Найти в Дзене

Салтыков-Щедрин И Сергиев Посад

М. Салтыков-Щедрин, портрет Ивана Крамского, 1879 г. В России празднуется 200-летие со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина — русского писателя-реалиста, критика, автора острых сатирических произведений. Но мало кто знает, что его имя связано с литературной историей Радонежского края. Во-первых, ни один из русских писателей XIX века не жил в такой близости от Сергиева Посада, как Салтыков-Щедрин. Он родился и вырос в имении Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Сейчас это Талдомский округ Московской области, на северо-востоке граничащий с Сергиево-Посадским округом. В Спас-Угле прошло его детство, он не раз приезжал туда и позже — уже знаменитым писателем. В своих произведениях «Пошехонье», «Медвежий угол» Салтыков-Щедрин удивительно точно передал своеобразие деревенской речи и быта подмосковного захолустья. Во-вторых, Салтыков-Щедрин, начиная с детских лет, много раз бывал Сергиевом Посаде (тогда город назывался Сергиевский посад). Первое посещение произошло в
Оглавление

К 200-летию знаменитого писателя

М. Салтыков-Щедрин, портрет Ивана Крамского, 1879 г.

В России празднуется 200-летие со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина — русского писателя-реалиста, критика, автора острых сатирических произведений. Но мало кто знает, что его имя связано с литературной историей Радонежского края.

Во-первых, ни один из русских писателей XIX века не жил в такой близости от Сергиева Посада, как Салтыков-Щедрин. Он родился и вырос в имении Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Сейчас это Талдомский округ Московской области, на северо-востоке граничащий с Сергиево-Посадским округом. В Спас-Угле прошло его детство, он не раз приезжал туда и позже — уже знаменитым писателем. В своих произведениях «Пошехонье», «Медвежий угол» Салтыков-Щедрин удивительно точно передал своеобразие деревенской речи и быта подмосковного захолустья.

Во-вторых, Салтыков-Щедрин, начиная с детских лет, много раз бывал Сергиевом Посаде (тогда город назывался Сергиевский посад). Первое посещение произошло в августе 1831 года, когда мать будущего писателя Ольга Михайловна повезла своих сыновей Михаила и Дмитрия в Москву. По дороге в первопрестольную Салтыковы побывали в Троице-Сергиевой лавре. Летние и зимние поездки в Москву с остановкой в Сергиевском посаде происходили в 1834, 1836, 1839, 1840, 1845 годах. Летом 1842 года Михаил Евграфович приезжал из Спас-Угла в Сергиевский посад для встречи деда М. П. Забелина. В августе 1844 года он вместе с отцом, матерью, сестрой Любовью, братьями Сергеем и Ильёй посетил Хотьковский монастырь для свидания с тётей Марией Васильевной, решившей стать монахиней.

В-третьих, дружеские отношения связывали М. Е. Салтыкова-Щедрина с С. Т. Аксаковым, владельцем усадьбы Абрамцево, и его сыновьями Иваном и Константином.

Главное же — впечатления Салтыкова-Щедрина от посещений Сергиевского посада нашли отражение в его произведениях. О своих детских поездках в наш город писатель рассказал в наиболее автобиографичном произведении «Пошехонская старина», в главе «Поездки в Москву».

Вот как он описывает посад и Троице-Сергиеву лавру: «Главная остановка нам предстояла в Сергиевском посаде, где я тоже до тех пор не бывал. Посад стоял как раз на половине дороги, и матушка всегда оставалась там дольше, нежели на других привалах... Я тоже, с своей стороны, горел нетерпением увидеть знаменитую обитель, о которой у нас чуть не ежедневно упоминали в разговорах… Мы не доехали трёх вёрст до посада, как уже разнёсся удар монастырского колокола, призывавший к вечерне. Звуки доносились до нас глухо, точно треск, и не больше как через пять минут из одиночных ударов перешли в трезвон.

Дорога, которая вела от монастырских ворот к церкви, была пустынна. Это была широкая аллея, с обеих сторон обсаженная громадными липами, из-за стволов которых выглядывали разные монастырские постройки: академия, крохотные церкви с лежащими в них под спудом мощами, колодцы с целебной водой и т. д. По местам встречались надгробные памятники, а на половине дороги аллея прервалась, и мы увидели большой Успенский собор».

В основу романа «Господа Головлёвы» положена судьба родителей писателя, его братьев, сестёр, их детей и жизненный уклад в имении Спас-Угол. В трудную минуту Арина Петровна Головлёва мечтает: «Уеду к Сергию-троице, разделю имение, куплю на посаде домичек — и заживу!» А Иудушка при случае не прочь подчеркнуть свою набожность и безгрешность: «… кроюсь под крылышко угоднику — никто и не услышит меня. А уж мне-то как хорошо будет: мирно, честно, тихо, ни гвалту, ни свары, ни шума — точно на небеси».

Анна Павловна Затрапезная, мать главного героя романа «Пошехонская старина», мечтает найти успокоение от жизненных тревог в Хотькове: «Непременно она всё бросит и уедет в Хотьков. Построит себе келейку, огородец разведёт, коровушку купит и будет жить да поживать».

В рассказе «Богомольцы, странники и проезжие» из «Губернских очерков» солдат Пименов рассказывает легенду о Сергии Радонежском. Вот такая юбилейная история!

Лариса Князева,
зав. методическим отделом Центральной городской библиотеки им. А. С. Горловского