Найти в Дзене
Batrachospermum Magazine

Новозеландский шарктопус

В заливе Хаураки (Новая Зеландия) в декабре 2023 года была замечена трехметровая акула-мако с какой-то рыжеватой шляпкой на башкевиче. Присмотревшись с дрона, ученые разглядели восемь шевелящихся тентаклей... Это был октопус (осьминог). Вместе с акулой – «шарктопус» («акулосьминог»). И это одна из самых странных парочек, встреченных биологами в океане. Пассажир был идентифицирован как маорийский осьминог (Macroctopus maorum), крупнейший октопус Южного полушария: до 12 кг по весу и до двух метров на вытяжку, а размахом щупалец – все три. В данном случае он поджимал их под себя компактно, словно не хотел, чтобы его заметили и оштрафовали за безбилетный проезд. Акула, конечно, не могла увидеть «зайца», однако наверняка ощущала его присутствие боковой линией. Судя по всему, моллюск не доставлял ей беспокойства. «Акула выглядела вполне довольной, и осьминог выглядел вполне довольным», – уверяет Рошель Константин, морской биолог из Оклендского университета. Акулосьминог выглядел вполне довол

В заливе Хаураки (Новая Зеландия) в декабре 2023 года была замечена трехметровая акула-мако с какой-то рыжеватой шляпкой на башкевиче. Присмотревшись с дрона, ученые разглядели восемь шевелящихся тентаклей... Это был октопус (осьминог). Вместе с акулой – «шарктопус» («акулосьминог»). И это одна из самых странных парочек, встреченных биологами в океане.

Пассажир был идентифицирован как маорийский осьминог (Macroctopus maorum), крупнейший октопус Южного полушария: до 12 кг по весу и до двух метров на вытяжку, а размахом щупалец – все три. В данном случае он поджимал их под себя компактно, словно не хотел, чтобы его заметили и оштрафовали за безбилетный проезд. Акула, конечно, не могла увидеть «зайца», однако наверняка ощущала его присутствие боковой линией. Судя по всему, моллюск не доставлял ей беспокойства. «Акула выглядела вполне довольной, и осьминог выглядел вполне довольным», – уверяет Рошель Константин, морской биолог из Оклендского университета. Акулосьминог выглядел вполне довольным, одним словом.

Мако (Isurus oxyrinchus) – самые быстрые акулы в мире, могут развивать скорость до 74 км/ч в броске. Еще они выпрыгивают из воды на высоту до 6 метров – так они предположительно избавляются от прилипал. При желании рыбина могла бы выскочить или убыстриться – и тогда головоногий пассажир не удержался бы, слетел и даже мог бы стать обедом для плавсредства, ну или просто пошел бы ко дну, где ему и место. «Мы понятия не имеем, что было потом», – признается Рошель.

Самая большая загадка – как они в принципе встретились. Маорийские осьминоги – обитатели морского дна, где мако обычно не плавают. «Совершенно нелогично, что эти два животных оказались в одном и том же месте и в одно и то же время, – говорит Константин. – Мы понятия не имеем, как они нашли друг дружку». Морской биолог никогда не знает, что можно увидеть в океане в следующий миг: там каждую минуту случаются необычные вещи, добавляет она. Например, внезапно выясняется, что Константин – это женщина.

Текст: Виктор Ковылин. По материалам: New York Times и др.