Все мы с возрастом начинаем понимать, что, когда жизнь хочет нас куда-то направить и развить, она крайне редко преподносит нам лучшие варианты вкусно приготовленными и красиво сервированными. Обычно происходит наоборот – мы взрослеем и растём как личности лишь через испытания, лишения и неизбежные кризисы.
Но бывает и так, что на нашу долю выпадает такой травматичный опыт, который становится для нас точкой пересборки.
Или не становится, если мы сопротивляемся.
Помните историю знаменитого испанского тенора Хулио Иглесиаса? Если нет, напомню. В молодости Иглесиас не планировал профессионально заниматься музыкой, а был футбольным вратарём и выступал за мадридский «Реал». Но его спортивная карьера прервалась в возрасте 20 лет, когда он попал в автокатастрофу и пролежал в больнице два года. Молодой человек был парализован, свободно работали только руки, и он от скуки начал учиться играть на гитаре. А затем – и сочинять музыку. Завершив лечение, он поступил в оперную школу в Мадриде и закончил ее по классу «опера». Сейчас весь мир знает, кто такой Хулио Иглесиас, но были бы у него такие успехи и слава, если бы он остался голкипером «Реала»?
И второй вопрос: эта авария - случайность? Не думаю.
Я больше склоняюсь к мысли, что это Бог/Жизнь/Высший разум послали ему такие испытания, чтобы вынудить скорректировать профессиональный путь, который изначально был выбран неверно.
Помните слова К.Г. Юнга?
«Психологическое правило гласит, что если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события, подобные судьбе».
Да, Иглесиас был молод, особых высот в карьере пока не достиг, и терять ему, по сути, было нечего. Кроме разве что своего оптимизма.
И совсем другое дело, когда обнуляться и начинать сначала ситуация вынуждает людей со сложившимися мировоззрением, карьерой и образом жизни. Не все к этому готовы.
То, как мы реагируем на жизненные испытания, зависит от того, на каком уровне развития мы находимся и стремимся ли расти дальше.
Основных уровня три
Первый – отказаться принимать вызов и отвечать на него. Выбрать остаться слабым. И тут могут быть варианты:
- Откатиться к базовым настройкам и стать ребёнком в теле взрослого человека, пытаясь поручить заботу о себе окружающим.
- С вопросом «почему именно я?» озлобиться на весь мир и начать плеваться ядом во всех вокруг, замуровав себя в этой ненависти.
- Утонуть в переживаниях и депрессии. Сбегать от неприглядной реальности в алкоголь, наркотики, компьютерные игры и т.д. И многие годы потом жить прошлым, потому что в настоящем ничего хорошего нет…
Второй - на внешнем плане как-то пытаться выкарабкиваться, восстанавливать те сферы, которые пострадали, но глобально ничего в себе и жизни не менять. Обычно это помогает лишь на время, но потом Жизнь повторит свой урок, правда, уже повысив сложность. И тогда придётся выбирать – либо деградировать по первому сценарию, либо эволюционировать.
Так часто бывает со сбитыми лётчиками - руководителями, чьи успешно складывающиеся карьеры вдруг входят в пике. Они или годами не могут найти работу, или выходят на новое место и быстро теряют его, причём, как правило, по независящим от них причинам. Жизнь настойчиво намекает, что не надо им дальше находиться в корпоративной системе, а надо заниматься тем, что просит душа – творчеством, ремёслами, своим ресторанным бизнесом, консалтингом и т.д., но человек упорно не желает слышать эти сигналы и продолжает рассылать резюме на те же вакансии, что и всегда. И однажды таки упирается лбом в стену и встаёт перед выбором – либо поставить крест на себе и карьере, либо начать с нуля.
Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, и когда заканчивается один парашют – выходное пособие, нужно поискать другой – дело, которое поможет обрести новые смыслы.
Третий – быть в позиции Ученика по отношению к Жизни, мыслить в парадигме не «за что?», а «для чего?» мне даются эти испытания. И иметь смелость перестраивать своё бытие сообразно этому.
Примеры:
- В результате потери близкого у человека вдруг появилась потребность выплеснуть свою боль через акт творчества, хотя всю жизнь он был очень далёк от сферы искусства. Сначала писательство или рисование было для него просто способом само-психотерапии, потом он вошёл во вкус, и постепенно это стало одним из способов его профессиональной реализации. Много лет спящие творческие способности нередко просыпаются именно в кризисные моменты жизни.
- Топ-менеджера компании подставили, в результате чего со скандалом уволили, и он чудом избежал тюрьмы. Карьера была безнадёжно испорчена, путь в найм закрыт. Пройдя все стадии – отрицание, гнев, торги, депрессия, принятие, он вспомнил, что всегда любил строить дома – его собственная дача была возведена его руками. Стал предлагать свои услуги знакомым, они были в восторге от его проектов, заработало сарафанное радио, и со временем у нашего героя появилась своя строительная компания. Сейчас он занимается любимым делом и благодарит Небеса за то, что тогда его выдавили из найма.
Но есть ещё и четвёртый уровень. Это высший пилотаж - не только ответить на вызов, пройти все испытания, осмыслить пережитое и начать отстраивать жизнь заново, но и интегрировать полученный опыт в профессию, чтобы помогать другим.
Знаю специалистов, которые были офисными работниками, но после постановки им страшных диагнозов, вынудивших их полностью перестроить образ жизни и сознания, стали врачами, целителями или нутрициологами. Сейчас делятся своими знаниями, видят свою полезность людям и счастливы от этого.
Я тоже когда-то очень болезненно переживала кризис среднего возраста, в центре которого красной огненной точкой пульсировала неудовлетворённость работой. Мне всегда была интересна HR-сфера, и я сознательно в неё пришла уже во взрослом возрасте, но довольно быстро поняла, что сами современные HR-технологии, принятые в нашем бизнесе, мне не созвучны, я всегда «играю» на стороне сотрудника, а не компании, что для руководителя службы персонала не есть хорошо. А тут ещё многолетняя тяга к психологии и клиентскому сервису, которые совсем не монтировались с моей должностью. Как это всё связать воедино?! Консультантов по карьере тогда ещё не было, психологи мне помочь не смогли, поэтому несколько лет я буквально промаялась в поисках той самой деятельности, в которой я буду видеть смысл и смогу реализовать свои знания, способности и умения. Да, я работала, вела какие-то проекты, но всё это было не то! Я натурально страдала от собственной нереализованности. Как я потом уже поняла, это путь от начала до конца мне нужно было пройти самой, без проводников, чтобы затем помогать идти по нему другим. Теперь, когда я осознала, в чём состоит дело моей жизни, помощь людям в поиске призвания стала моей самой любимой профессиональной задачей из всех, ибо я слишком хорошо знаю, что такое – тотальное разочарование в профессии.
Известный психотерапевт и онкопсихолог Дмитрий Лицов в своей «прошлой жизни» занимался бизнесом. Когда его сыну было 10 лет, ребёнок трагически погиб. Со слов Дмитрия, он несколько лет переживал это горе и, справившись с потрясением, сумел не только найти в случившемся смысл, но и сделать это своей профессией. Он оставил бизнес, получил образование в области психотерапии, основал психологический центр Vitality и теперь помогает больным онкологией детям и их родителям. И правда, кто, как не он, лучше поймёт их переживания и окажет профессиональную поддержку?
Может возникнуть опасение, что в такой ситуации – потеряв собственного ребёнка и постоянно сталкиваясь со смертью других, психологическая травма человека будет воспроизводиться снова и снова и ранить его. Но в том-то и фокус, что, найдя тот смысл, что выше тебя самого, ты переходишь на иные уровни сознания. Об этом в своё время подробно писал Виктор Франкл – австрийский психотерапевт, который сам пережил ужасы фашистского концлагеря в годы Второй мировой войны и помогал это делать своим собратьям по несчастью. Оказывая поддержку другим в схожей ситуации, человек тем самым исцеляет и свою боль – прошлую или настоящую.
И таких примеров много. Их суровый урок ещё и в том, что иногда, только посмотрев в лицо смерти, люди задумываются о конечности жизни и собственной полезности для мира.
Напомню, что центральное место в формуле призвания занимает миссия человека - тот самый смысл, который он вкладывает в свою деятельность, стремясь приносить пользу людям и обществу ("должен"). А уже потом идут остальные составляющие - его страсть и интерес к чему-то ("хочу"), способности, таланты и навыки ("могу"), а также умение создавать ценность для других, чтобы продукты его труда были востребованы ("нужно другим").
Анализируя ситуации знакомых, клиентов и известных людей, я снова и снова убеждаюсь, что наша персональная миссия - всегда производное от лично пережитого, и чаще - именно драматических событий. Оно и понятно – не прочувствовав боль глубоко изнутри, нас не зацепит это по-настоящему.
Но чтобы случившееся не разрушило, а наоборот, стало катализатором процессов трансформации, его нужно правильно прожить.
Как пережить травматичную жизненную ситуацию и выйти из неё в новом качестве
- Этап первый. Прожить потрясение и отреагировать его на уровне эмоций - как говорят психологи, «погоревать». Если просто загнать подальше в себя все переживания, может показаться, что они стали не такими болезненными, и проблема, вроде бы, решена. Но они никуда не уйдут и будут подтачивать вас изнутри, поэтому лучше дать им свободу. В самых тяжёлых случаях этот этап занимает от нескольких месяцев до года и требует помощи специалистов.
- Этап второй. Принять тот факт, что жизнь уже не будет прежней – в чем-то лучше, в чем-то хуже, но она точно будет другой. Убеждать себя, что все осталось таким же, как и раньше, - это значит терять связь с реальностью, погружаясь в мир иллюзий, а в нём адекватных изменившейся ситуации решений не найти.
- Этап третий. Начать искать в себе ресурсы и учиться жить в новой реальности. Ресурс - это то, ради чего всё это стоит продолжать. Им может стать забота о детях или престарелых родителях, общественная деятельность по волнующей вас проблеме, участие в благотворительных проектах, хобби, творчество, получение образования, а также работа - привычная или новая. Важно найти то, что будет поддерживать вас на плаву, давать энергию и позволять чувствовать себя нужным и полезным. Деятельное участие в ком-то/чём-то плохо совместимо с захлёстывающими эмоциями и переживаниями. Мы так устроены, что либо что-то делаем, либо эмоционируем. И ещё очень важно, чтобы этот этап не опережал первые два, иначе погружение в круговерть дел будет временной анестезией, но никак не выходом из ситуации.
- И, наконец, этап четвертый, - для тех, кто решился идти до конца. Найти в произошедшем смысл - тот, что выше вашего страдания, сформулировать свою личную миссию и, опираясь на неё, а также достроив пазл деталями «хочу/могу/нужно другим», интегрировать травматичный опыт в свою профессиональную деятельность. На этом этапе для многих будет важно суметь переключить свой внутренний тумблер с позиции пострадавшего и естественного для него вопроса «за что?» на положение рулевого своей судьбы и вопроса «зачем?» или «для чего?».
И тогда всё встанет на свои места.
Желаю вам, чтобы осознанности в вашей жизни и профессиональной деятельности было больше, а травматичных ситуаций – меньше!
Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, профориентолог
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм