Найти в Дзене
Вся ТВЕРЬ

Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене

Слово «академический» в названии Тверского театра драмы подразумевает, что в его репертуаре должны постоянно появляться новые спектакли по русской и зарубежной классике. Что, собственно, и происходит – нет необходимости в очередной раз перечислять все театральные премьеры последнего года, поставленные «по классике», от «Мастера и Маргариты» до «Преступления и наказания». Но 200-летний юбилей писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, который мы отметили 27 января, тверские театралы встречали с особым чувством. И не только потому, что Михаил Евграфович нам не чужой. Он родился в Калязинском уезде, а еще два прослужил тверским вице-губернатором в Твери по дворянскому присутствию, и многие сюжеты, почерпнутые им во время тверской службы, перекочевали в его произведения. Все понимали, что юбилей классика Тверской театр драмы не оставит без внимания, но что именно выберет из богатого литературного наследия Салтыкова-Щедрина? Салтыков-Щедрин на российской сцене представлен не сказать чтобы богато.

Слово «академический» в названии Тверского театра драмы подразумевает, что в его репертуаре должны постоянно появляться новые спектакли по русской и зарубежной классике. Что, собственно, и происходит – нет необходимости в очередной раз перечислять все театральные премьеры последнего года, поставленные «по классике», от «Мастера и Маргариты» до «Преступления и наказания». Но 200-летний юбилей писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, который мы отметили 27 января, тверские театралы встречали с особым чувством. И не только потому, что Михаил Евграфович нам не чужой. Он родился в Калязинском уезде, а еще два прослужил тверским вице-губернатором в Твери по дворянскому присутствию, и многие сюжеты, почерпнутые им во время тверской службы, перекочевали в его произведения. Все понимали, что юбилей классика Тверской театр драмы не оставит без внимания, но что именно выберет из богатого литературного наследия Салтыкова-Щедрина?

Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене
Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене

Салтыков-Щедрин на российской сцене представлен не сказать чтобы богато. Сам писатель пьес не писал и театр, как известно, не любил. Чаще всего ставят спектакли по роману «Господа Головлевы». Есть постановки на основе «Истории одного города», время от времени появляются сценические версии сказок Салтыкова-Щедрина из школьной программы – «Как один мужик двух генералов прокормил» или «Премудрый пескарь». В 1975 году Сергей Михалков написал пьесу «Балалайкин и Ко», по мотивам романа «Современная идиллия», где от оригинального текста осталось так немного, что впору было бы поименовать автора как «Михалков-Щедрин». «Современную идиллию» еще несколько раз пытались перенести на театральную сцену, но неудачно.

И вот 28 января на малой сцене Тверского театра драмы вышел спектакль «Современная идиллия» в постановке Тараса Кузьмина и Геннадия Бабинова – работа довольно экспериментальная, к тому же жанр ее назван «просветительским перфомансом». О том, что это значит – чуть ниже, а пока несколько слов о самом романе «Современная идиллия».

«Современную идиллию» сам Салтыков-Щедрин задумывал для того, чтобы «привести цензуру в изумление», и считал его самым важным в своем творчестве – писал, что если в истории останется о нем хотя бы строчка, пусть она будет не про него, писателя, а про «Современную идиллию». В то же время сегодня «Современная идиллия» массовому читателю почти неизвестна, мало кто ее читал. Хотя это самый полифоничный роман Салтыкова-Щедрина, целое созвездие жанров – сказка, фельетон, сатира, драма, путевая проза, травелог...  «Современную идиллию» и сегодня непросто читать – слишком пестрит множеством персонажей, историй, вставных новелл, слишком бурно ведут себя персонажи. Действие романа начинается в частной квартире, переносится в полицейский участок, адвокатскую контору, купеческий дом, постепенно захватывает всё более широкий круг лиц и явлений. Для нас же важно, что «Современная идиллия» – самый «тверской» Салтыкова-Щедрина, ведь герои его путешествуют по Волге, посещая Кашин, Бежецк, Кимры, Корчеву и прочие города, оставляя в путевом журнале замечания, которые вряд ли понравились жителям Тверской губернии – что у нас «кружев не плетут, ковров не ткут… только слезы льют да зубами щелкают».

Современная идиллия
Современная идиллия

Вот насколько сложная задача стояла перед постановщиками спектакля Тарасом Кузьминым и Геннадием Бабиновым. Из всей «Современной идиллии» они выбрали линию с двумя героями – безымянным рассказчиком (Г. Бабинов) и его другом Глумовым (Т. Кузьмин), заурядными питерскими обывателями, построившими свое существование на моральном принципе, что, мол, «времена сейчас тяжелые, надо бы погодить». Погодить в данном случае означает отказаться от творчества, переустройства жизни, общественной деятельности, предпочтя им мелкие удовольствия жизни – пить кофий по утрам, есть вкусные щи и сало в ресторане, фланировать по улицам, ведя при этом поразительные по бессодержательности беседы. Глумов и Рассказчик настолько оторваны от реальной жизни, настолько погружены в свое вегетативное существование, что все время действия остаются на сцене в пижамах, это смешно. А в конце появляются с наетыми боками и животами, два карикатурных толстяка. И все время озабоченно говорят друг другу – надо бы погодить, не то сейчас время…

Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене
Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене

А вот потом зрителя ждет настоящий переворот! Когда мы уже устали наблюдать за этим травоядным досугом двух никчемных героев, Тарас Кузьмин напомнил, что жанр спектакля заявлен как «просветительский перформанс». Только что зрители увидели собственно перформанс, театральную часть постановки. А для проведения «просветительской части» пригласил на сцену профессора Тверского университета, доктора филологических наук Евгению Строганову. Евгения Нахимовна много лет посвятила изучению творчества Салтыкова-Щедрина, именно она подала идею авторам спектакля взяться за «Современную идиллию» и прочитала собравшимся небольшую и очень познавательную лекцию о том, почему Салтыков-Щедрин именно это произведение считал самым главным в своей литературной биографии.

Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене
Не надо погодить: Салтыков-Щедрин на тверской сцене

Это оказалось настолько неожиданным ходом, что зрители были поражены! Само общение с Евгенией Нахимовной, ставшей полноценным участником спектакля, создавало настолько яркий контраст с похождениями двух друзей, которым всю жизнь пришлось «погодить», что профессора Строганову буквально закидали вопросами. Впервые в спектакле на тверской сцене встречаю такой оригинальный и остроумный прием – когда после истории довольно скучных (не в укор актерам, они отработали отлично) персонажам появляется героиня, способная страстно и убедительно говорить о скрытых смыслах и мотивах «Современной идиллии». Думается, и сам Салтыков-Щедрин оценил бы такой ход, ему бы понравилось. Не говоря уже о том, что зрители после спектакля, скорее всего, отправились искать в электронных библиотеках «Современную идиллию» – интересно же прочесть. И если это и была тайная творческая миссия Тараса Кузьмина и Геннадия Бабинова, она совершенно точно удалась. Так что читайте классиков, тут не надо погодить. И оцените замечательную постановку по Салтыкову-Щедрину, наполненную искренней и живой любовью к русской литературе.

Владислав Толстов
Фото: Олег Метлин

Теги: Новости Твери, Тверской академический театр драмы, Премьера, Салтыков-Щедрин, Евгения Строганова, Тарас Кузьмин, Геннадий Бабинов, Тверь69,