Июнь 1982 года. По испанской дороге мчится чёрный кадиллак, за рулем которого восседает сам 78-летний Сальвадор Дали с безумными глазами и фирменными закрученными усами. На заднем сиденье в шёлковом платье и больших солнцезащитных очках размещается его жена Гала. Она словно дремлет, откинувшись на спинку. Только дремать она уже не может – Гала мертва. Художник везёт ее тело к замку Пуболь, нарушая все законы Испании о транспортировке покойных. Ему плевать на законы: без этой женщины его жизнь все равно закончена.
А началась она летом 1929 года на пляже в Кадакесе, когда 25-летний Сальвадор впервые увидел спину 35-летней русской эмигрантки Елены Дьяконовой, известной всем как Галá.
Гала Чума
«Есть в ней что-то от ведьмы», – шептались друзья поэта Поля Элюара, первого мужа Гала. Они буквально её ненавидели и называли выскочкой, а ещё хищницей и самозванкой. Гала «Чума» – это прозвище приклеилось к ней намертво. Она могла плюнуть в лицо человеку, который её раздражал. Безжалостная к себе и другим, готовая идти до конца ради своих целей – вот кем была эта женщина.
Елена Дьяконова покинула Россию в юности и в эмиграции полностью переродилась. Имя Елена ей не нравилось, и мать стала звать дочку Гàлой. А когда она встретила молодого французского поэта Поля Элюара, тот сразу же начал называть её Galá – с ударением на последний слог.
Гала была некрасива с невыразительным, востроносым лицом, хотя многие и отмечали ее густые длинные ресницы, на которые можно было положить целых две спички. А ещё она страдала от невротического кашля, который не прекращался. Зато фигура у Гала была идеальная: осиная талия, изящные бёдра, грациозная спина с той самой ложбинкой, которая сводила мужчин с ума.
Эта женщина была невероятно притягательна. Она любовалась собой и своей неповторимой красотой, и мужчины верили в эту красоту, как под гипнозом.
Рассказывают, что когда 80-летнему художнику приснилась Гала, которую он никогда не любил, он проснулся потрясённым.
«Я увидел её со спины в театральной ложе. Окликнул. Она обернулась, подошла и страстно поцеловала меня в губы. Я до сих пор помню аромат её духов и необыкновенно нежную кожу».
Это был сон о женщине, которой он всегда чурался наяву.
У Гала была способность – раскрывать интересующих её мужчин и превращать их в гениев. С Элюаром она прожила 15 лет, родила дочь Сесиль, окружила поэта атмосферой богемной роскоши. Их парижская квартира стала центром притяжения для художников, музыкантов и прочих творцов. Стравинский, Дягилев, Арагон – все они бывали в доме Элюаров.
А потом летом 1929 года Гала с мужем и дочкой приехали в гости к молодому испанскому художнику, и всё рухнуло.
Безумный смех на пляже
Сальвадор Дали в свои 25 лет был девственником и вообще женщин боялся. Точнее, женское тело внушало ему ужас, как и мысли об отцовстве. Зато в голове жила навязчивая фантазия о женщине, предназначенной ему судьбой. Он даже утверждал, что знал её имя заранее – Гала. Мы не можем гарантировать, что это не его художественная выдумка, ведь Дали был великим мистификатором, но легенда все же красивая.
И вот, когда он увидел на пляже женщину, сидящую к нему спиной, что-то внутри него оборвалось.
«Это была она. Я узнал её по обнаженной спине. Ложбинка грациозно сбегала по гордой прямой спине к невероятно изящным бёдрам. Вкупе с осиной талией это придавало ей вид невероятно соблазнительный».
Дали подошёл к Гала, попытался поздороваться – и зашёлся безумным хохотом. Он не мог выдавить из себя ни слова, только смеялся, смеялся, смеялся. На самом деле этот экстравагантный юноша с тщательно напомаженными волосами, в вычурных сандалиях и с жемчужным ожерельем на шее был робким и неуверенным в себе человеком. Он чудовищно боялся метрополитена и не умел переходить улицу. Маска фигляра защищала его от мира.
Но эта маска привлекла Гала. Она взяла его за руку и сказала:
«Малыш, мы больше никогда не расстанемся».
«Малыш», – это слова матери, а не любовницы. И действительно, Гала была старше Сальвадора на десять лет, и их отношения с самого начала сложились как отношения матери и сына.
На тот момент она была женщиной шикарной, женой известного поэта, привыкшей к достатку и роскоши. Но не задумываясь променяла дорогую парижскую квартиру на рыбацкую хижину Дали без воды, газа, отопления и электричества.
Она сама стирала бельё, мыла полы, ходила за дровами, набирала воду в колодце. Местные рыбаки оставляли им немного рыбы – это и составляло их рацион. А по вечерам она неустанно внушала Сальвадору, что он гений. Снова и снова, день за днём.
Два полушария одного мозга
Летом 1932 года состоялся развод четы Элюаров. При расставании Гала оставила мужу 11-летнюю дочь Сесиль. Опекуном девочки стала мать Поля. Гала всю жизнь была равнодушна к собственному ребёнку. Когда через много лет постаревшая Сесиль явится проведать мать, Гала даже не откроет ей дверь.
Но у этой женщины был чрезвычайно развит материнский инстинкт – просто направлен он был не на детей, а на любимого мужчину. Желание опекать его, наставлять, направлять оказалось в ней невероятно сильным.
Свадьба Гала и Сальвадора состоялась в 1934 году в Париже. Как ни парадоксально, свидетелем на церемонии был Поль Элюар – бывший муж невесты. В дальнейшем супруги повторяли брачную церемонию ещё 49 раз. Дали снова и снова женился на Гала, освещая союз под сводами разных церквей, регистрируя брак в разных странах. Он даже добился аудиенции у Папы Римского и получил благословение на брак. После каждого венчания устраивался торжественный обед, и пара с восторгом отправлялась в очередное свадебное путешествие.
Они жили замкнуто, не подпуская к себе никого, упоённые друг другом. Даже противники признавали: Дали и Гала – не муж и жена, не художник и муза. Два полушария одного мозга.
У художника открылось невероятное вдохновение: он писал картины без отдыха, легко, как дышал. Свои работы подписывал «Гала Сальвадор Дали», называя любимую женщину «демонесса моего гения».
А Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи быт и продюсерские функции. Она предлагала картины мужа галереям, уговаривала богатых приятелей вкладывать деньги в его творчество. Среди их друзей были Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней. Дали называл Гала «моё сокровище», «моё божество», «мой золотой талисман».
«Я люблю Гала всё больше и больше. Гала всё прекраснее и прекраснее. Поцелуй Гала сегодня был самым нежным и прекрасным за всю мою жизнь», – писал он. И свято верил, что она всегда и во всём права.
Когда интерес публики к картинам начал угасать, Гала выдумала новый способ заставить богачей раскошелиться. Дали принялся создавать оригинальные вещицы – странные часы, слонов на длинных ногах, красные диваны в форме губ. Далимания повторилась с новой силой. Даже логотип леденца Чупа-Чупс придумал Дали, продал эскиз за бешеные деньги и потребовал особое вознаграждение: каждый день ему присылали с фабрики коробку леденцов.
Впрочем, был он ему нужен отнюдь не для благих целей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок на глазах у истекающих слюной детей. И так, пока не кончился весь запас конфет.
- В комментариях пишите, зачем бы это могло ему понадобиться 😰
Любовники, замок и тайна
С возрастом Гала начала скучать по своей юной любви и стала искать в молодых мужчинах знакомый облик 25-летнего Дали. Она пыталась удержать ускользающую молодость – не только свою, но и своего кумира.
Верной женой Гала не была никогда. Бесконечная череда любовников не иссякала до самой старости, и с каждым разом они становились всё моложе и моложе. Это нравилось Дали.
«Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется», – заявлял Сальвадор.
А Гала проповедовала свободную любовь и считала ревность глупым предрессудком. Дали потакал всем её прихотям. Поговаривали, что её мальчики стоили целое состояние: она сыпала деньгами и подарками, покупала им дома и машины.
Дали тоже не страдал от одиночества. В 1965 году художник познакомился с очаровательной Амандой Лир. Она нашла в нём обаятельного собеседника, забавного и интересного. Её покорили ум и фантазия Дали. В течение десяти лет Аманда большую часть времени проводила в его компании, позировала для картин. Вместе с ней Дали появился в 1974-м на открытии своего музея в Фигересе.
Гала не стала менее внимательной и заботливой по отношению к своему маленькому Дали. Когда он болел, она ухаживала за ним, когда совершал ошибки – старалась исправить. Сначала она недоверчиво относилась к Аманде Лир, но вскоре поняла, что девушка оказывает благотворное влияние на мужа. С Амандой он снова улыбался, к нему возвращалось желание рисовать и работать.
Гала считала Аманду своей преемницей и оставляла маленького Дали на её попечение.
Кроме того, у Гала было собственное королевство. Дали подарил ей замок одиннадцатого века Пуболь, где она одна являлась полновластной хозяйкой. Самому Сальвадору разрешалось приезжать туда только с письменного согласия Гала.
И это ему нравилось. Гала превратилась в неприступную крепость, какой была всегда. Тесная близость способна угасить любую страсть – они оба прекрасно это понимали. Расстояние поддерживало огонь.
Последнее путешествие
Гала умерла в клинике в 1982 году. Дали, отдыхавший в своей комнате, почувствовал это сердцем и вдруг громко закричал:
«Гала умерла!»
Сальвадор знал её желание быть похороненной в Пуболе. Однако испанский закон запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Была суббота – разрешение получить было невозможно.
Дали надел на покойную жену самое красивое шёлковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье кадиллака, повёз к месту последнего приюта. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили в замке.
Дали не пришёл на погребение. Лишь несколько часов спустя он заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу:
«Видишь, я не плачу».
Конец праздника
После смерти Гала Сальвадор уединился в башне театра-музея в Фигересе. Наглухо закрыл ставни окон, чтобы ни один солнечный луч не напоминал о продолжающейся жизни. Жизнь для него закончилась вместе с женой.
Он отказывался разговаривать, пить и есть. Кормили его насильно, через трубки. Тело продолжало существовать, но Дали уже не было. Два полушария одного мозга не могут работать порознь.
Незадолго до смерти он на несколько минут пригласил к себе Аманду Лир, чтобы попрощаться навсегда. 23 января 1989 года, через семь лет после Галы, Сальвадор Дали скончался.
Он завещал похоронить себя так, чтобы по могиле могли ходить люди. Его тело замуровали в пол в самом центре театра-музея Дали в Фигересе. Своё состояние и все работы художник завещал Испании.
Разобраться в отношениях этой легендарной пары было непросто даже при их жизни. Они были счастливы и своё счастье не скрывали перед всем миром. Мать и сын. Муза и художник. Расчёт и творчество. Два полушария одного мозга.
Русская эмигрантка Елена Дьяконова, которую все знали как Гала, создала из провинциального каталонского мальчика великого Сальвадора Дали. Она подарила ему миф о женщине, предназначенной ему самой судьбой, и сама навсегда стала частью этого мифа.
Однажды художник сказал:
«Самое главное на свете – это Гала и Дали. Я так люблю нас обоих».
Ну и, конечно, новый шедевр от Никиты: