Художники (речь именно о настоящих мастерах) просто не могут не задумываться о важных вопросах бытия, о вере, о том важном, что делает человеческую жизнь осмысленной и многомерной... Причем они используют для этого разные языки изобразительного искусства – язык светского искусства и язык иконы.
С 28 января в Мытищинском историко-художественном музее начала свою работу выставка «Разговор о вечности», на которой представлены и картины, и иконы.
Большой мастер выходит к размышлениям о вечности в своем творчестве. Так или иначе касается этой темы во многих своих работах народный художник РФ Сергей Гавриляченко. На выставке представлена его картина «Сумерки. Отблески». Герой работы (это автопортрет) находится в значимом для него пространстве, в том, которое составляет содержание его жизни. Из темного плотного фона проступают очертания старинной мебели, картин в рамах, среди них – портрет отца, иконы. Но это пространство представляет собой нечто большее, чем место физического пребывания героя. Вслед за голландцами Гавриляченко идет через плотность материи быта к глубинам бытия.
В светском искусстве о вере можно говорить, непосредственно касаясь библейской истории, как это делает Андрей Мясоедов в работах «Поцелуй Иуды», «Тайная Вечеря». В первой работе он цветом выделяет фигуру Христа. Его одеяния написаны в иконографии восточно-христианского искусства (красный хитон, синий гиматий). А вот ученики, Иуда, римские солдаты – все показаны одинаково, почти бесцветными. Потому что в данную минуту одни отошли от Него, другие приближаются, чтобы предать Его казни. Полное одиночество Христа перед Его крестными муками…
Татьяна Чувашева, член-корреспондент РАХ, назвала свой триптих «Привратник», но отсылка к тексту Евангелия здесь самая прямая. Зритель сразу же вспоминает историю отречения апостола Петра, а также то, как эту тему раскрывали в произведениях мировой культуры (например, «Раскаяние святого Петра» Жоржа де Латура 1645 года). Центральная часть триптиха – изображение петуха, символа предательства; слева – изображение Петра (хотя прямо об этом художник не упоминает). Ключи напоминают другой отрывок Евангелия, тот, где Христос говорит Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16: 19). Сюжет, в котором Христос вручает апостолу Петру ключи от рая, встречается еще в раннехристианском искусстве (например, в мозаике IV века мавзолея Святой Констанции в Риме). Триптих Татьяны Чувашевой не только про апостола Петра. Он звучит напоминанием о том, что путь предательства – не такой уж необычный и далекий: вот же он, петух, который может закричать для каждого. Но даже совершив ошибку, можно развернуться в правильную сторону…
Альберт Солтанов выбрал для названия работы библейскую строчку «…не буду больше проклинать землю за человека» (Быт 8: 21). Она вроде бы спокойная и умиротворяющая. Потоп – в прошлом, жизнь идет, ковчег за ненадобностью с годами (веками) разрушается. Подтверждением этому, кажется, и цветной колорит работы, и само название. Но есть в этой безмятежности тревога. Господь всегда держит Свое слово, но люди, с дарованной им свободной волей, сами прекрасно умеют творить и уничтожать и землю, и друг друга. Знание о бывших катастрофах человечества и предчувствие грядущих – и в изображении ворона, и в том, что остов ковчега, почти разрушенный, подчеркнуто вынесен на передний план.
О прекрасном, Богом созданном мире настоящее искусство умеет выразительно говорить через пейзаж. Мы помним традицию русского пейзажа XIX века, когда в таких знакомых реалиях очевидно просматриваются черты другого, горнего мира. Этой традиции следует заслуженный художник РФ Сергей Небесихин. В его картинах в поэзии бескрайних родных просторов, с безмерностью неба начинает звучать надмирная лирика.
В картине Анны Боско «Березки» прослеживается мысль о том, что глубина и загадка присутствуют в нашей действительности, тем более – в деревенском пейзаже, при всей его внешней кажущейся простоте, трепетности.
На выставке – много пейзажей, в которых храмовая архитектура воспринимается контекстом жизни людей, а не просто украшением города или природного ландшафта, без этого контекста действительность становится просто немыслимой (работы Сергея Чертова, Олеси Осиповой, Алексея Волошина, Екатерины Фищук).
Ольга Даутова умеет передавать напряжение вечности, она нередко показывает не современность, не прошлое, а некую надвременную реальность. Реальность, актуальную для каждого живущего и жившего на земле. Реальность, в которой присутствует Бог.
Неразрывность жизни человека с церковным годовым кругом богослужений, с церковными праздниками – в работах Елены Степуры. Праздники Церкви – это не календарные даты, это вехи, связанные с глобальным мироустройством, но проявляется эта глобальность по-человечески понятно. Две работы – одно и то же окно, один и тот же пейзаж за ним, но разное время года, суток, состояния природы. В картине «Вербное» – звонкая, радостная весна, врывающаяся в комнату в открытое окно, с солнечными лучами, щебетом синиц, свежим, особенным воздухом, таким, какой бывает только весной. Обновление природы, и глобально – начало спасения человечества. Картина «Вечер перед Рождеством» – совсем другая: синий холодный пейзаж, теплый в работе – только свет лампадки у икон. Ему вторит отблеск света вдалеке – в окнах колокольни. Получается общее пространство, общее ощущение тайны. Ожидание чуда. «Христос рождается – славите!»
Иллюстрации Ольги Ионайтис к книге Чарльза Диккенса «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» – это совсем другой художественный язык. Художник, глубоко изучив тему, опираясь на восточно-христианскую иконографию, примеры решений западноевропейского классического искусства, перерабатывает, переосмысляет, переводит ее на язык иллюстрации, создавая новые уникальные произведения. Художник говорит с детьми доступным им визуальным языком, но абсолютно серьезно.
Выразительна серия графических листов «Некрополь» Веры Афонской. Но в них нет ощущения смерти, есть тишина, красота, покой и – знание, что жизнь человека не ограничивается лишь рамками его земного существования.
Наш мир прекрасен, изображать его плохо, непрофессионально нельзя, и уж тем более нельзя браться, не имея достаточно знаний, уровня мастерства, за показ реалий мира горнего.
«Икона всегда была чрезвычайно важна для христиан. И всегда идеалом, предметом для устремлений являлась икона высокопрофессиональная. Не случайно Стоглавый Собор в середине XVI века постановил писать иконы, как древние греческие иконописцы и как преподобный Андрей Рублев. Икона показывает красоту мира иного, а он совершенен. Потому икона должна своей красотой, своей гармонией показывать это совершенство, настраивать верующих на молитву, на общение с небожителями», – говорит архимандрит Лука (Головков), декан Иконописного факультета Московской духовной академии.
На выставке представлены примеры качественного церковного искусства. Выразительны и красивы фигуры и Архангела Гавриила, и Девы Марии в композиции «Благовещение». Это эскизы, то есть рабочий материал, но смотрятся они как отдельные произведения искусства. Их автор – один из ведущих современных иконописцев, преподаватель Московской духовной академии Александр Солдатов, чьи работы украшают храмы России и мира.
На выставке представлены и работы студентов иконописного факультета МДА. «Это и иконы праздников, – поясняет архимандрит Лука, – в том числе Крещения Господня, иконы Спасителя, Богородицы, святых. Также работы, участвовавшие в недавней выставке "Защитники Святой Руси", организованной Учебным комитетом Русской Православной Церкви, – иконы тех святых, которые благословляли защиту Руси, защищали Русскую землю: преподобного Сергия, Димитрия Донского, преподобных Пересвета и Осляби. Также святых нового времени – святителя Луки, почитаемого в России и за рубежом, преподобного Паисия – одного из самых популярных и почитаемых греческих святых, его труды и наставления многих вдохновляют на работу над собой».
Также в экспозиции – дипломные работы, написанные под руководством Марии Глебовой, доцента кафедры иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Среди экспонатов выставки – макет проекта росписи придела Новомучеников Российских храма Живоначальной Троицы на Пятницкой улице – дипломный проект Ульяны Кожиной, выполненный под руководством Игоря Самолыго на монументальной кафедре факультета церковных художеств ПСТГУ. В итоге он был реализован бригадой монументальной кафедры ФЦХ, и Ульяна Кожина активно участвовала уже в процессе непосредственно росписей.
Особая страница выставки посвящена церкви Успения Богородицы в Кондопоге (Карелия). Этот уникальный памятник заонежской деревянной архитектуры федерального значения, построенный в 1774 году, сгорел в августе 2018 года. Сейчас идет восстановление церкви, в том числе ее иконостаса. Работу над иконами ведут специалисты Художественной мастерской факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Возглавляет работу над проектом реконструкции икон иконостаса в церкви Успения в Кондопоге Лариса Гачева, руководитель художественной мастерской ПСТГУ. На выставке представлен научно-исследовательский проект реконструкции, а также две копии – пример того, как шла научно-исследовательская работа, когда художники ездили по Заонежью, копировали, стремясь понять художественное мышление древних мастеров, чтобы затем создать окончательный вариант реконструкции конкретной иконы. В ходе этой деятельности произошло настоящее большое открытие – творчество артели под общим названием «Кондопожский мастер», которая работала в Заонежье во второй половине XVIII века. То, что сделали современные художники, воспринимается настоящим чудом! «В данный момент у нас реконструирован почти весь иконостас – 4 ряда икон. Надеемся, что, когда будет восстановлен сам храм и установлен иконостас, появится возможность и реконструировать живопись уникального живописного потолка – неба», – говорит Лариса Гачева, руководитель проекта реконструкции икон иконостаса в церкви Успения в Кондопоге, руководитель художественной мастерской ПСТГУ.
Как выглядела церковь до пожара – и внутри, и снаружи – на выставке можно увидеть в работах Владимира Пермиловского и Марины Любимовой, которые ездили в Кондопогу на пленэры.
Людям, живущим сегодня, как, впрочем, в любое время человеческой истории, необходима опора, дабы противостоять вызовам, искушениям мира сего, и она связана с духовной реальностью, без этого не устоять.
Очень логично в экспозиции выставки смотрится линогравюра народного художника Сергея Харламова (1942–2023) «Троица с прп. Сергием Радонежским и прп. Андреем Рублевым», при создании которой он опирался на древнерусские иконы. Глядя на эту графическую работу, вспоминаются слова, приписываемые преподобному Сергию Радонежскому, о том, что «воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». Не случайно в нижней части гравюры показано много-много верующих.
*
Выставка работает с 28 января по 2 марта по адресу: г. Мытищи, ул. Мира, д. 4.
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube/ МАХ