В столице Франции с 26 по 29 января проходит Неделя высокой моды сезона весна-лето 2026. Valentino провел первый показ после смерти основателя дома Валентино Гаравани и заставил звездных гостей подглядывать за шоу. Schiaparelli создал реплики украденных из Лувра драгоценностей, а на подиум выпустил «сестер-скорпионов». Chanel кардинально переосмыслил классические твидовые костюмы. А Dior сделал своей главной звездой 95-летнюю швею Полетт Бонкур, которая десятилетия проработала в ателье бренда. В рамках события по традиции коллекцию представила и российский дизайнер Юлия Янина. Подробнее — в материале «Известий».
Valentino
Одним из главных событий новой кутюрной Недели моды в Париже стал показ Valentino, который состоялся 28 января — спустя полторы недели после смерти его основателя Валентино Гаравани. Шоу обрело особый смысл и стало данью памяти великому кутюрье.
Прямой отсылкой к исторической «белой коллекции» Гаравани 1968 года стал белый жакет. Строгую элегантность сменяли смелые и нарочито театральные модели: платья с длинными подолами, объемные рукава и воротники, пестрые головные уборы-короны, перья, роскошные накидки.
Креативный директор Алессандро Микеле сделал ставку не только на коллекцию, но и на подачу. Он отказался от подиума в классическом понимании. В зале проведения показа возвели круглые комнаты, в которых появлялись модели. Гости же подглядывали за происходящим в каждой из них снаружи через небольшие окошки. Все под энергичное техно, которое сменяла классика и обратно. Среди подсматривающих тренды предстоящего весенне-летнего сезона были Кирстен Данст, Дакота Джонсон, Элтон Джон и даже звезда турецкого хита «Постучись в мою дверь» Ханде Эрчел.
Показ российского дизайнера Юлии Яниной
Российский модный дом Yanina Couture под руководством российского дизайнера Юлии Яниной продолжает участвовать в событии вне официального расписания. Показ прошел в историческом центре Парижа, где с 1920-х годов находились бутик, ателье и апартаменты Коко Шанель. Выбор локации неслучаен. Коллекция весна-лето 2026 — посвящение жизненному пути основательницы дома Chanel, которая стала символом Высокой моды.
— На творчество Коко Шанель повлияла русская культура, дружба со многими выдающимися русскими личностями. Это и Дягилев, это и Стравинский, и все великие балетные артисты — Вацлав Нижинский, Серж Лифарь , — сказала Юлия Янина «Известиям». Это не могло не найти отражения в ее коллекциях. Элементы русского костюма встречались во многих коллекциях Шанель. Это очень приятно. Мы тоже воспользовались этим. Декоративная тема, богатая и трудоемкая, читается — природа, цветочные мотивы, очень завуалированная камелия и, конечно, колос, который близок и русскому человеку, как символ счастья, плодородия, удачи.
Она использовала традиционные русские техники — владимирские верхошвы, золотное шитье, тамбурный шов. Еще один прием — эволюция цвета. Черно-белая палитра отсылает к жизни в приюте в аббатстве Обазин, где формировался характер Габриэль Шанель — будущей Коко. Постепенно в них появляется свет — оттенки слоновой кости, бежа и золота.
Среди гостей показа были зарубежные и российские знаменитости: звезда оперной сцены Анна Нетребко, итальянский инфлюенсер Валентина Ферраньи, белорусская супермодель Татьяна Дягилева и другие.
Chanel
Сам же дом Chanel на парижском подиуме запомнится дебютом Матье Блази, который до этого был известен модной публике по работе с Bottega Veneta. Он, с одной стороны, обратился к узнаваемым традициям бренда, с другой — дал волю фантазии, в которую с порога увлек за собой гостей показа. Дворец Гран-Пале, где по традиции проходят шоу Chanel, превратился в розовый лес, где выросли огромные грибы и нависли плакучие ивы.
Блази переосмыслил классические формы. Вместо узнаваемых твидовых костюмов показ открыли полупрозрачные наряды из шифона и стремящиеся к ощущению невесомости. В новом прочтении маленькое черное платье приобрело длину миди. Новый взгляд он продемонстрировал и на традиционный свадебный финал — вместо пышного платья индийская модель Бавита Мандава предстала в костюме из чешуек-лепестков жемчужного оттенка. Свежести и легкого настроения образам добавили перья и причудливая вышивка в виде грибов. Поддержать дизайнера пришли звездные гости — Дуа Липа, Пенелопа Крус, Николь Кидман, Тильда Суинтон, Ванесса Паради, Анна Винтур и российская бизнесвумен Ольга Карпуть.
Schiaparelli
Образы звездных гостей показов становятся отдельным шоу. Schiaparelli, который традиционно открывал Неделю высокой моды в Париже, начал его до выхода моделей на подиум. Креативный директор модного дома Дэниел Розберри оказался человеком, сведущим не только в модной повестке, но и в новостной. Он создал реплики украшений, похищенных в Лувре. Появилась в них среди прочих гостей актриса Тейана Тейлор — звезда фильма «Битва за битвой» с Леонардо Ди Каприо, которая вскоре поборется за «Оскар».
Бренд представил коллекцию под названием «Агония и экстаз». Идея пришла дизайнеру, когда он находился творческих поисках в Ватикане. В последний момент он решил посетить Сикстинскую капеллу, чьи расписанные стены и вдохновили Розберри.
— Это откровение повлияло на каждую деталь этой коллекции. Резкие мазки и быстрые завитушки превратились в хвосты скорпионов. Я нарисовал жала и змеиные зубы, химерные архетипы высокой моды, в силуэты которых вплетен яд. Я знал, что эти рептилии/паукообразные существа, эти «infantas terribles», как я их называл, станут героями коллекции: они будут птицами, бросающими вызов гравитации, смелыми по цвету, взрывными по силуэту, — говорит Дэниел Розберри.
Вся эта живность словно оказалась на подиуме в роскошных фэнтезийных платьях: одно украшено веером из перьев от черного до красного, другое расшито переливающимися кристаллами цвета абсента, напоминающими узоры павлиньего хвоста, третье — со спиралью под крылья бабочки, выполненное полностью вручную из кружева. На подиуме появились и «сестры-скорпионы» — жакет и бюстье с хвостом за спиной. В качестве аксессуаров — искусственные птичьи головы. Эти фантазии, объясняет Розберри, дань уважения природе и отсылка к увлечению Эльзы Скиапарелли животным миром.
Dior
Еще один дебют Недели высокой моды в Париже — кутюрная коллекция Джонатана Андерсона в качестве креативного директора Dior, который стал частью дома летом 2025 года. Ему теперь было оказано особо высокое доверие — на показе присутствовал его предшественник Джон Гальяно, а также 95-летняя швея Полетт Бонкур, которая десятилетия отдала ателье Dior. Последняя затмила прочих звездных гостей (Рианну, Тильду Суинтон, Дженнифер Лоуренс и других) и приковала все внимание к себе — Бонкур появилась в аккуратных черных туфлях и строгом сером пальто с сумкой через шею.
Dior тоже обратился к природе. Центральной темой весенне-летней коллекции стала эстетика цветущего сада. Это отсылка к увлечению Кристиана Диора садоводством. Пространство подиума превратилось в инсталляцию: потолок украшали подвесные цикламены, а зеркальные стены создавали ощущение бесконечного пространства, утопающего в зелени.
Джонатан Андерсон переосмыслил архивы 1947 года — вместо классических макси на подиуме преобладали мини, трикотаж, приталенные силуэты, драпировки и объемные клатчи. Вдохновение создатели нашли в работах кенийско-британской художницы Магдалены Одундо, чьи обожженные глиняные сосуды с их плавными формами нашли отражение в подиумных образах. Цветочные мотивы прозвучали в платьях-бутонах и вышивке, а смелая цветовая палитра отошла от пастельных клише, представив сочные оттенки.