Найти в Дзене
Ольга Лебедева

КОГДА ПАЦИЕНТ НЕ ПРИШЕЛ

Коллеги, как вы переживаете ситуацию, когда пациент не приходит на свою сессию? Я говорю о том времени, которое закреплено за ним, оплачено, но которое терапевту предстоит провести в одиночестве. Общая рекомендация - использовать этот освободившийся час для размышлений о пациенте и терапевтическом процессе. Пациент не приходит, а терапевт продолжает работать. Раньше я думала о пропуске, как о сопротивлении встрече, терапевтической работе, думала, какие переживания , не получается выразить словами и нужны действия. Эти размышления придавали смысл внезапно возникшей пустоте. Недавно я обнаружила в этом условно свободном времени дополнительную ценность для терапии. Оно дало возможность • появиться непроявленному, • встретиться с невидимой частью психики пациента. Размышления о клиенте за двоих в то время, когда его нет, качественно отличаются от подготовки к супервизии. Готовя конспекта перед встречей с супервизором, я внутренне общаюсь с ним: делюсь трудностями, ищу поддержки,

КОГДА ПАЦИЕНТ НЕ ПРИШЕЛ

Коллеги, как вы переживаете ситуацию, когда пациент не приходит на свою сессию? Я говорю о том времени, которое закреплено за ним, оплачено, но которое терапевту предстоит провести в одиночестве.

Общая рекомендация - использовать этот освободившийся час для размышлений о пациенте и терапевтическом процессе. Пациент не приходит, а терапевт продолжает работать.

Раньше я думала о пропуске, как о сопротивлении встрече, терапевтической работе, думала, какие переживания , не получается выразить словами и нужны действия. Эти размышления придавали смысл внезапно возникшей пустоте.

Недавно я обнаружила в этом условно свободном времени дополнительную ценность для терапии. Оно дало возможность

• появиться непроявленному,

• встретиться с невидимой частью психики пациента.

Размышления о клиенте за двоих в то время, когда его нет, качественно отличаются от подготовки к супервизии. Готовя конспекта перед встречей с супервизором, я внутренне общаюсь с ним: делюсь трудностями, ищу поддержки, жду совета. Я сосредоточена на наших с супервизором отношениях, а материал пациента становится поводом для встречи.

Когда же я остаюсь в кабинете одна, в пространстве, предназначенном для пациента, но не разделенным им, происходят удивительные вещи.

Появляется место для невысказанного. Становится видно то, что на встрече заслоняют слова. Возникают чувства и фантазии о пациенте, которым, кажется, не было места при его непосредственном присутствии.

Например, может стать очевидна хрупкость того, кто в сессиях предстает исключительно ресурсным и неуязвимым. Нуждаемость и потребность в привязанности того, кто демонстрирует почти абсолютную независимость. Сила и умение постоять за себя в том, кто обычно критикует себя и не считает себя достойным внимания.

Это удивительно, насколько наполненной и продуктивной может оказаться эта пустота, если не спешить её заполнить, а спокойно наблюдать за своими мыслями и чувствами, сохраняя внутреннюю связь с пациентом.

Интересно, коллеги, как вы используете это время? Что открывается, когда остаетесь наедине с мыслями о пациенте?