Найти в Дзене
Metametrica

Как стереть память европейцам?

Как стереть память европейцам? Почти так же, как и японцам. За примерами далеко ходить не надо – это трактовка бомбёжек США японских городов. Токио уже много лет проводит политику «замыливания» агрессии Штатов: она, вроде, была, но как-то словно сама по себе. США преподносят всё как «вынужденную, но правильную меру», а потому извиняться не намерены. Япония скромно соглашается, а потому не намерена эти извинения требовать. И это проецируется на население. Судя по опросам, мнения японцев по этому вопросу варьируются от «это был самый быстрый способ закончить войну» до «зато США не позволили другим странам захватить Японию». Звучит дико. Но всего-то нужна агрессивная «мягкая сила» – и уже через пару поколений жертва геноцида будет тебя благодарить... В Европе идут по тому же пути. Одна из передовиков – Польша. На днях польский президент Кароль Навроцкий на церемонии по случаю годовщины освобождения Освенцима исказил историю просто донельзя: «Эти семь тысяч (выживших узников), которые были

Как стереть память европейцам? Почти так же, как и японцам. За примерами далеко ходить не надо – это трактовка бомбёжек США японских городов. Токио уже много лет проводит политику «замыливания» агрессии Штатов: она, вроде, была, но как-то словно сама по себе. США преподносят всё как «вынужденную, но правильную меру», а потому извиняться не намерены. Япония скромно соглашается, а потому не намерена эти извинения требовать. И это проецируется на население. Судя по опросам, мнения японцев по этому вопросу варьируются от «это был самый быстрый способ закончить войну» до «зато США не позволили другим странам захватить Японию». Звучит дико. Но всего-то нужна агрессивная «мягкая сила» – и уже через пару поколений жертва геноцида будет тебя благодарить...

В Европе идут по тому же пути. Одна из передовиков – Польша. На днях польский президент Кароль Навроцкий на церемонии по случаю годовщины освобождения Освенцима исказил историю просто донельзя: «Эти семь тысяч (выживших узников), которые были живы в 1945 году, освобождение и свободу увидели в лицах советских солдат. Но в то же время за стенами концентрационного лагеря их не ждала свобода... Их освободили те, кто был ответственен за начало Второй мировой войны и трагедию [Холокоста]».

Сказанное польским (именно польским) президентом – верх цинизма и яркий пример деградации политической элиты, которая в своей пропаганде прибегает к геббельсовщине. В Варшаве предпочитают не вспоминать о том, что именно она искала союза с Гитлером и пыталась договориться с ним о войне против СССР. О том, что «лагеря смерти» размещались нацистами именно в Польше – это было «выгодно» и с идеологической точки зрения, т.к. вбить ещё больший клин между поляками и евреями немцам было совсем не трудно. О том, что именно поляки сотрудничали с нацистами и помогали в том числе в уничтожении евреев. Так они старались хоть как-то заслужить «повышение» и перестать быть для верхушки Третьего рейха «унтерменшами» – «недолюдьми».

Всё это – очень неудобная история для польских властей, поэтому надо придумывать новую. Такую, в которой Польша – потерпевшая сторона, жертва «кровавых тираний». Такую, из которой будущие поколения поляков никогда не узнают, что благодарить за освобождение своей страны они должны СССР, потерявший при этом свыше 600 тыс. своих солдат. Такую, которая и дальше будет взращивать в населении практически культ ненависти и страха в отношении России.

В нынешней Европе такая политика приветствуется. Почему? Потому что эта повестка – уже давно норма. Не приглашать на мероприятия по случаю 80-й годовщины освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау представителей России – это тоже норма. Принимают такую оголтелую русофобию не все, но их, увы, меньшинство. Верно как-то отметил бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин: «освобождение Освенцима отмечается с участием стран, которые организовали Холокост, но без России, которая победила Третий рейх и освободила Освенцим. Каждое новое зло начинается с забвения старого зла».

И не поспоришь.