Найти в Дзене
Энергофиксик

Астронавт NASA раскритиковала новые скафандры для высадки на Луну

Кэтлин Рубинс поделилась мнением о новых скафандрах для предстоящего возвращения американцев на Луну. Ее взгляд основан на личном опыте — она провела в космосе около 300 суток. Недавно Рубинс покинула должность главы подразделения внекорабельной активности отдела астронавтов NASA, где активно участвовала в создании новых скафандров. По мнению Рубинс, будущие экспедиции на Луну значительно отличаются от условий Международной космической станции (МКС): там астронавтам предстоит столкнуться с серьезнейшими физическими нагрузками. Она поясняет: «Высадка на Луну означает сдвиг графика сна, постоянный дефицит отдыха — астронавты прошлых миссий испытывали похожие трудности. Представьте, что вам нужно ежедневно проводить в скафандре по 8–9 часов, выходя наружу каждый день. Даже на МКС работа в скафандре ощущалась как марафон, а потом приходилось бежать следующий». Кроме того, астронавт подчеркивает разницу в гравитации: на Луне сила притяжения примерно в шесть раз слабее земной, однако нагрузк

Кэтлин Рубинс поделилась мнением о новых скафандрах для предстоящего возвращения американцев на Луну. Ее взгляд основан на личном опыте — она провела в космосе около 300 суток. Недавно Рубинс покинула должность главы подразделения внекорабельной активности отдела астронавтов NASA, где активно участвовала в создании новых скафандров.

Астронавты NASA тестируют новые лунные скафандры Axiom осенью прошлого года / © NASA
Астронавты NASA тестируют новые лунные скафандры Axiom осенью прошлого года / © NASA

По мнению Рубинс, будущие экспедиции на Луну значительно отличаются от условий Международной космической станции (МКС): там астронавтам предстоит столкнуться с серьезнейшими физическими нагрузками. Она поясняет:

«Высадка на Луну означает сдвиг графика сна, постоянный дефицит отдыха — астронавты прошлых миссий испытывали похожие трудности. Представьте, что вам нужно ежедневно проводить в скафандре по 8–9 часов, выходя наружу каждый день. Даже на МКС работа в скафандре ощущалась как марафон, а потом приходилось бежать следующий».

Кроме того, астронавт подчеркивает разницу в гравитации: на Луне сила притяжения примерно в шесть раз слабее земной, однако нагрузка на организм возрастает многократно. И это мнение разделяется коллегами.

Кэтлин Рубинс на МКС / © NASA
Кэтлин Рубинс на МКС / © NASA

Например, астронавт и врач NASA Майкл Барратт заявил, что травмы из-за конструкции скафандров — вовсе не редкость:

«Из-за особенностей конструкций возникают повреждения кожи, боли в суставах и серьезные ортопедические проблемы вплоть до переломов. Работа на лунной поверхности в громоздких скафандрах с тяжелым оборудованием или инструментами, дающими обратную отдачу, создает значительные риски».

Axiom недавно выпустила видеоролик, демонстрирующий улучшения своих скафандров относительно тех, что использовались полвека назад. Хотя Рубинс признает определенный прогресс, она добавляет реалистичную оценку:

«Новые скафандры лишь чуть-чуть лучше старых моделей Apollo, но назвать их хорошими пока сложно. Гибкости недостаточно, наклониться, чтобы поднять образец породы, остается трудностью. Центр тяжести расположен неудобно — сзади, что увеличивает вероятность падения. Да, они стали лучше предыдущих, которые были откровенно плохими, но это не повод считать проблему решённой».

Исторически лунные скафандры создавали поспешно, зачастую игнорируя оптимизацию конструктивных решений.

Ситуация с падением из-за непривычного центра тяжести в лунных скафандрах случался даже когда они были по 84 килограмма. Сколько весит новый лунный скафандр Axiom пока так и не сообщила, ограничившись информацией о том, что он тяжелее 135 килограмм / © NASA
Ситуация с падением из-за непривычного центра тяжести в лунных скафандрах случался даже когда они были по 84 килограмма. Сколько весит новый лунный скафандр Axiom пока так и не сообщила, ограничившись информацией о том, что он тяжелее 135 килограмм / © NASA

Например, геолог Харрисон Шмитт, проведший в 1972 году на Луне почти 22 часа, отмечал:

«Подвижность скафандра должна быть увеличена минимум в четыре раза, а масса уменьшена вдвое».

Даже в 2000 году он подчеркивал низкую эффективность работы человека в старом скафандре, оценивая производительность примерно в 10% от обычного земного уровня. Одной из главных проблем остаются перчатки: чтобы удержать предмет, приходится прикладывать значительное усилие, вызывая сильные ушибы кистей и потерю ногтей.

За прошедшие десятилетия американская сторона двигалась скорее в обратном направлении: современные скафандры заметно тяжелее прежних — 145 кг против 84 кг времён программы Apollo. Для сравнения, российские скафандры типа «Орлан» имеют массу всего 115 кг и обладают лучшей эргономикой, включая удобные перчатки, не повреждающие ногти.

Астронавт Дэйв Скотт вскоре после возвращения с Луны. На руке, которая держит микрофон, видны следы крови под ногтями — следствие работы в неудачных перчатках скафандра / © NASA
Астронавт Дэйв Скотт вскоре после возвращения с Луны. На руке, которая держит микрофон, видны следы крови под ногтями — следствие работы в неудачных перчатках скафандра / © NASA

Помимо массы, американские скафандры используют пониженное внутреннее давление, увеличивающее адаптационный период до четырёх часов суммарно (до и после выхода). Российский аналог требует гораздо меньшей подготовки — порядка получаса.

Тем не менее, Рубинс признала некоторые плюсы скафандров Axiom:

«Впервые получила костюм своего размера. Раньше мои костюмы были огромными, и я буквально болталась внутри, ударяясь о стенки грудной клетки или спины. Новый скафандр сидит идеально, благодаря чему количество повреждений тела уменьшится».

Барратт отдельно упомянул проблему износа ранних лунных скафандров: после каждого выхода на поверхность скафандр покрывался пылью, которая ухудшала прозрачность стекол шлемов и сокращала срок службы оборудования.

Рубинс резюмировала:

«Занимаясь спортом вроде кроссфита, триатлона и марафона, я привыкла к серьезным нагрузкам. Но после тренировок в новом лунном скафандре NASA я чувствую себя абсолютно истощенной. Физический стресс здесь намного сильнее, чем на орбите».

Она уверена, что рекомендации астронавтов прошлого остались проигнорированными, и к моменту запланированной посадки на Луну в 2028 году NASA не сможет воспользоваться преимуществами лунного автомобиля, позволяющего снизить нагрузку на экипировку.

Ранее мы отмечали, что российский «Орлан» обладает меньшим весом, удобными перчатками и общей продуманностью конструкции. Россия разрабатывала собственный вариант лунного скафандра на базе «Орлана», однако отсутствие собственной техники для полёта на Луну и политические обстоятельства делают участие России маловероятным. Что касается американских скафандров, первые лунные миссии с ними наверняка окажутся непростым испытанием.