Найти в Дзене

Турция — арена противоборства накануне Первой мировой войны. Часть II

Все шло хорошо у англичан и французов, пока не пришли немцы Новый германский император Вильгельм II, вошедший на престол летом 1888 г., изменил внешнюю политику II рейха. Одним из проявлений новой политики Берлина стал визит кайзера в Турцию в 1889 г. С этого момента германский капитал стал активно проникать в Османскую империю и теснить конкурентов. С конца 80-х годов XIX века по конец первого десятилетия XX доля Германии в турецком импорте выросла с 6 % до 21%, этой же величины достиг импорт из Австро-Венгрии, союзницы Германии. При этом доля товаров английского происхождения упала с 60 % до 35%, а французских с 18 % до 11%. Повысилась роль Германии среди кредиторов Порты с 4,7 % до 20 % общего объёма внешних заимствований. Немецкие и австро-венгерские банки стали активно проникать на турецкий рынок. Заметная роль в этом принадлежала известным германским «Дрезднер банку» и «Дойче банку». Последний в 1911 г. сумел приобрести четверть акций «Турецкой нефтяной компании». Немецкие ко

Все шло хорошо у англичан и французов, пока не пришли немцы

кайзер
кайзер

-2

Новый германский император Вильгельм II, вошедший на престол летом 1888 г., изменил внешнюю политику II рейха. Одним из проявлений новой политики Берлина стал визит кайзера в Турцию в 1889 г. С этого момента германский капитал стал активно проникать в Османскую империю и теснить конкурентов. С конца 80-х годов XIX века по конец первого десятилетия XX доля Германии в турецком импорте выросла с 6 % до 21%, этой же величины достиг импорт из Австро-Венгрии, союзницы Германии. При этом доля товаров английского происхождения упала с 60 % до 35%, а французских с 18 % до 11%.

Повысилась роль Германии среди кредиторов Порты с 4,7 % до 20 % общего объёма внешних заимствований. Немецкие и австро-венгерские банки стали активно проникать на турецкий рынок. Заметная роль в этом принадлежала известным германским «Дрезднер банку» и «Дойче банку». Последний в 1911 г. сумел приобрести четверть акций «Турецкой нефтяной компании». Немецкие компании, в частности «Маузер», стали поставщиками турецкой армии.
Решающими для формирования двух враждебных группировок в Европе, по мнению многих историков, стало два решения Берлина, относящихся к началу века — создание океанского флота и строительство железной дороги, которая по замыслу должна была связать Германию и Персидский залив.

Океанский флот Германии, способный перерезать коммуникации с колониями, представлял бы угрозу не только для господства Британии, не говоря уже о Франции, на океанских просторах, но и её существования, как империи. Железная дорога от Берлина до порта на берегу Персидского залива, на значительном протяжении проходившая по территории Турции, в обход морских коммуникаций по существу выполняла те же функции и давала преимущества в торговле.