Найденные после уборки книги и свитки просушили и стали разбирать. Много интересного в том прояснялось, а вот один лист, не свиток писанный, не фолиант тиснёный, а лист пергамента, он внимания заслужил такого, что хозяин себе забрал с глаз чужих.
*****
- читай, сын. А я послушаю. Тут тайные помыслы и действия прошлого племени. Нужно знать, как тут правила строились.
Сын хозяина земель прочёл вслух. Потом - ещё раз. Хозяин с закрытыми глазами слушал и внутри мыслей представления строил, чтоб не отвлекаться. Писан был кусок пергамерта последним хозяином здешним не для памяти, для себя. Не людям, а своим страхам и боли. Не для чтения, для забвения. Чтоб написать, выложить на пергамерт и сжечь. И убрать всё написанное из ума и сердца. И так бывает. И обгоревшие части того пергамента тому свидетели. А что не допалил - может ещё что дописать хотел или страх обуял всего изложенного лишиться... то неведомо.
*****
Из исписанных участков пергамента, сделанных в разное время, с разными наклонами и под разными углами, вылезло пять тайных комнат, к которых, судя по изложенному, должны быть останки оставленных там людей. Обозначилось два тайника с чем-то, возможно, ценным и клад с ядами разными. В подвале две комнаты с заложенными дверьми, а во дворе - необозначенное нигде кладбище "у заломанного древа".
- ну что, сын, будем богатства проверять или расковыривать следы деяний злобных?
Сын хозяина задумался. Судя по состоянию земель, ожидать богатств не приходилось, а кучи скелетов к раскопкам не вдохновляли. Не то удовольствие, чтобы тратить на него силы и время.
- давай в замке тайные комнаты вскроем, да подвал проверим, а на прочее - работников направить.
- пожалуй, с того и начнём.
*****
Тайные комнаты были забиты прахом с костями. Из с утра стали раскрывать приглашенные служивые. Так и пергамент вещал. Только в одной - два скелета, женщина с подростком. Судя по остатком одежд - рода знатного. Уж не родня сгинувшего хозяина? Это надо было так обесчеловечиться, чтоб такое сотворить...
А вот тайники удивили. Клад, что склянками заставлен с ядами разными, даже не разбирали - велели лекарю выгрузить всё в огонь, в стороне от замка разложенный. В первом тайнике открылось изрядно монет золотых вперемешку с кусками пергаментов, что разными заклинаниями исписаны. Чудил старый хозяин, не трудом, а колдовством желал богатства нажить. Монеты были всякие, диковинных и редких хватало тоже. И чужеземные и свои - все смешались и ждали своего часа. Вот теперь в казну пойдут. Дождались. Втооой тайник храрил богатейшее оружие. Тоже с разными заклинаниями, но сплошь в золоте и с камнями. Хозяин с сыном оглядели, покрутили в руках и тоже в казну сдали. Воевать таким негодно, а стоит немало, продать или на подарки дорогие годится.
- вот дурень, земли нищали, а он силами неведомыми надежды питал.
- были-б надежды земными, то так, муть несуразная. Труха в голове, труха и в надеждах тут властвовали.
*****
По вечеру затребовал хозяин высохшие пергаменты. Книги, да свитки - то чужие картины и знания. А вот пергаменты местные - ворох жизней и дел разных прячут в себе. Пока разбирали, да раскладывали, нашли и список податей с недоимками двух лет давности, да судебную книгу разодранную - кто с кем судился, да кто сухим из воды вылез. Её судье сразу сдали, поможет история и в будущем суды вершить. А список недоимок - казначею. Хоть и не последнего года, но поспрашивать можно, кто с недоноса свой сундук набивал. Оно и так ясно, но когда пергамент с твоей отметкой в руках - отношение иное сразу.
*****
- ну что, отец, ценности кое какие нашлись. И оружие, да и монет на удивление много.
Хозяин поглядел на сына:
- сын, ценности, что нашлись - ещё сохнут в фолиантах, да свитках. А монеты и так трудом придут. Как пришли, так и уйдут. Это ручьи - не удержишь, лишь бы текли. А вот старые знания, порой забытые - вот здесь можно такого разглядеть, что и сам не поверишь. А уж если поверить, то много ям на пути исчезнет. И ворота открываются, и - болота дорогой проведут.
Молодые, они быстрые, а вот с опытом глубина приходит и в мыслях, и в делах. Хозяин смотрел на сына. Золото уже лежит в казне, а вот выискать нужное в фолиантах - не для всех доступно.
- будем разбирать вечерами мысли разные. Это будет только твоё богатство, сын. С ним и идти тебе легче будет.