Да, в середине января Егор Кончаловский отметил своё 60-летие. Накануне знаменательной даты состоялась пресс-конференция. Увы, юбиляр отметил круглую дату с проблемой — подвернул ногу. Тем не менее он охотно ответил на вопросы журналистов.
Тем более что поводов для общения было немало. Среди них — вышедший перед самым Новым годом фильм «Авиатор» (2025), снятый по одноименному роману популярного писателя Евгения Водолазкина.
В произведении рассказывается о том, как талантливый ученый Константин Гейгер (Константин Хабенский) приводит в сознание Иннокентия Платонова (Александр Горбатов), замороженного еще 100 лет назад.
По сюжету, главный герой просыпается в 1999 году, но создатели фильма решили перенести действие в наступивший 2026 год. Не обошлось и без любовного треугольника: Константин влюбляется в жену ученого Анастасию (Дарья Кукарских), которая как две капли воды похожа на его возлюбленную из 1920-х и даже носит то же имя.
НАША СПРАВКА
Егор Андреевич Кончаловский (настоящее имя — Георгий Михалков) родился 15 января 1966 года в Москве в русско-казахской семье всемирно известного кинорежиссера Андрея Михалкова-Кончаловского и актрисы Натальи Аринбасаровой.
В 1994 году защитил диплом магистра истории искусств в Кембриджском университете. По образованию искусствовед, специализировался на творчестве Дюрера и Рембрандта.
В 1992 году совместно с Андреем Разенковым создал рекламную студию, в которой как режиссер снял около 150 роликов для телевидения. А потом решил перейти на большое кино, продолжив дело отца. В 2000 году за свой первый фильм «Затворник» (1999) с Александром Балуевым получил диплом «За успешный дебют» на кинофестивале «Московский Пегас».
В 2002 году за «Антикиллер» был удостоен премии «За самый кассовый фильм», а в 2003 году — премии «За самую оригинальную идею» в фильме «Антикиллер-2: Антитеррор». Не раз снимался в своих картинах. Правда, в эпизодических ролях. Скажем, в драме «Побег» (2005) выступил в роли торговца фруктами.
Ниже некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации:
Следит за отзывами
- Егор Андреевич, ваш новый фильм «Авиатор» вызвал неоднозначные оценки. Вас это не смущает?
- Нисколечко. Конечно, я бы наврал, если бы сказал, что не слежу за отзывами. Хотя я уже давно выработал собственную технологию: как вижу хороший отзыв, то читаю его, а когда вижу плохой, то пропускаю. Разумеется, я шучу!
Хотя, на мой взгляд, положительных оценок было процентов шестьдесят, то есть больше половины. В целом, я доволен проделанной работой. Хотя понятно, что полноценно невозможно экранизировать 500-страничный роман в рамках одного, даже самого полнометражного фильма.
Поэтому обычно и пишут: «по мотивам», «на основе». Мы общались с Евгением Германовичем, я ему очень благодарен за понимание. Он ни разу не возмутился, хотя и мог бы. Я ему объяснил, что моя задача как кинорежиссера — не зайти слишком далеко, так сказать, в «коверкании» его романа.
Я вижу, что картина вызвала определенный резонанс. Для меня самое главное, что она никого не оставляет равнодушным. Отзывы не просто разные, а радикально противоположные.
Одни говорят, что фильм потрясающий, а другие, что он очень плохой. На мой взгляд, полярные мнения это все же лучше, чем их полное отсутствие. Всегда здорово, когда фильм вызывает дискуссию. И чем она жарче, тем лучше!
Отмечу, что «Авиатор» стоил мне два с половиной лет жизни, поэтому в новом году больше всего хочется посидеть дома в кругу семьи. К счастью, сейчас были длинные каникулы.
Правда, все время нужно было думать о том, чтобы маленькие сыновья не скучали (молодая вторая жена, юрист Мария Леонова родила в 2017 году Тимура, а в 2023 году - Марата — Здесь и далее прим. ред.).
А занять трех- и восьмилетнего парней, смею вас заверить, ох как непросто. Нужно было все время думать, чем заполнить эти дни.
Первая экранизация
- Почему именно Водолазкин?
- Тут надо сказать, что я вообще первый режиссер, да и последний на сегодняшний день, который экранизировал произведение Евгения Германовича.
Я, конечно, прочитал некоторые его произведения, чтобы быть в теме. И сразу понял, что такие вещи экранизировать нелегко. Все-таки перед нами не просто серьезный, а очень серьезный и глубокий писатель.
Его ни в коем случае нельзя назвать коммерческим, который способен принести кинематографистам большие деньги, на что обычно рассчитывают. Я бы назвал его одним из самых интеллектуальных авторов современной русской прозы.
Для подобных экранизаций нужен поистине одержимый продюсер, который решается воссоздать на экране именно такие произведения.
В этом смысле «Авиатору» повезло. Сначала нашелся продюсер Сергей Катышев, а потом подключился и я. Меня взяли со стороны — позвонили и пригласили в проект.
Я ознакомился и охотно согласился. Фильм «Авиатор» - это, с одной стороны, фантастика, а с другой, драма. Так что это был мой вполне сознательный выбор сделать именно такое кино.
Точно не развлекательное. И точно не блокбастер. Зрителям у нас нужно и подумать, и почувствовать. Я вообще не смотрю на кинематограф исключительно как на бизнес, чтобы заработать как можно больше.
Тогда я бы сейчас экранизировал совсем другие произведения, рассчитанные на массового зрителя. А значит, приличные кассовые сборы гарантированы.
Сказочная эпоха
- Сейчас некоторые утонченные зрители говорят так: спасибо Егору Кончаловского хотя бы за то, что он не перешел на сказки. А то в последнее время наблюдается явное засилье картин этого жанра: «Чебурашка-2», «Бременские музыканты», «Буратино», «По щучьему велению», «Красная шапочка», ну и так далее.
- Прежде всего отмечу, что в последние годы уровень нашего кино невероятно вырос. Это касается и сказок. Очень резко скакнуло качество телесериалов. Причем в самых разных жанрах.
Смотришь их, буквально не отрываясь. С другой стороны, разочаровывает кинотеатральный показ. Тут мы действительно окунулись в одну, сказочную эпоху.
Для меня это скучная история. Потому что я точно не собираюсь идти на «Чебурашку-2». Хотя ясно, что это кино изначально рассчитано на совсем другого зрителя, чем я.
- На какого?
- Вот я наблюдаю за своим восьмилетним сыном, который смотрит, на мой взгляд, какую-то страшную муть. «Как такое вообще можно смотреть?» - думаю про себя.
Но понимаю, что в этой мути Тимур находит какой-то определенный смысл. Это уже даже не анимация в чистом виде, а некая особая видеопродукция. И она невероятно популярна у нынешних детей.
А недавно я побывал в Московской области на показе «Баллады о солдате» (художественный фильм, снятый в 1959 году режиссером Григорием Чухраем) с последующим обсуждением среди школьников.
Я отметил про себя, какой это был тяжелый труд для ребят высидеть полтора часа и при этом смотреть черно-белое кино. Для них это действительно было нелегким испытанием.
Ясно, что у современного поколения совсем другие привычки потребления. Наше общество очень сильно изменилось. Это касается не только культуры, но и в целом информации.
Если говорить о фильмах, которые идут в кинотеатрах, то сегодня лично мне не хватает жанрового разнообразия. Показывают в основном безопасное кино.
Но такое наше время. Ты заходишь в зал и полтора часа у тебя должны расслабляться мозги. И больше вроде бы ничего и не требуется.
Миллиардные сборы
- Говоря, что на экране все такое безопасное, вы имеете в виду политические рамки, за которые создатели картин боятся выйти?
- Ни в этом дело. Я имею в виду кинематографический бизнес в целом. Все думают только о прибыли. Субъективно я объясняю засилье сказок тем, что они совершенно безопасны в плане зарабатывания денег.
Практически любая сказка, более-менее качественно снятая, заходит на ура. Продюсеры в полном восторге, поскольку собираются гигантские средства. Речь идет о миллиардах рублей.
Да и что может быть лучше, чем кино 6+. Значит, придет вся семья: папа, мама, дети, бабушка и дедушка. Даже если фильм и плохой, то он все равно такой добрый и хороший.
И ругать его как-то неприлично. Да, посмотрел очередную сказочку, в душе покритиковал ее, а потом видишь, что окружающие в целом довольны. «Ну и ладно, - думаешь. - Не буду никого критиковать».
Продюсеры понимают, что лучше снять очередную сказку, чем что-то другое. Потому что там нет никакой уверенности, что кино зайдет. А значит, не получишь очередные миллиарды.
Кстати, это касается не только сказок. Возьмите фильмы, снятые по роману «Мастер и Маргарита». Тут примерно такая же ситуация: успех обеспечен, если снять более-менее нормально.
Ведь это же Михаил Булгаков. Сейчас многие делают картины из этой же серии. Вот почему столько экранизаций одних и тех же популярных произведений.
- Что делать?
- Да ничего. На мой взгляд, это не самое страшное. Я уверен, что рано или поздно нынешняя сказочная волна спадет и появится другая. Это как с артистом.
В какой-то момент кажется, что его снимают чуть ли не в каждом фильме. А потом раз — и он куда-то пропал. Появляется уже другой. Так будет и со сказками на экране.
- Какое кино придет на смену сказочному?
- Я не знаю точного ответа на этот вопрос. Но самое главное, что сегодня наше кино, как я уже говорил, динамично развивается, его качество постоянно улучшается.
Кстати, если говорить начистоту, то мой фильм «Авиатор» - это тоже современная сказка... Так что я вовсе не противник этого направления.
В свое время зачитывался сказками Гофмана, братьев Гримм. Сейчас у меня в разработке три проекта. Один из них смело можно назвать сказочным. Но важно, чтобы и другие направления развивались.
- У вас немало эпизодических ролей: так, в «Авиаторе» вы были начальником лагеря, а, скажем, в «Антикиллере» - снайпером. Не хотели бы сыграть главную роль?
- Да, хотел бы. Чтобы получить большой гонорар! Проблема в том, что я совершенно не считаю себя актером. Кстати, меня никто не узнает в «Авиаторе» - так сильно изменился.
Напомню, что в фильме «Розы для Эльзы» я и вовсе сыграл бабушку у подъезда. Если говорить серьезно, то чтобы стать настоящим артистом, нужно учиться. Пойти на хорошие актерские курсы.
Я бы с удовольствием это сделал. Тут я не шучу! Хотя и понимаю, что в 60 лет переучиваться как-то поздновато.
В общем, больших ролей мне, судя по всему, уже не видать. Ну а пока надо лечить ногу. Я даже попросил сыновей разрисовать на ней гипс. Так что юбилей провел дома, - улыбнулся гость «Кабачка».
- Егор Андреевич, поздравляем с круглой датой, желаем дальнейших успехов во всем!
Читайте другие материалы автора:
Никита Михалков об отце, брате и других членах своего "клана"
Никита Михалков о том, почему его отец писал детские стихи