Найти в Дзене
Женский журнал

Женщина-лидер: миф или реальность…

На берегах старинного рукотворного озера Сенеж в Подмосковье разместилась отечественная кузница лидеров - мастерская управления «Сенеж». Первый поток «Лидеров России» стартовал в 2017 году. И уже пятикратно на улицах Москвы появлялись билборды-глашатаи с призывами ко всем желающим, с руководящим опытом и лидерскими амбициями, испытать себя в конкурсе. Женщин по первости было мало, всего 13 %. Потом, как это часто бывает с девчатами, они осмелели, и проценты пошли в гору: 45% по набору в 2025 году на шестой сезон «Лидеров». Хорошие результаты: они в пределах статистической нормы социальной проявленности женщин в нашей стране. Например, доля работающих женщин в 2025 году – 49% от всей рабочей силы, это, кстати, 53% от работоспособных женщин. Но когда в далеком 2019 году в третьем сезоне «Лидеров» женщин было всего 13%, Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко не выдержала такого вопиющего гендерного разрыва и выступила с инициативой программы «Женщина-лидер». Конкурс с
Международный Поток "Женщина-лидер" в "Сенеже"
Международный Поток "Женщина-лидер" в "Сенеже"

На берегах старинного рукотворного озера Сенеж в Подмосковье разместилась отечественная кузница лидеров - мастерская управления «Сенеж».

Первый поток «Лидеров России» стартовал в 2017 году. И уже пятикратно на улицах Москвы появлялись билборды-глашатаи с призывами ко всем желающим, с руководящим опытом и лидерскими амбициями, испытать себя в конкурсе.

Женщин по первости было мало, всего 13 %. Потом, как это часто бывает с девчатами, они осмелели, и проценты пошли в гору: 45% по набору в 2025 году на шестой сезон «Лидеров».

Хорошие результаты: они в пределах статистической нормы социальной проявленности женщин в нашей стране. Например, доля работающих женщин в 2025 году – 49% от всей рабочей силы, это, кстати, 53% от работоспособных женщин.

Но когда в далеком 2019 году в третьем сезоне «Лидеров» женщин было всего 13%, Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко не выдержала такого вопиющего гендерного разрыва и выступила с инициативой программы «Женщина-лидер». Конкурс стартовал в «Сенеже» в 2020 году.

Феминистки воспели оду Матвиенко, нейтральщики отмолчались, а скептики, как обычно, состроили гримасу «фи»: «Женщина-лидер? Это кто: квинтэссенция эмансипированных дам?»

Но что нам скептики, если времена другие настают, когда женское лидерство и профессиональная субъектность женщин - актуальные темы дискуссий и научных исследований. Правда, они идут в параллели с не менее громкими разговорами о приоритетности семейного предназначения женщины. Но какую гендерную революцию смогут сделать 1620 выпускниц «Женщина-лидер» в проекции самой большой страны мира? Пока не смогут, «узок круг этих революционеров»…

Опять же, на гендерную революцию никто и не замахивался, даже Валентина Ивановна. А миссия у программы очень даже выполнимая: вовлечь женщин в общественную повестку, усилить их роль в решении социально-экономических задач разных уровней. Потому что «лидер - человек, который умеет приносить пользу другим и быстрее всех находить оптимальное решение всеобщих проблем, реализуя в этом самого себя» (А. Менегетти).

Вот эта последняя деталь – и есть ядро мотивации для самого лидера. Не случайно, на каждом потоке конкурса «Женщина-лидер» (а их было уже 11) женщин, желающих учиться в «Сенеже», всегда в разы больше заявленных мест, потому что интересно и перспективно для самоактуализации и личностного роста.

Но вот вопрос, почему нужно было создавать программу «Женщина-лидер»?

Означает ли это, что следует говорить про особые типы мужского и женского лидерства? Или это целенаправленная поддержка продвижения женщин, которым в принципе, не смотря на все новые веяния, все равно сложнее продвигаться в профессиональной среде из-за существующих стереотипов, феномена «стеклянного потолка».

Во-первых, все больше появляется защитников концепции особого типа лидерства «мягкая сила»: это способность влиять на людей и достигать результатов без принуждения, через доверие, вовлечение, убеждение и вдохновение. И такой подход в группой динамике больше присущ именно женщинам.

И во-вторых, программа «Женщина-лидер» действительно помогает женщинам в профессиональном и личностном развитии, тем самым формирует реальные образы женщин, которые стремятся создать семью и быть успешными в выбранном деле.

Спасибо, что читаете журнал!