«Внимание! Пропал ребенок!» — эти слова вызывают тревогу и страх в сердце каждого родителя. В сентябре 2015 года Уфа пережила такую трагедию. Тогда пропала 11-летняя Виолетта Токарчук, и она тоже была найдена мертвой.
Сентябрь 2015 года в Уфе был теплым. Утром 11-летняя Виолетта вышла из дома в школу, одевшись по-осеннему — ветровка поверх школьной формы и черно-белые балетки. Камеры наблюдения зафиксировали, как она с мамой шла по дороге к школе: в 07:14 они прошли мимо «Уфа-Арены», а затем перешли дорогу к лицею № 96. До школы оставалось несколько сотен метров, и там они попрощались. Это была их последняя встреча.
После уроков мать Виолетты пришла в школу, чтобы встретить дочь, но узнала, что та не появлялась. Это вызвало тревогу, ведь Виолетта всегда сообщала родителям о любых проблемах. Вскоре к школе приехал и отец девочки. Мама начала просматривать записи с камер, но ничего не нашла. Она обратилась в полицию, и поиски начались сразу же. К сожалению, они завершились трагически.
Администрация школы не сообщила о пропаже ребенка сразу, посчитав, что она просто заболела и не пришла на занятия. После трагедии в Башкирии ввели обязательное требование: проверять, где находятся дети, если их нет на первом уроке.
Вечером 21 сентября, всего через несколько часов после объявления о пропаже, Виолетту нашли мертвой за гаражами, расположенными в сотне метров от школы. На теле девочки были следы удушья, избиения и гематомы. Тело было прикрыто листвой и мусором. Местные жители признавались, что видели, как в этом укромном уголке кто-то справлял нужду или выпивал. Гаражи были местом сборища маргиналов, а рядом проходила дорожка, по которой дети регулярно ходили в школу.
Тогдашний уполномоченный по правам ребенка в России, Павел Астахов, выразил свою позицию: «Многие надеются, что убийцу девочки прикончат при задержании. Но его надо схватить и судить. Он должен заплатить своей жизнью!»
В городе начали распространяться слухи: говорили, что жертв было больше, а преступника видели то тут, то там. Силовикам приходилось опровергать эти домыслы. Жители Уфы строили свои версии произошедшего. Одни считали, что убийство совершил знакомый семьи, другие — что это могли быть наркоманы, учитывая, что в районе Центрального рынка обитал неблагополучный контингент.
22 сентября Центр общественной безопасности Уфы объявил, что во всех школах пройдут родительские собрания. Цель — предотвратить панику среди родителей и напомнить о правилах безопасности. Также было объявлено о начале проверки всех гаражей в городе и возможности их сноса.
Мэр Уфы поставил задачу убрать все гаражи, расположенные вокруг школ. По его данным, в каждом районе города было около тысячи незаконных построек, и к моменту трагедии уже было снесено около 40 тысяч гаражей. Родители не были успокоены этими мерами. Убийца напал на девочку в разгар дня, когда все шли на учебу или работу. Он бесшумно совершил преступление возле школы и исчез. Самое главное — он оставался на свободе и мог ждать новую жертву.
Вечером 23 сентября никто не знал, кто убийца. Уфимцам предложили провести акцию памяти возле дома Виолетты, с собой просили принести белые шары, цветы и свечи. После отъезда силовиков место убийства наполнилось игрушками и цветами — так появился стихийный мемориал.
Утром 24 сентября прошли похороны девочки. Возле ее дома собрались знакомые семьи, одноклассники, их родители и просто неравнодушные люди. Розовый гроб с телом девочки пронесли по улице. В толпе оказался и тот, кто убил ребенка. Силовики уже подозревали его и следили за ним. Преступника нашли после обследования места убийства: криминалисты обнаружили биологические следы и сопоставили их с базой данных. Они совпали с образцами 36-летнего жителя Уфы, ранее судимого за изнасилование. Подозреваемым оказался Александр Валеткин, четырежды судимый за кражу, побои и два изнасилования. Днем 25 сентября его задержали на Центральном рынке.
В СМИ появилась информация, что Валеткин был досрочно освобожден, но во ФСИН это опровергли. Последний срок нелюдя закончился в 2013 году. За время заключения он не получал поощрений, зато 9 раз получал взыскания и три раза помещался в штрафной изолятор за нарушение порядка. Всего он провел в местах лишения свободы 17 лет. После выхода из колонии ФСИН направила в суд заявление об установлении надзора за Валеткиным, так как у него уже был рецидив. Суд поддержал это предложение и установил надзор на 8 лет.
Вечером 25 сентября Валеткину предъявили обвинение в убийстве малолетнего с насильственными действиями сексуального характера и в сокрытии другого преступления. Следователи установили, что злоумышленник не планировал нападать на ребенка. Он встретил девочку случайно, схватил ее, заткнул рот и нос, затащил в проем между гаражами. После изнасилования он задушил ее, боясь, что она расскажет о произошедшем. Чтобы тело не нашли быстро, он закидал его мусором и листьями, а затем вернулся, чтобы убедиться в смерти ребенка.
Днем 26 сентября Александр Валеткин был арестован на время следствия. К моменту утверждения обвинительного заключения он признал свою вину частично.
На странице Валеткина в социальных сетях указано, что он исповедует ислам, хотя есть фото с православным крестом. В графе «Главное в жизни» у него указано: «Семья и дети». Также на странице много фотографий его дочери, которой в 2015 году могло быть 15–18 лет. На другой странице в 2013 году он репостнул фотографии девушек, одну из которых подписал: «познакомимся, пожалуйста, 5 лет без девушек».
В мае 2016 года Валеткину предъявили новое обвинение за нападение на озере Долгом в Уфе. В июле начался судебный процесс, который проходил в закрытом режиме из-за специфики дела. Речь шла о несовершеннолетнем и изнасиловании, поэтому детали этого страшного дела были недоступны общественности. В Верховном суде Башкирии обвинительное заключение зачитывал прокурор Андрей Назаров, который запросил для Валеткина пожизненный срок. Суд согласился с этой позицией.