В исследовании, опубликованном в журнале «Journal of Historical Geography», доктор Крис Маккарти и его коллеги впервые задокументировали Великую Монгольскую дорогу — важный, но малоизученный караванный маршрут с востока на запад через Внутреннюю Азию.
В исследовании использовались карты, называемые гайходзу, созданные Императорской армией Японии в период с 1873 по 1945 год, в сочетании с полевыми исследованиями на территории южной Монголии протяженностью 1200 км, чтобы определить их точность и задокументировать различные системы поддержки, доступные верблюжьим караванам и торговцам, которые жизненно важны для успешной навигации и выживания в этих суровых засушливых ландшафтах.
Коллекция Гайходзу
Карты Гайходзу были созданы японскими военными картографами в период с 1873 по 1945 год и охватывали территории от Кореи до Маньчжурии, через Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Монголию.
Эти уникальные карты создавались японскими специалистами между 1873 и 1945 годами и должны были быть уничтожены после окончания Второй мировой войны. Однако они чудом сохранились в закрытых университетских архивах. Команда американских, британских, японских и других учёных смогла изучить эти раритеты, используя цифровые коллекции Стэнфордского университета, и сопоставить их с результатами обширного полевого исследования.
Благодаря этому исследователям удалось восстановить точные детали легендарного торгового маршрута. Они обнаружили 50 важнейших пунктов, расположенных вдоль дороги каждые 24 километра — ровно столько проходил среднестатистический верблюжий караван за сутки, согласно наблюдениям известного американского ученого начала XX века Оуэна Латтимора.
Местные монгольские скотоводы подтвердили наличие древних стоянок путём описания характерных следов караванных путей, сохранившихся в степях Монголии.
«В Халхын-Улаан-Даваа местные жители указали на углубления в земле, которые они связывали с многовековым движением верблюжьих караванов. В ходе наших полевых исследований местные жители помогли подтвердить исторические названия мест, которые совпадали с теми, что были записаны на картах гайходзу столетней давности».
Например, следы животных и углубления в почве позволяют точно определить места расположения средневековых торговых станций.
Изучение показало, что Великая Монгольская дорога была важной составляющей древнего Чайного пути. Через неё перемещался китайский чай на Запад, а обратно шли продукты животноводства, шерсть и кожа. Исследователи подчеркнули, что этот маршрут служил альтернативой опасным пустынным дорогам Великого шелкового пути.
Торговля и коммерция и будущее карт
Хотя исследование было сосредоточено в основном на документировании инфраструктуры Великой Монгольской дороги, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что одним из основных товаров, которые когда-то перевозились по ней, мог быть чай.
«Наше исследование было сосредоточено на документировании инфраструктуры маршрута, а не торговых товаров, и нам не удалось найти каких-либо подробных документов о том, какие именно товары перемещались по этому коридору», — пояснил доктор Маккарти.
«Однако имеющиеся у нас данные свидетельствуют о том, что чай был основным товаром, перемещавшимся из Китая на запад, а степные продукты, такие как шерсть, шкуры и скот, вероятно, перемещались на восток в ответ, поскольку, как указывает памятник в Хадатын Ус, этот маршрут был частью исторического Чайного пути».
«Латтимор описывает, как тяжелые караваны преодолевают весь путь за 120 дней, а экспресс-караваны, перевозящие товары по завышенным ценам в гарантированные сроки, — за 90 дней. Надпись, которую мы нашли в пещере Хурдэнт, упоминает о стремлении торговцев к тройной прибыли, что указывает на экономические стимулы, побуждавшие караванщиков совершать такие трудные путешествия».
Хотя данное исследование было посвящено Монголии, Великая Монгольская дорога не заканчивалась на монгольской границе, и многие другие фрагменты гайходзу еще предстоит проанализировать, как утверждает доктор Маккарти.
«Маршрут продолжался до Кучэна в Джунгарии на севере Синьцзяна, где соединялся с путями, ведущими на юг в Кашгар, а затем в Центральную Азию, Персию и, в конечном итоге, в Европу».
«Латтимор дал этому участку название Великий Монгольский путь, но он был частью непрерывной сети. Это делало его важной северной альтернативой более часто обсуждаемым коридорам Шелкового пути, проходившим через пустыню Такла-Макан».
«Карты гайходзу показывают направление маршрута по мере его приближения к границе, и было бы интересно проследить его дальше вглубь Китая. Однако… процесс полевой проверки ограничен существующими геополитическими границами».
автор: Санди Остер — аспирантка в области археологии в Университете Витватерсранда, где ее исследования посвящены взаимоотношениям человека и животных на протяжении истории.
перевод: Татар С.Майдар