батрачил, оне заставили меня подковывать лошадей ночью, я не соглашался среди ночи в темноте, сказал, что нет подков и гвоздей, тогда оне меня кнутами били через плеча, на спине синяк сделали, под натиском я оковал 4 лошади.
Утром белоказаки ушли. После ухода бело-казаков пришли крестьяне, 3 или 4 села, растащили всё помещичье имущество - лошадей около 100, рогатого скота боле- 700, верблюда-200 и многие другие.
Через несколько дней белоказаки вернулись в хутор и произошло большое сражение между белоказаками и крестьянами - белоказаки вынуждены отступить, власть взята в руки крестьян.
После всего произошедшего я ушёл в город Оренбург, там я разыскал сборный пункт военнопленных и стал на учёт. Сборный пункт находился в 104й артиллерийской казарме, здесь нас обмундировали. 18 марта 1918г. белоказаки сделали набег на город Оренбург. Но им не удалось. Красногвардейский отряд находился в юнкерском училище, в ночь с 17го на 18е марта белоказаки сняли часовых и вырезали(наостро отточенными шашками) спящих красногвардейцев - это была кошмарная картина.
На другой день белоказаки появились в 104 артиллерийской казарме, где находились мы - военнопленные, они нас выгнали во двор и направили на нас два пулемета "максим" . Наш подпоручик подошёл к ним и спросил -"Что вы хотите делать? Эти люди ни при чём". Они спросили сколько тут людей? - ответили, что 1800 человек, тогда оне отступились и выругались, а пулеметы поставили рядом с 3х дюймовой пушкой. Мы вернулись в казарму, разобрали кирпичные печи и мгновенно уничтожили весь расчёт, находящийся около батареи и пулеметчиков.
Тогда все люди пленные взяли оружие в свои руки и присоединились к частям Красной Гвардии и выгнали белоказаков с г. Оренбурга в тот же день.
На второй день был издан приказ об уничтожении белоказаков путем об.... что и было выполнено. После этих боёв нашему отряду было присвоено имя - "1й рабочий Оренбургский отряд". Наш отряд вел охрану гарнизонной службы по таким учреждениям: ГК, ВГК, Особый отдел, комендатура и полевой штаб, бо.. , мосты.
В конце марта 1918 года белоказаки дутовской армии пытались захватить город Оренбург и праздновать пасху в городе, но им не удалось, оне были отброшены с большими потерями, Красной Гвардией. На помощь нам пришёл тов. Каширин Александр Н.... с конным отрядом в количестве 500 сабель. И наша часть с ним соединилась около города Красноярска, где находился главный штаб дутовской армии. Наши белоказаки были окружены и прижаты к реке Урал где им другого выхода не было, часть были утоплены, а часть взята в плен, около 500 белоказаков, пригнаны переданы в гор. Оренбург.
Через несколько дней наши части вернулись в город Оренбург, где и продолжал дальнейшую гарнизонную службу.
После этих боёв нашей части было присвоено имя - "3й интернациональный полк."
В конце июля 1918 г. наш полк с остальными частями, которые находились в городе Оренбурге, по приказу отступил в сторону Туркестана. Во время отступления я с 12 человеками нес службу охраны склада боеприпасов на окраине города с восточной стороны. После суточного несения службы, нам не было смены, я послал двоих узнать, оказалось, что наш полк отступил и нам пришлось их догонять. Сели на паровоз и на 05 км догнали наши эшелоны.
На другой день на нас наступали белоказаки, бой продолжался до 11 часов дня. Истекая силами противник отступил.
Наши эшелоны в боях подошли к ст. Акбулак где уходящий противник поджёг нефтебак. При освещенной местности противнику было видно наши части. Нам пришлось отойти в другую сторону города ст. Акбулака, где пробыли там до утра. Утром продолжали наступление в сторону города Актюбинска. В г. Актюбинске приступили к своим обязанностям - вести гарнизонную службу до прибытия Желобинского отряда. После чего наши части были отправлены на фронт.
В августе месяце наши части подвигались обратно в сторону Оренбурга. Около села Ейсана(Яйсан) в бьях с белочехами и башкирами я был ранен в правую руку. Был отправлен в госпиталь в город Ташкент, там я лежал около месяца. После излечения вернулся в свою часть, часть находилась в том же месте под Яйсаном где меня ранили.
Через некоторое время началось наступление. К новому году мы подошли в город Илецк и заняли его. В ночь на 1е января был сильный мороз -51° и многие бойцы обмораживали руки-ноги. 3го января мы подошли под г. Оренбург, река Урал была ледяной и мы овладели г. Оренбургом. Самарский фронт два дня позже подошёл к гор. Оренбургу, но мы уже были там.
После взятия Оренбурга наши части были направлены на Стерлитамак Уфимский фронт против Колчака, а наша 1 и 2 роту в 57 отдельный батальон ВОХР. 9 апреля 1920 меня перевели дивизионным кузнецом до начала 1921 года.
В 1921г. я подал заявление о переводе меня в высшую кавалерийскую школу курсантом, где мою просьбу удовлетворили. Кавалерийская школа находилась в городе Оренбурге в помещении юнкерского училища.
Всё наше училище перевели в г. Самару в 1923 году в марте месяце. Поместили нас в гусарские казармы против завода №42.(ЗИМ). Училище существовало до 1го сентября 1924г. 1 сентября 1924г. был приказ о расформировании училища, меня демобилизовали.
Я стал на учёт в бирже труда. Биржа труда находилась на Казанской(Льва Толстого) улице №5. Биржа труда направляла меня на разные работы по учреждениям. 1928 г. 30 октября биржа направила меня в город Чапаевск на постоянную работу на завод №15. Работал я монтажником до 1930 года. Я уволился по собственному желанию и поступил на работу в гор. Куйбышеве - Краевой сантехстрой. От сантехстроя я был с группой рабочих направлен в г. Чапаевск на сантехмонтажные работы. Заканчивая монтаж 10ти и 4х этажных зданий краевой сантехмонтаж передал меня на эксплуатацию этих домов заводу №15 коммунальному отделу в должности старшего мастера, где я проработал до 19...(35)? Во время ежовщины я был с работы снят. После2х месячного перерыва чапаевский райком партии хотел послать меня на работу директора кирпично-силикатного завода, я отказался так как не имел опыта по этой работе.

Я обратился в обком партии и был направлен в Куйбышевский гидроузел на Кр. Глинку, где я проработал до 1942г. 30 сентября.
Во время отечественной войны я был призван в Безимянский райвоенкоматом и направлен в гор. Челябинск черметаллургстрой в 15й стройотряд механиком по артезианским скважинам до 16 марта 1945 года. 16 марта 1945 г. был вызван в г. Москву в МВД. По распоряжению тов. Круглова был направлен в г.Киев в МВД Украины в качестве переводчика, где я прослужил до 20.02.1951г. И был демобилизован, вернулся в г. Куйбышев п. Кр. Глинка, где работал раньше. Работал прорабом сантехмонтажных работ до 1956г. Ушёл на пенсию по старости.
Имею семью: жена, два сына и дочь. Оба сына служат в рядах советской армии. Под судом и следствием не был ни я, ни члены моей семьи.
Имею правительственные награды:
1. Медаль за трудовую доблесть.
2. Медаль - 20ти летие победы над Германией
3. Денежные премии и 2 почетные грамоты.
подпись:

-2

P. S. Записано со слов моего деда Дурмич М. М. его женой Людмилой Викентьевной Белянской, в году эдак 1976 приблизительно. Орфография и пунктуация от автора.