В ожидании нового сезона сериала, который могу назвать одним из любимых, обсуждали тут один момент - создатели намекают на то, что в новом сезоне у Михаила Шибанова должно бы наладиться с личной жизнью. А это значит, что он будет с женщиной, которую выбрал - Еленой Литвиновой. Но тут же добавляют - с журналисткой Татьяной он тоже попытается наладить отношения. Причина - "испытывает вину перед ней". Очень странное решение. Татьяна - таран, женщина, которая влюблена или одержима Шибановым. Пытаться наладить что-то с ней - это сначала дать надежду, а потом разозлить и нажить врага. Неужели Шибанов этого не понимает? Или уже сомневается в выборе и мечется между двумя женщинами? А какая вообще ему нужна - одна из этих героинь или вообще совершенно другая? Порассуждаем?
Лена - искусство любви через могильную плиту
Если бы ФСБ проводило мастер-классы по построению отношений, кейс Лены Литвиновой разбирали бы в разделе "Диверсионные операции на личном фронте". Её метод прост и эффективен как удар дубиной по голове: чтобы расстаться с мужчиной, который вам "не безразличен", нужно инсценировать собственную смерть. Показать ему свежую могилу. И затем молча наблюдать со стороны, как он, убитый горем, весь сезон таскает к этому участку земли красные розы. Цинизм этой затеи достигает космических масштабов в тот момент, когда "воскресшая" Лена встречает Шибанова и первым делом упрекает его в том, что он "завёл себе другую". Это уровень манипуляции, до которого не всякий злодей сериалов додумывается: сначала ты заставляешь человека оплакивать тяжелую потерю, а потом выставляешь ему счёт за попытку жить дальше.
Объяснение её поступка - "в одной семье два опера не уживутся" - звучит как отмазка уровня "мы не можем встречаться, потому что у нас разные знаки зодиака". Профессиональная "прожжённая фээсбэшница", которая способна годами поддерживать легенду прикрытия, внезапно оказывается неспособна на один честный пятиминутный разговор. Её любовь - это не чувство, а спецоперация с непредсказуемыми последствиями, где главная жертва - психика партнёра. Шибанов же влюблён не в женщину, а в собственные страдания, которые она ему мастерски организовала.
Таня - любовь как спецоперация по захвату
Пока Лена мастерски хоронила отношения, Таня попыталась провести операцию по их молниеносному захвату. Если Лена - диверсант, то Таня - танк, который едет напролом, не замечая, что хочет не завоевать территорию, а сравнять её с землёй. Её стратегия описана в учебниках под рубрикой "Как отпугнуть человека за пять простых шагов":
- объявить о разводе с мужем, создав чувство долга (как тут откажешь);
- "практически завалить в койку", не дав "толком составить о себе мнение";
- едва завязались отношения - "раструбить всем друзьям Миши про брак и детей";
- начать "подыскивать ресторан для свадебного банкета";
- затребовать ключи от его квартиры и вещи свои туда перевезти.
Вся этот многоходовочка заняла, судя по всему, меньше времени, чем Шибанову требуется, чтобы выбрать себе новые джинсы.
Проблема Тани не в её чувствах, которые могли быть искренними, а в тотальном отсутствии такта и понимания контекста. Она напала ураганом на человека, который только что потерял любовь всей жизни. Шибанов ещё мысленно был на том самом кладбище, а она уже тащила его к алтарю, причём делала это с уверенностью и напором слонопотама. Её трагедия в том, что будучи журналисткой, "знатоком людей", она не смогла разглядеть простую вещь: Миша не успел в неё влюбиться. Он был дезориентирован, подавлен, а она приняла это состояние за готовность к серьёзным отношениям. Вместо того чтобы дать ему прийти в себя и сделать хоть шаг навстречу, Таня взяла на себя всю инициативу, превратив роман в односторонний проект по усыновлению взрослого мужчины. Результат закономерен: Мишу эти отношения стали напрягать. Не любовь, не скука, а именно напрягать. Его оттолкнул не её характер, а её абсолютная, удушающая уверенность в том, что они уже - семья. Таня боролась с призраком Лены, не понимая, что главный её враг - её же собственная, ничем не сдерживаемая решительность.
Вердикт психоаналитика: нужна не женщина, а функционал
Пока зрители четвёртого сезона "Первого отдела" ломали копья в священной войне "Лена vs Таня", на поле боя высадился десант экспертов. Психоаналитик, изучив характер Михаила Шибанова, вынесла вердикт: обе негодны. Ни сильная Лена, ни настойчивая Таня ему не подходят. Ему, оказывается, требуется "женщина-мать, которая всё прощает... лечит, опохмеляет, кормит, восстанавливает". То есть, по мнению науки, главная любовная интрига сериала была изначально построена на неверных посылках. Шибанов не выбирал между двумя женщинами - он просто ещё не встретил ту, что согласится на роль сиделки при малосимпатичном взрослом ребёнке. Альтернативный вариант - "женщина-жертва", которой нравятся такие мужчины.
Этот вердикт снимает все романтические покровы с любовной линии. Выбор Шибанова сводится не к чувствам, а к поиску наиболее удобного функционала. Сильная Лена, которая сама решает, жить ей или "умереть", под этот запрос не подходит. Таня, с её напором, тоже не годится, но у неё, по мнению эксперта, был шанс - если бы она перестала быть столь навязчивой и сменила напор на тихую и молчаливую заботу. То есть, если бы переквалифицировалась из танка в сиделку. Анализ психолога не оставляет места для драмы выбора. Вопрос "Кто лучше для Шибанова?" превращается в вопрос "Кто согласится на роль бессловесной служанки при инфантиле в быту?". И ответ, судя по всему, - ни одна из показанных. Им нужен человек, а ему - набор услуг.
Если честно, мне не нравится ни одна, ни другая. Литвинова в чем-то права - два оперативника в семье - многовато. Но попробовать было бы можно. А теперь между ними будет стоять вот это - она заставила его пройти через личный ад. С виду сильный мужчина, вроде бы, был доведен до такой степени отчаяния, что готов был решиться на добровольный уход из жизни. Разве такое можно простить? Это все равно всплывет в дальнейших отношениях. У меня бы точно всплыло. Но, может быть, Шибанов другой человек и готов простить "воскресшей" решительно все. Таня... жутко бесит этот танк в обличии симпатичной и, вроде бы, неглупой женщины.
Но и вывод психолога тоже сомнительный для меня. Мне кажется Шибанову нужна третья - симбиоз Ракитиной и Злобиной. С чистого листа, так сказать. Вы как считаете?
Спасибо, что нашли время и прочитали статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.