Найти в Дзене
Воздушные бои

Победы асов III группы JG3. Часть первая

III группа JG3 к моменту вторжения считалась наиболее сильной по составу. Командиром её был выдающийся ас Вальтер Оэзау, имевший на счету 42 победы, один из лучших на тот момент асов Рейха. Целый ряд её пилотов имел на счету по нескольку побед в боях на Западном фронте. Лучшим был после Оэзау Ханс Штехманн из 9 отряда, на его счету числилось 9 побед. А кроме него победы были на счету Виктора

III группа JG3 к моменту вторжения считалась наиболее сильной по составу. Командиром её был выдающийся ас Вальтер Оэзау, имевший на счету 42 победы, один из лучших на тот момент асов Рейха. Целый ряд её пилотов имел на счету по нескольку побед в боях на Западном фронте. Лучшим был после Оэзау Ханс Штехманн из 9 отряда, на его счету числилось 9 побед. А кроме него победы были на счету Виктора Бауэра, Эберхарда фон Боремски, Рудольфа Заборовски, Винфрида Шмидта, Георга Шентке... Это была мощная сила.

Действовала группа, как и вся эскадра, на Волынском направлении. И в июне 41 года, если судить по сохранившимся документам Советской стороны, работала вполне успешно. Впрочем, в этот период потери Советской авиации были огромны. Немцы, действуя крупными силами, зачастую уничтожали Советские соединения, которые летали без сопровождения, в основном страдали бомбардировщики.

Тем не менее, хотя в ряде случаев у нас мало данных, из того, что есть, мы уже можем сделать вывод, что группа с самого начала сильно привирала. Вот, например, 25 июня заявлено за бой шесть "Потез-63", так немцы иногда звали в то время Пе-2 и Як-2. Это были как раз Яки-2 из 136 ббап. Утром при возвращении с задания группа "Яков", идущая без сопровождения, была атакована бф-109 и сбито два бомбардировщика. Немцы помножили успех на три. Первые победы в карьере в том бою заявили Рольф Диргардт и Экхард Хюбнер, и по две победы заявили Бауэр - Боремски. Эта парочка нам ещё не раз встретится.

Як-2 - неудачный тактический бомбардировщик, выпущенный ограниченной серией.
Як-2 - неудачный тактический бомбардировщик, выпущенный ограниченной серией.

27 числа Бауэр около 12 заявил и-16, таких потерь не отмечено. А около 15 часов пилоты группы заявили 5 ДБ. Это был бой против 93 дбап, который без потерь отбился от атак врага огнём пулемётов. Кстати, в том бою реально был сбит один самолет немцев. Так что бой они проиграли.

Вскоре стало ясно, что группу интересуют лишь личные счета, и в последующее время её пилоты начали их набивать самым бессовестным образом. И, чем больше росли их счета, тем меньше реальной пользы было от их работы. Причём, как обычно, ноги росли "сверху", от Оезау, который был, наподобие Брэндле, "добрым" командиром. Как мы увидим, он и сам был не чужд вранья.

Самым ярким образом это проявилось в июле 41 года. Мы начнём разбор с 11 числа, поскольку документы за этот период сохранились неплохо. Итак, 11 числа группа заявляет 12 побед, потеряв одного из ведущих асов: огнём стрелков сбит и тяжело ранен командир 8 отряда Винфрид Шмидт, имевший уже 19 побед на счету. Он более не воевал. Это произошло ещё утром. А так в основном активничал 9 отряд, днем его пилоты Боремски и Бауэр на двоих заявили четыре победы, а ещё одну заявил Штехманн, но её ему не подтвердили. Зато вечером в бою, где было заявлено ещё пять побед, ему заявку подтвердили. В том бою дважды отличился Оэзау, также отметились Шентке и Сохатци, ещё один пилот группы, который в короткий период стал сильным асом. 

По немецким данным, это были бои против СБ, которые сопровождали и-16. По Советским же данным, ни СБ, ни ДБ, ни Пе-2 потерь в тот день не имели, отбились от всех атак врагов и, более того, сбили нескольких нападавших. Одним из них и был Шмидт. Помимо него, был сбит Карл Бергманн из 1 группы, имевший 11 побед на счету. Также было сбито два пилота «пиковых», один из них погиб, а второй, в будущем известный ас Вольфганг Тонне, уцелел. III группа явно дважды вела бои с 4 бак ДБА. Но без особого успеха. Что до и-16, то немцы оформили здесь 17 и-16, хотя реально было сбито только два. Это произошло в долгом бою 36 иад, который завершился боевой ничьей 2:2, но в нем не участвовали пилоты III группы. В общем, все заявки III группы имеют место только в фантазиях немецких вояк. 

Дальше было примерно так же. Например, 12 числа за один бой были оформлены 16 бомбардировщиков. Целых три штуки оформил Виктор Бауэр. Ещё две победы в том же бою оформили «пиковые». Реально это был бой с 224 дбап, который двумя тройками совершал вылет. В районе цели группа попала под сильный огонь ЗА, два ДБ были сбиты, строй остальных распался, и немцы их атаковали и сбили четыре остальных. Из этого «героического» боя они оформили свои заявки. 

Кроме этого «разгрома», очень разошелся Оэзау, он оформил целых семь побед. В первом случае он заявил пару V-11, ещё один заявил Шентке. Это был бой с 74 шап, который на деле никаких потерь не понес. А затем Оэзау заявил за бой пять побед – три и-16 и два СБ. Это явно был бой против пары разведчиков 86 сбап, которых сопровождала пара Мигов из 87 иап. Сразу скажем, что никаких и-16 в тот день не было вообще потеряно. Просто немцы не очень заморачивались над типами сбитых. В ходе боя МиГи были связаны и потеряли из виду СБ. Оба СБ не вернулись, очевидно их сбил Оэзау. А вот остальные три заявки на истребители он оформил просто от большого желания. То есть из его семи заявок за день подтверждаются всего две. Если уж командир так врал, то что можно ждать от подчинённых?! 

Вальтер Оэзау - командир III группы JG3 летом 41 года. Как ясно из нашего исследования, он поощрял нелепое вранье своих подчинённых, и сам занимался накрутками
Вальтер Оэзау - командир III группы JG3 летом 41 года. Как ясно из нашего исследования, он поощрял нелепое вранье своих подчинённых, и сам занимался накрутками

13 числа группа снова блеснула. Утром заявил три ZKB-19 новый командир 8 отряда Франц Байер, которого нашли во II группе. Так немцы иногда называли МиГи-3. Также два и-15 заявили пилоты 9 отряда. Затем два СБ заявил командир 7 отряда Курт Сохатци. А в 11 часов было заявлено 11 ДБ, из которых три заявил Бауэр. 

На самом деле, ВВС ЮЗФ потеряли в тот день всего три самолёта. Приврали от души, к слову, не только пилоты III группы. Так, из I группы ас Буххольц заявил целых пять побед, а Детлеф Ровер три, между тем это был бой с 17 ад, потерь в нем советская сторона не имела. 11 заявок на ДБ от наших героев относятся к 18 ад, но ни малейших оснований они не имеют, как утренние заявки от Байера, поскольку никаких потерь в тот день МиГи и Яки не имели. Только две заявки Сохатци сходятся с реальной потерей двух разведчиков 138 сбап, которые летали на разведку без сопровождения и не вернулись. 

14 числа группа заявила за бой пять и-16 и и-153, потеряв в бою один свой самолет. По данным 36 иад сводная группа действительно вела бой с большой группой бф-109, в котором сбила один бф-109 и потеряла одну «Чайку», пилот которой спасся с парашютом. Так что немцы снова сильно приврамши. 

На следующий день в основном заявки в небе Киева оформляла именно III группа. 9 отряд в районе Киева заявил утром целых 5 чаек. Ещё одну добавил в 12.50 Вальтер Оэзау. В то же время Оэзау и Шентке сбили три ДБ-3. Затем очередную порцию побед оформили около 15 часов, снова пострадали чайки в количестве трех штук, отличились вышеупомянутый Байер и начинающий ас Лемке. Также и-16 и ДБ-3 заявил другой в будущем яркий ас Ханс Шлееф. Наконец, вечером два и-16 сбили Сохатци и Райх. 

При этом реальные потери в боях составили всего один (!!!!) и-16, он был из состава 36 иад, известно время его потери, и, если судить по времени, то ни одна из заявок немцев с ним не совпадает, видимо его сбил командир эскадры Лютцов, который в неизвестное время заявил и-16. Характерно, например, что утром, когда было заявлено пять «чаек», весь бой заключался в том, два бф-109 попытались атаковать и-16 из 36 ад, вовсе не чайки, однако успеха не имели и ушли восвояси. Примерно такие же стычки представляли из себя и прочие «успешные» бои группы. 

16 числа было заявлено группой ещё 13 побед. При этом она чуть не потеряла Курта Сохатци, ещё одного сильного аса, который спасся с парашютом, будучи сбит огнём стрелков. Конечно же, эти победы представляли из себя в основном плод фантазии.

Так, в бою, где был сбит Сохатци, он оформил два ДБ, ещё два оформил Ханс Шлееф, ещё один сильный начинающий ас, плюс ещё шесть "пиковые", которые тоже потеряли одного из пилотов, Норберта Шёфера, он попал в плен. Это был бой с ДБ 22 дбад. Никаких потерь они в реальности не имели, напротив сбили двух нападавших, точно оценив реальные успехи. Вечером было заявлено 2 R-Z, ещё один заявили пилоты II группы, но реально в бою был потерян один су-2 62 ад. Ну и наконец было заявлено пилотами 9 отряда сразу пять и-153, при этом реально в указанном бою 44 ад потеряла всего одну "чайку". Отметим, что Виктор Бауэр реально сбил СБ 315 орап, который в одиночку совершал вылет на разведку.

17 числа бравые вояки заявили 8 бомбардировщиков за два боя, в частности дважды отличился Франц Байер, который был особенный мастер вранья. В тот день все эти победные реляции III группы на находят никакого отклика в Советских документах.

После этого было затишье. 20 числа группа оформила только две заявки вечером, на и-17 Байер и Глаубиг, причём в очередной раз без всякого основания.

Затем группа только 23 июля проявляла активность, причём в тот день пилот 131 иап Моисей Степанович Токарев сбил Виктора Бауэра, одного из лучших асов III группы, правда тот выжил. Бой тот мы описывали, и в нем Бауэр успел одержать одну реальную победу, сбив напарника Токарева Дупелева. А потом, видимо, решил, что одиночный и-16 ему не противник, и устроил бой на виражах, в котором ему помогали и его товарищи, однако в итоге Токарев бой выиграл, красиво "финтанув" в конце Бауэра. А Бауэр на тот момент был формально третьим асом всей JG3 после её командира Лютцова и после Оэзау. 

А так группа была в своём репертуаре. В одном бою оформила 11 бомбардировщиков, в другом ещё шесть. В первом случае атаковали 2 бак ДБА, однако полк, хотя в том бою участвовали и пилоты II группы, отбился без особого труда и сбил одного из нападавших (из II группы). Таким же точно был и второй "разгром" от III группы. Реально победу в тот день, кроме Бауэра, одержал лишь Оэзау, сбил разведчик 88 иап, "Чайку", пилот Пискунов. Три заявки за день оформил Сохатци, две - Шентке. 

24 числа вояки III группы в очередной раз "крепко погромили" ДБ, заявив 7 побед, плюс Франц Байер заявил два и-17. Он в указанный период времени прямо-таки штамповал победы. Причём из этих заявок по Советским данным подтверждаются... ноль штук. Например, бомбардировщик был за день потерян вообще всего один, да и то сбит пилотом Фрайтагом из II группы. 

СБ-2 - бомбардировщик, на долю которого пришлись самые тяжёлые бои 41 года
СБ-2 - бомбардировщик, на долю которого пришлись самые тяжёлые бои 41 года

25 числа вечером группа заявила 9 СБ и три "чайки". Это явно был бой с 4 бак ДБА, причём в бою чаек не было потеряно, а потери ДБ составили 3 машины. 26 числа утром в бою с "Чайками" 17 ад, которые атаковали аэродром, пилоты группы заявили четыре победы, ещё три оформили пилоты II группы. Реально было сбито три "Чайки", скорее всего именно пилотами II группы, которая в тот период была намного более объективной. Позже два СБ заявил Шлееф. На самом деле это были Пе-2 из 19 ад, которые были атакованы в указанное время большой группой бф-109, но без особого труда отразили атаку, а новой не последовало. 27 числа группа отработала скромно, разве что вечером Байер заявил какие-то два и-15, которые, как и почти все заявки этого аса, не имеют никакого основания. 29 числа группа сработала слабенько: пилоты Шлееф и Кижевски оформили три заявки, которые не подтверждаются, но и сама группа потеряла три самолёта и одного пилота, погиб летчик 7 отряда Фриц Гюнтер. 

К тому времени в группе произошли серьёзные перемены. Погиб командир JG2 легендарный Вильгельм Балтазар. На его место был назначен Оэзау, в свое время именно Оэзау сменил Балтазара на посту командира III группы JG3. Больше Оэзау на Восток не вернулся. На место Оэзау переведён был Вернер Андрес, командир II группы JG27. Величина несопоставимая: Андрес был практически нулевым асом. Однако эта рокировка, как ни странно, была группе на пользу. Оэзау и сам врал, и поощрял вранье подчинённых. Андрес, глубоко безразличный к количеству побед, разом умерил аппетиты группы, и заявки III группы мигом снизились.

1 августа группа заявила всего четыре победы, два СБ Рудольф Заборовски, два "ZKB-19" Курт Сохатци. Это были "МиГи" из 2 иап, причём на сей раз обе победы реально одержаны. Но вот СБ Заборовски не сбивал. Это был бой с 94 бап, в котором удалось отбиться без потерь. 2 числа победой над тем же ZKB отметился Боремски. В том бою и один самолет III группы был подбит и совершил вынужденную. Это был бой с 44 иад, которая в указанное время при штурмовке вела бой и заявила один самолет подбитым без потерь. 3 числа группа теряет своего нового лидера, Курта Сохатци, который после тарана попал в Советский плен. Он имел 38 побед на счету и, кстати, хоть иногда добивался реальных успехов. Как видим, потери группа несла серьёзные, выбыли уже двое её лидеров навсегда и один - на время. Отметим обстоятельства этих потерь: Шмидт сбит огнём стрелков, то есть более-менее объективная причина потери, однако Бауэр и Сохатци попросту допустили грубые ошибки в бою. Это многое говорит о сильно преувеличенном представлении пилотов группы о своём уровне. 

4 числа группа как-то ушла в тень своих коллег из JG52, которые не успели прибыть сюда, как тут же начали штамповать победы. В тот день только Шлееф заявил три и-16 за бой и ещё один и-16 заявил его ведомый. Причём по документам вообще неясно, с кем это он так лихо дрался, поскольку все бои по времени были в другое время. 5 августа заявку оформил только Шентке, тоже без малейших оснований. 

После этого группа только 9 числа оформила заявки, зато много. Утром она заявила три СБ, постарался Экхард Хюбнер, оформив две победы. Около 8 утра заявила ещё три ДБ, отличились такие известные люди, как Лемке, Шентке и сам командир группы Андрес. Затем в 9 и в 11 были заявлены и-16, а в 12.20 два и-16 заявил ас 9 отряда Ханс Штехманн. В свою очередь, в боях был подбит один из бф-109 группы, причём сильно, и сел на брюхо. Из всего этого заявки Хюбнера, которые оформены совместно с JG52, совпадают с реальными потерями 55 "а" бап, а следующие три СБ совпадают с боем против ДБ, где только один такой самолёт был подбит. Что до истребителей, то по ним данных точных на сей раз нет. 

10 августа из всей эскадры отличилась только III группа, причём штаб и I группа, не одержав побед, потеряли три бф-109 и одного пилота. Утром Шентке заявил чайку, потом около 10 часов Шлееф заявил и-16, а Рюффлер ДБ-3. В 16:12 Хельмут Мертенс заявил и-153, а в 18:00 Экхард Хюбнер и-180.

В случае с Шентке и Хюбнером это были бои с 20 иап, на вооружении которых были и "Чайки", и Яки. Но ни в этих боях, ни в других ВВС ЮЗФ реальных потерь не имели. Этот день характерен тем, что в основном бои шли уже не между Советскими бомбардировщиками и бф-109, а между истребителями. И закончился он 4:0 в пользу Советских ВВС. 

11 числа III группа плотно работала, зато и потерь понесла много: сбито и фатально повреждено четыре её самолёта. Досталось и другим частям JG3, было потеряно ещё четыре бф-109 с пилотами вместе. Наши герои в утреннем бою с СБ заявили 12 СБ. Около 12 часов Боремски заявил ещё три СБ, плюс два истребителя заявил Штехманн. 

В первом случае это был бой против 55 "а" бап. При атаке бомбардировщики заняли оборону, сбили два бф-109, что вполне подтверждают и отчёты немцев. Но немцы атаковали активно и сбили два СБ, ещё пять были сильно повреждены, из них до аэродрома дотянул только один. Четыре сели вне аэродрома, один тут же сгорел. Итак, со всеми натяжками сбито было 6 СБ, но немцы заявили вдвое больше. Тем не менее, по крайней мере группа проявила настырность и не стала, как раньше, оформлять заявки из ничего. А вот что до заявок Боремски и Штехманна, то в указанное время потерь как раз не зафиксировано. Это был бой с 15 ад, в котором группа потеряла ещё два бф-109 и реальных успехов не имела.

После этого III группа перебралась в район Кировограда, где в дальнейшем вела бои. Однако сверка их уже крайне затруднена, да и особого интереса они не представляют. Поэтому мы перейдем к итогам на основе рассмотренных нами дней. Начнём с командира. Вальтер Оэзау за указанный период заявил 18 побед. Из всех этих заявок подтверждаться могут две или три, остальные 15 заявок были фантазией этого бравого вояки.

Так уж случилось, что в ходе боев в небе Киева группа потеряла всех трех командиров отрядов. Командир 7 отряда, оберлейтенант Курт Сохатци, стал ещё и её лучшим асом за этот период, заявив 20 побед. Пока наконец не пал жертвой тарана. Из этих побед только 5 точно подтверждаются, включая и и-16, который его протаранил, и ещё три могут иметь место быть, хотя и с малой долей вероятности. Всё остальное ас сбил в своих фантазиях.

8 отряд рано потерял, как мы помним, своего командира Винфрида Шмидта, его сменил оберлейтенант Франц Байер, который оказался куда успешнее и надолго возглавил 8 отряд. По имеющимся данным, он не был ни разу сбит на Восточном фронте. За указанный период он оформил 15 заявок. Впрочем, из них вообще ни одна (!!) не имеет основания. Такой вот уникальный «ас». Ничего удивительного в том, что этого горе-вояку ни разу не приземлили наши пилоты, нет. Как можно сбить того, кто оформляет заявки из ничего?!

Оберлейтенант Виктор Бауэр, командир 9 отряда, успел до 23 июля одержать 12 побед. Пока его самого не сбил Токарев. Из этих побед три штуки имеют подтверждение, ещё две-три могут иметь место, но по причине огромного завышения сказать трудно. В общем, Бауэр тоже врал от души, но он хотя бы бои вёл.

Успешно вёл бои фельдфебель Ханс Шлееф из 7 отряда, заявив 18 побед. Собственно, он в ходе этих боев стал значимым асом. При этом из всех этих заявок подтверждаться может разве что заявленный 11 августа СБ, всё остальное является абсолютной фантазией.

Ещё одним очень успешным асом был оберфельдфебель Георг Шентке из 9 отряда, который тоже в ходе этих боев сильно выдвинулся. Он заявил 16 побед. Из них от силы только три могут иметь какое-то основание, остальные тоже просто фантазия. С этим проблем у вояк III группы не было.

Оберфельдфебель Ханс Штехманн из 9 отряда заявил 13 побед за этот период. Этот ас не так известен, как другие упомянутые выше воздушные вояки, но в тот период был одним из лучших. Его заявки являются не меньшими бреднями, чем заявки его приятелей, из 13 заявок только 2 могут иметь какое-то основание. Он вскоре покинул эскадру, и более эта фамилия фигурировать в наших исследованиях не будет. Прямо скажем, потеря невеликая.

Лейтенант Хельмут Мертенс из 9 отряда заявил 11 побед. Из них худо-бедно пять-шесть имеют подтверждение, и с таким уникальной для III группы объективностью он является чуть ли не самым её честным асом в указанный период.

Также 11 побед заявил другой ас из 9 отряда Эберхард фон Боремски. Из них 2-3 победы теоретически могут иметь подтверждение, остальные подтверждения не имеют.

Наконец, стоит упомянуть лейтенанта Экхарда Хюбнера, который сначала служил в 9 отряде, потом перешёл служить в штаб. Он тоже начал в этот период набирать победы, правда одержал их меньше, чем другие вояки III группы – 8 штук. Из них условно подтверждаются 3 штуки.

В общем, подводя итоги, мы видим, что III группа никуда не годилась, Оэзау показал себя очень плохим командиром. Её асы не только много врали, но группа и теряла много. Требовалась большая работа, чтобы из этого сборища врунов слепить что-то более боеспособное.