«...Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.»
К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология (ноябрь 1845 г.— август 1846 г.).
Добрый день, уважаемые читатели!
Наблюдая невероятную популярность конструктивизма на современных российских выставочных площадках, я задалась вопросом: что стоит за этим феноменом? Мое исследование множества экспозиций в РФ побудило меня к размышлениям о возможных причинах возрождения интереса к данному художественному методу.
Предлагаю рассмотреть конструктивизм не только как метод или стиль архитектуры, но как идею, не побоюсь этого слова «идеологию». Помыслить о том, что же делает это направление невероятно востребованным сейчас, что заставляет ведущие институции вновь и вновь обращаться к нему и сегодня направлять наши мысли и чувства на переживание наследия периода авангарда.
Что формировало будущих архитекторов и идейных воплотителей конструктивизма? Архитекторы авангарда были «продуктом» отнюдь не советской системы, а кризиса империи. Социальный раскол и гнёт национальных окраин подготовили почву для взрыва, а Первая мировая окончательно добила монархию. В итоге революция и война оставили большевикам руины вместо страны. Именно эта тотальная разруха продиктовала конструктивистам их главный принцип: строить новое государство с нуля, максимально быстро и дешево. Сам факт упоминания идеологами конструктивизма о своем наследии, о своей ответственности за выбранный архитектурный путь, говорит нам о том, что этот путь был ими избран вполне осознанно и отрекаться от него они не планируют.
Что же мы видим и чувствуем сегодня? Сейчас мы видим ту самую переходность, промежуточность в нашей стране, мы видим интенцию к поиску того, что с одной стороны олицетворяло бы понятное и принятое прошлое, а с другой стороны стало бы началом и символом нового периода.
Конструктивизм вырос в период динамичного роста экономики, идей и олицетворяет собой не только «светлое будущее», но и динамику, движение, жизнь. Между конструктивистским движением и коммунистической идеологией наблюдалось значительное совпадение ценностных установок. Обе стороны отрицали историческое наследие, провозглашали утопические цели и придерживались материалистической доктрины. Ориентация на нужды народных масс и их базовые потребности привела к приоритету массового и экономически целесообразного производства.
„Идеология — это наличие идей, вот и все. Искусство — часть мира идей. Априори в искусстве идеология уже заложена.“
Карен Георгиевич Шахназаров (1952) советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
Преемственность классическим стилям в искусстве выражается не столько в буквальном использовании прошлых методов, а скорее в работе с формой, композиционные решения по своей пропорции, структуре близки классическому стилю, но переосмыслены в соответствии с идеологией конструктивизма, наполнены новыми пластическими переходами в архитектуре. Мы видим «прорастание» нового из недр старого.
Важно понимать и не забывать, что все, что было создано ДО рождения конструктивизма не прошло бесследно. Сам конструктивизм многие объясняют именно через классическую архитектуру. Именно в этом динамизме противоречий и появляется целое новой идеи в архитектуре. Именно через контраст формируется образ и единство нового.
В авангарде, конструктивизме, функционализме учение об архитектуре, пропорциях прошлых периодов получило некоторое внутренне цельное. Обращение наследия предыдущих периодов на объяснение и утверждение новых идейных ценностей. На создание и раскрытие универсальной системы нового мировоззрения.
При этом я бы не настаивала на непосредственной «генетической» связи, да, безусловно можно увидеть некий структурный аналог, но все обстояло гораздо сложнее …
Анализ теоретических и практических основ течения позволяет выделить ряд детерминант, подтверждающих автономность конструктивизма от классической парадигмы:
· Отрицание ордерного канона: на смену тектонике классических элементов (колонн, антаблементов, пилястр) и жесткой симметрии пришла композиция чистых геометрических объемов. Визуальная выразительность достигалась за счет обнажения конструктивного каркаса и динамического равновесия масс;
· Примат функционализма: в рамках данной концепции форма объекта жестко детерминирована его утилитарным назначением. Эстетическая ценность здания определяется не соответствием историческим канонам, а эффективностью пространственного решения и логикой технологических процессов.
· Социально-идеологическая обусловленность: конструктивизм выступал инструментом формирования новой социальной реальности. Архитектурная типология (дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы) была ориентирована на удовлетворение коллективных потребностей пролетариата, что противопоставлялось репрезентативной функции и роскоши классической архитектуры. Это своего рода проект и проект под каждую новую функцию нового мира.
· Технологический авангард: активное внедрение железобетона, стали и панорамного остекления позволило перейти к созданию новых конструктивных систем, принципиально недоступных в рамках традиционных строительных методов.
XX век стал глобальным экспериментом по рационализации быта, который продолжается и сегодня на фоне перенаселения и урбанизации. Столкнувшись с гуманитарной катастрофой и политическим вакуумом, творцы начали строить будущее, используя руины как фундамент.
Именно отечественный конструктивизм, на мой взгляд, стал одним из самых востребованных нашим «экспортным продуктом», сформировавшим западный функционализм. Вся современная архитектура строится на принципах и формах, заложенных советскими конструктивистами, это написано практически в каждой книге об архитектуре.
Сейчас же мы ощущаем, что мир не будет прежним, те движения, которые происходят с неумолимой скоростью в технологиях, геополитике, экономике, социальной среде… архитектура, которая всегда олицетворяла новую мораль, новое государство
Ле Корбюзье: Пионер модернизма подчеркивал, что «архитектура — это не просто строительство, а отражение культуры и духа времени».
При этом архитектура в определенном смысле стирает границы отдельных эпох формируя единую целостную универсальную картину бытия.
Рожденная идейными смыслами система утверждалась, переосмыслялась, переутверждалась, наполнялась в течение 10-12 лет, но до сих пор невероятным образом служит осью, определяющей круговорот мысли на стыке эпох.
Так в чем же такое внимание институтов культуры и искусства именно сейчас к этому движению?
Однозначного ответа на данный вопрос скорее всего не будет, но предложу варианты, которые могут работать как в качестве самостоятельных причин, так и в виде единой многослойной и многогранной причинной системе:
- Демонстрация метода, стиля, которое развили советские архитекторы, мыслители, художники, олицетворяющего мощь и единство в разнообразии идей наших с вами соотечественников. Направление, последователи которого до сих пор работаютв разных странах;
- Что прошлое лишено статуса объективной онтологической данности и представляет собой результат активной интеллектуальной реконструкции;
- Желание обратить внимание на то, к каким грандиозным результатам могут приводить тектонические сдвиги в мировоззрении переходных эпох. Дать тем самым заряд оптимизма для создания чего-то основательного, цельного и на века, что будет служить олицетворением утверждающей динамики и жизни нового сегодня;
Предлагаю вам в комментариях продолжить исследовать тему невероятной актуальности Конструктивизма сегодня!
«Архитектура как свидетельство человеческой деятельности – это артефакт вечности.»
Николай Шумаков, Президент Союза архитекторов России
С уважением, Мария Фильштинская
¹ Страстная площадь — историческое название нынешней Пушкинской площади в центре Москвы, действовавшее до 1931 года.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном