Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Кононовых – Смирнова. Московское имение владельца Ликинской мануфактуры

Недавно я показывал дома, которые, на мой взгляд, можно было бы назвать одними из самых красивых на улицах Станиславского и Николоямской. И вот наш импровизированный конкурс красоты среди особняков и усадеб дошел до Большой Алексеевской улицы, которая по непостижимой причине сегодня называется улицей Солженицына. Конечно, выбрать какой-то один дом и сказать, что он здесь самый-пресамый красивый, невозможно. А на Солженицына (ничего не поделаешь, приходится её так называть) подлинных шедевров архитектуры и вовсе огромное количество. И вот один из них стоит почти в самом начале улицы, за невысокой оградой, на пилонах ворот которой красуются замечательнейшие вазоны. На информационной табличке сказано, что это «Городская усадьба конца XVIII - XIX веков», и никаких подробностей о том, чья это была усадьба, как в ней жилось, кто ее архитектор? (5 фото) А она, к слову сказать, косвенно связана с моим вчерашним архитектурным героем, усадьбой Ивана Алексеевича Колесова. А если быть точным, то…
Оглавление

Недавно я показывал дома, которые, на мой взгляд, можно было бы назвать одними из самых красивых на улицах Станиславского и Николоямской. И вот наш импровизированный конкурс красоты среди особняков и усадеб дошел до Большой Алексеевской улицы, которая по непостижимой причине сегодня называется улицей Солженицына.

Конечно, выбрать какой-то один дом и сказать, что он здесь самый-пресамый красивый, невозможно. А на Солженицына (ничего не поделаешь, приходится её так называть) подлинных шедевров архитектуры и вовсе огромное количество.

И вот один из них стоит почти в самом начале улицы, за невысокой оградой, на пилонах ворот которой красуются замечательнейшие вазоны.

На информационной табличке сказано, что это «Городская усадьба конца XVIII - XIX веков», и никаких подробностей о том, чья это была усадьба, как в ней жилось, кто ее архитектор?

(5 фото)

А она, к слову сказать, косвенно связана с моим вчерашним архитектурным героем, усадьбой Ивана Алексеевича Колесова. А если быть точным, то…

…В 1790-1800-е годы ею владели купчихи Анна и Пелагея Кононовы

Неизвестно, были они сестрами, матерью с дочерью или имели какое-то другое родство. Но, вполне вероятно, что они были предками потомственного почетного гражданина Ивана Алексеевича Кононова, который в 1853 году приобрел усадьбу по соседству.

Написать об этом доме я планировал еще в октябре прошлого года, когда в очередной раз гулял по Алексеевской слободе. Но увлекся окрестностями Дровяных переулков и Земляного Вала и отложил до времени. Зато сейчас, глядя на осенние фотографии, можно рассмотреть детали, которых не увидишь зимой.

(3 фото)

К примеру, чудесные скульптуры, что расположились во дворе. Рассказывают, что лет десять-двадцать назад их было больше, но позднее их перераспределили по другим адресам.

-4

К сожалению, действительно нет никаких подробностей о том, кто был автором этого архитектурного шедевра и когда он получил сегодняшний свой эклектический облик. Известно лишь то, что ограда с пилонами ворот появилась здесь в 1874 году, и создал ее…

…Архитектор Иван Петрович Миронов

Кстати, интересно то, что даже о нем самом рассказать почти нечего. Выпускник Московского дворцового архитектурного училища, которое окончил в звании архитекторского помощника. Служил во Владимирской удельной конторе, в 1870-х перебрался в Москву. Здесь работал на реконструкции здания Мариинского училища для благородных девиц на Софийской набережной и Петропавловского храма у Яузских ворот.

По его проекту строился дом для купца Рахманова на 2-й Тверской-Ямской улице, но окончилось дело плачевно, в 1888 году рухнула стена построенного им здания.

Но здесь, в Алексеевской слободе, его работа прекрасна. Идеально дополняет и подчеркивает красоту усадебного дома, а вазоны на пилонах – отдельное произведение искусства.

(5 фото)

После Кононовых имение перешло в руки купцов Симоновых, а последним его обитателем с 1880-х стал благотворитель, промышленник и купец …

…Владелец Ликинской мануфактуры Алексей Васильевич Смирнов

Его отец, старообрядец-беспоповец Василий Сергеевич Смирнов начинал мастеровым на Никольской мануфактуре Саввы Васильевича Морозова, но позднее открыл собственную ткацко-прядильную фабрику в нынешнем городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского округа. Сын расширил производство, и теперь под его руководством были бумагопрядильная, ткацкая и красильно-отделочная фабрики. А годовой оборот в начале двадцатого века уже составлял 5 миллионов рублей.

(9 фото)

После его смерти в 1915 году семейное дело перешло к его сыну Сергею Алексеевичу. Но тот, как оказалось, совсем не обладал деловыми качествами своего отца и уже через два года решил закрыть производство. Впрочем, даже это он сделать не смог. Вернее, не успел.

Его наследство стало первым объектом, национализированным по декрету Совнаркома от 17 (30) ноября 1917 года, подписанному лично Лениным:

«Фабрику товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова при поселке Ликино Владимирской губернии, со всеми находящимися при ней материалами, сырьем и прочим объявить собственностью Российской Республики»

Впрочем, это уже совсем другая история.

-7
Городская усадьба конца XVIII–XIX веков

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-8

Напоминаю также о канале Тайного фотографа Москвы в мессенджере MAX.

https://max.ru/secret_photograph