Со временем в названиях деревень появляются созвучия, которые привносят новые смысловые нотки, порой они кардинально меняют смысл и переводят значение топонима совершенно в иную плоскость. Ещё один пример трансформации топонимов – добавление к основе суффикса -ищ. В современном языке эта частица обычно выполняет увеличительную функцию:
нос -> носище; дом -> домище; сапог -> сапожище
Однако у суффикса -ищ есть и другая, малоизвестная функция. Он может работать в другом пространстве координат и сообщать не про размеры, а про время. Может отсылать в прошлое и означать «что-то давнее, бывшее издавна, старое»: селище, городище, пожарище ... Такая «давешняя» функция суффикса -ищ встречается и в топонимах.
Судбища
Необычное название у деревни Судбища, расположенной в Некоузе. Оно стойко ассоциируется со словом «судьба». С увеличительным суффиксом звучит вообще загадочно. Судьбина – это ещё куда ни шло, но судьбище?!
У всякой русской деревни сложная судьба, это правда. Однако в те далёкие времена, когда сформировалось название у этой деревни, речь шла всё-таки о другом. В основе топонима находится слово «суд». Точнее, судебня – судебная изба. Помещение, где заседал судебный исполнитель, сельский судья. Здесь разбирались иски и тяжбы, сюда приглашали на опрос свидетелей-послухов, сюда же собирались со всей округи на суд старейшины. Судбище – то же самое, что и суд, в производных словах от которого вполне может появляться звук *б: «судебный», «судьба».
Возможно, там была просто удобная полянка, площадка для собраний, в том числе судебных. В старых грамотах нередко указывается, что суд проходил прямо в поле или на подходящем склоне, на берегу реки. В скандинавской традиции хорошо известен аналог, древние германцы называли такое место словом тинг – место собраний и судов.
Топоним Судбища относится к старинному лексикону времён феодальной раздробленности. Судебные избы, судебни размещали, как правило, на границах уделов, на нейтральной территории либо на княжеских подворьях и полюдьях. Делалось это для того, чтобы исключить фактор «родных стен», которые, как известно, всегда помогают местным. Так что судебная изба или место для суда вполне могло располагаться в чистом поле на пограничье.
К тому моменту, когда образовалось поселение в Судбищах, судебня на том месте была издавна. Поэтому в своей повседневной речи местные жители добавляли к названию суффикс -ищ. Так от судебни получилось судбище. Со временем, уже будучи деревней, отразив многодворность и многолюдность поселения, оно обрело ещё и множественное число – Судбища.
Судищи
Название, кстати, неуникальное. Село Судище с названием того же происхождения находится в Орловской области. В Ярославской области, в окрестностях некрасовского Грешнева есть деревня Судищи. Там тоже изначально могло быть место проведения судебных заседаний.
Другой вариант предполагает, что первый двор на этом месте когда-то занимал тиун, княжеский наместник, исполнявший должность местного судьи. Такой сценарий тоже вполне уместен для формирования подобного топонима.
Мытищи
Всем хорошо известен московский город-спутник Мытищи. Его название происходит от так называемой мытной пошлины (или «мыта»), взимавшейся с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму. В 14 веке судоходство по Яузе прекратилось, сбор мыта был переведён в Москву, а место, где некогда собирали мыт, стало называться Яузским Мытищем. Таким образом «мытище» — это место, где раньше был мыт.
Упоминания о мытах появляются в документах с 12 века, пошлина взималась, как правило, при провозе товаров через границы княжеских уделов, на переправах через реки или на волоках. В Ярославской области были свои две деревни с названием Мытищи и обе располагались на границах Угличского удела.
Кроме того, в Пошехонье была усадьба Мытниково, название которой происходило от профессии предков её первых владельцев. Мытник – работник мыта, сборщик дорожных пошлин.
Игрищи
Из той же «оперы» и название села Игрищи, расположенного на трассе Ярославль — Углич. Игрище – место народных гуляний, отголосок языческих традиций празднований Ивана Купала, Солнцеворота и Красной Горки. В старину на игрищах жгли масленичные костры, летом ставили качели, устраивали пляски, водили хороводы. Суффикс -ищ означает, что для летних забав место использовалось задолго до появления там села.
Нивищи
Название деревни Нивищи Брейтовского округа несомненно происходит от слова «нива». Необычная форма с суффиксом -ищ подчёркивает не размеры, а давность пахотных угодий.
Овинищи
Овинищи сообщают нам о том, что на окраинах этой деревни ещё в 15 веке, когда её впервые записали в писцовые книги, располагались овины. Речь здесь не про размер сельских строений, а про давность их существования.
Яснищи
Яснищи, что в Красном Профинтерне, довольно сложно трактовать однозначно. С одной стороны, есть такое дерево ясень, и тогда яснищи – это большие ясени. Вполне может быть, однако топонимов, в основе которых находятся названия деревьев с таким увеличительным признаком, в русском лексиконе крайне мало.
Скорее всего, крестьяне имели в виду признак места. Ясное, светлое место на берегу реки. В деревьях на просвет хорошо заметна речная гладь, от которой всегда светло и ясно.
Кроме того, ярославский областной словарь зафиксировал термин яснец – первый лёд на реке; сплошной лёд. В таком случае местность получила своё название от свойств ледяного покрытия на Волге. Здесь река замерзала в первую очередь, так что позволяла без опаски переправляться на другой берег. Суффикс -ищ говорит о том, что здесь всегда так было, сколько себя помнили жители.
PS: паромная переправа в Профинтерне и сейчас действует.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!