27 января 1944 г. по радио был зачитан приказ Военного совета Ленинградского фронта о полном освобождении Ленинграда от блокады:
«Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом. Сегодня, 27 января, в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий».
Сегодня команда проекта Подвиг 1945 хочет поделиться с вами фактами освобождения Ленинграда от вражеской блокады и историей Тани Савичевой и ее блокадного дневника.
Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась 872 дня и вошла в историю как одна из самых кровопролитных. За этот период на город было сброшено 107 тысяч авиабомб и выпущено 150 тысяч артиллерийских снарядов. По данным, озвученным на Нюрнбергском процессе, число погибших составило 632 тысячи человек, хотя по другим источникам эта цифра достигает 1 миллиона. Ужасающие 97% жителей Ленинграда погибли от голода, а лишь 3% стали жертвами бомбардировок.
Память о блокаде увековечена в памятниках и мемориалах, таких как музей обороны и блокады Ленинграда и мемориал «Разорванное кольцо». Одним из самых известных является мемориал Тани Савичевой, который включает памятник «Цветок жизни», аллею дружбы и траурный Курган «Дневник Тани Савичевой», который состоит из восьми гранитных стел, оформленных в виде страниц дневника с записями.
В Рукописно-документальном фонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится блокадный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Его смысловое содержание – это всего 9 строк, лаконично и пронзительно передающие все ужасы блокадных лет, катастрофу периода Великой Отечественной войны в целом.
Татьяне Николаевне Савичевой (1930-1944) было всего 10,5 лет на момент начала Великой Отечественной войны. Она родилась 23 января 1930 года и была самой младшей в семье.
Однажды Таня нашла под кроватью своей сестры Нины старую записную книжку, часть которой предназначалась для записи телефонных номеров. Эта забытая и потёртая тетрадь стала «дневником Тани Савичевой». Первая запись была такой: «Женя умерла 28 дек в 12 30 час утра 1941 г». Женя была старшей из детей, родилась в 1909 г., жила в доме №20 на Моховой улице вместе с бывшим мужем, в то время как остальные члены семьи проживали в доме №13/6 на второй линии Васильевского острова. Женя регулярно сдавала кровь для раненых солдат, но однажды, истощенный от голода и донорства, ее организм не выдержал. На работу она так и не пришла.
Вторая запись появилась всего через месяц на странице с буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв в 3 ч. дня 1942 г». Евдокия Григорьевна была бабушкой Тани, она умерла от дистрофии. В свидетельстве о смерти Савичевы поставили дату 1 февраля, чтобы пользоваться бабушкиной продуктовой карточкой еще какое-то время.
28 февраля не вернулась домой сестра Нина: ее, вместе с предприятием, экстренно эвакуировали, при этом она даже не смогла отправить сообщение семье, потому Савичевы считали, что она погибла под обстрелом.
Другая запись на странице с буквой «Л»: «Лека умер 17 марта в 5 часутр 1942г». Старший брат Леонид, или, как его называли в семье, Лека, скончался от истощения. Из-за близорукости его не призвали на фронт, и он работал на Адмиралтейском заводе, ночуя там, чтобы отработать две смены подряд. Лека продолжал ходить на работу до последнего дня, несмотря на полное истощение и слабость.
«Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г». Из этой записи уже видно, как истощенная от голода Таня путается в предлогах и падежах. Дядя Вася – один из братьев ее отца Николая. Он прошел Первую мировую войну и в 1941 году пытался записаться в ополчение, однако его не взяли из-за возраста. Зимой 1941-1942 гг. дядя Вася растапливал печь книгами из своей домашней библиотеки, чтобы семья хоть как-то могла греться.
Через месяц голод унесет у Тани еще одного дядю: «Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г». Алексей Савичев был старше своих братьев, ему на момент начала войны исполнился 71 год. Однако возраст не стал для него преградой, и он стремился попасть в бой, но как добровольца его не приняли. Алексей выполнял ту же работу, что и остальные: строил баррикады, рыл траншеи и дежурил на крышах. Он скончался от последней стадии дистрофии. В записи о смерти дяди Леши Таня пропустила слово «умер». Возможно, она была настолько истощена, либо это слово причиняло ей слишком много боли – причины остаются лишь предположениями.
Последняя запись о смерти близкого человека появится на странице с буквой «М»: «Мама в 13 мая в 7 30 час утра 1942 г». Здесь также отсутствует глагол «умерла», Таня вновь путается в падежах и предлогах. Обессиленная девочка сухо фиксирует факт гибели своего последнего родного человека. В последние месяцы жизни Мария Игнатьевна страдала от цинги. Таня сама бегала на рынок за луком для мамы, не в силах поверить, что ее мама может уйти из жизни, что любимая мамочка покинет этот мир. Мария Игнатьевна знала и чувствовала, что ей осталось недолго, и после своей смерти наказала Тане идти к тете Дусе, бабушкиной племяннице. Похоронить маму Таня не смогла – соседи отвезли ее тело на склад трупов.
Таня сделала свои последние записи в дневнике, подводя страшный итог: «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Далее начинается самое трудное время для маленькой девочки, которая потеряла всю свою семью и осталась совершенно одна, изнеможденная голодом и холодом, охваченная постоянным страхом и утраченной надеждой. Сначала Таня жила у соседей, но, понимая, что в семье она становится лишней, как когда-то сказала ей мама, она решила уйти к тете Дусе. С собой она забрала мамину шкатулку с украшениями и свидетельства о смерти всех членов своей семьи с фотографиями. Евдокия Петровна оформила опеку над Таней. Уходя на работу, она всегда закрывала дверь и оставляла девочку на улице. Таня бродила по городу, где за каждым углом поджидала смерть.
В августе Таню вместе с еще 124 детьми эвакуировали в поселок Красный Бор, расположенный неподалеку от Шатков в Горьковской области. Поезд несколько раз подвергался обстрелам и добирался до места назначения несколько дней. Дети были так истощены, что люди, заглядывающие в вагоны, испытывали ужас и старались предложить им еду, но это было строго запрещено – даже небольшой кусочек хлеба мог нанести непоправимый вред обессиленным и больным детям.
Таня оказалась единственным ребенком из этого детского дома, которого не удалось спасти. В детстве у нее был туберкулез позвоночника, и болезнь снова дала о себе знать. Из-за этого инфекционного заболевания Таню изолировали, лишив общения со сверстниками. Единственным ее другом стала медсестра Нина Михайловна Середкина. Благодаря усилиям Нины девочка смогла научиться передвигаться на костылях, а затем и вовсе обходилась без них, опираясь на стены. Однако этот прогресс в ее выздоровлении оказался обманчивым – здоровье Тани Савичевой давно перешло точку невозврата.
Весной 1944 г. Таню отправили в дом инвалидов, где она начала медленно угасать. Спустя два месяца, 24 мая 1944 года, её перевезли в Шатковскую районную больницу. В последние дни Таня мучилась от сильных головных болей и потеряла зрение. Туберкулез, цинга, ужасная дистрофия, слепота и шок от пережитого привели к её смерти 1 июля 1944 года, когда ей было всего 14 с половиной лет. Медсестра Анна Журкина, которая ухаживала за Таней до последнего момента, вспоминала её как девочку с большими открытыми глазами и худеньким личиком. Она дежурила рядом с ней круглосуточно, но болезнь забрала Таню. Её похоронили в Шатках благодаря усилиям больничного конюха, а за могилой присматривала медсестра Анна Журкина.
Летом 1944 г. сестре Нине удалось вернуться в Ленинград. У Евдокии Петровны она нашла шкатулку с мамиными украшениями, в которой был дневник, вскоре ставший известным на весь мир. Долгое время выжившие Михаил и Нина не знали о судьбе Тани; они пытались разузнать о ней, но все их усилия были тщетны. Спустя много лет им удалось найти Анну Журкину из районной больницы, которая показала им могилу их младшей сестры
В мае 1972 г. на могиле Тани был открыт памятник, построенный школьниками Шатковского района на заработанные ими деньги. А в 1981 г. был открыт новый памятник, который включил в себя две плиты из серого и коричневого гранита и бюст Тани Савичевой.
Сейчас дневник Тани является символом Великой Отечественной войны, символом блокады Ленинграда. Он олицетворяет судьбы всех семей, которые оказались в блокадном городе, и судьбы всех «маленьких людей», которым просто не дали шанса стать взрослыми. Они навсегда остались детьми войны, детьми блокады.
Неоднократно предпринимались попытки прорвать блокаду, но все они заканчивались неудачей. Лишь в январе 1943 г., после четырех неудачных попыток, блокада Ленинграда была частично прорвана в результате операции «Искра».
Пробив коридор вдоль Ладоги всего за 17 дней, Красная Армия проложила железную дорогу в осажденный город вдоль берегов Ладожского озера. Этот новый путь, ставший известным как «Дорога победы», смог обеспечить доставку гуманитарной помощи и военного снабжения в засекреченный город.
В январе 1944 г. советские войска приступили к Ленинградско-Новгородской наступательной операции и с огромными потерями отбросили противника от города на Неве на расстояние 60-100 км.
27 января 1944 г. состоялся салют в ознаменование освобождения города от блокады. Это единственный за всю войну случай, когда салют гремел не в Москве, и приказ отдал не Сталин, а командующий Ленинградским фронтом генерал Л.А. Говоров.
Подвиг защитников Ленинграда был высоко оценен: более 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта получили ордена и медали, среди которых 226 человек удостоились звания Героя Советского Союза. Около 1,5 миллионов человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». За мужество, стойкость и выдающийся героизм в трудные дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина – высшей государственной наградой СССР.
Этот героический подвиг позволил Ленинграду выжить и стать символом борьбы с фашизмом. В памяти потомков навсегда останется величие подвига советского народа и героизм защитников города, продемонстрировавших невероятные образцы стойкости, верности и силы духа.