Найти в Дзене

Из века в век переходя

27 января – День освобождения Курганинского района от немецко-фашистских захватчиков Время неумолимо отодвигает в прошлое события 83-летней давности, и кажется, что в нашем районе уже не осталось свидетелей зверств, творимых пособниками захватчиков. Но знакомство с жительницей Курганинска Ниной Антоновной Зубаревой подтверждает, что никто не забыт и ничто не забыто. Память связывает прошлое и настоящее Девушке только что исполнилось 17 лет. Она стояла на краю большой ямы, засыпанной конским навозом. Ей выпала страшная миссия. Одно из тел убитых подпольщиков принадлежало Виктору Жупину, офицеру Красной армии, ее дяде по отцу. - Я до сих пор помню этот запах конского навоза. В захоронении было много тел. Мне надо было опознать моего дядю. Мама из-за слабого сердца не смогла участвовать при эксгумации убитых подпольщиков, она бы не выдержала, - горько вздыхает моя собеседница. Собственно говоря, встретились мы с ней по более приятному поводу – предстоящего столетнего юбилея. Но уже в нача
   Из века в век переходя
Из века в век переходя

27 января – День освобождения Курганинского района от немецко-фашистских захватчиков

Время неумолимо отодвигает в прошлое события 83-летней давности, и кажется, что в нашем районе уже не осталось свидетелей зверств, творимых пособниками захватчиков.

Но знакомство с жительницей Курганинска Ниной Антоновной Зубаревой подтверждает, что никто не забыт и ничто не забыто.

Память связывает прошлое и настоящее

Девушке только что исполнилось 17 лет. Она стояла на краю большой ямы, засыпанной конским навозом. Ей выпала страшная миссия. Одно из тел убитых подпольщиков принадлежало Виктору Жупину, офицеру Красной армии, ее дяде по отцу.

- Я до сих пор помню этот запах конского навоза. В захоронении было много тел. Мне надо было опознать моего дядю. Мама из-за слабого сердца не смогла участвовать при эксгумации убитых подпольщиков, она бы не выдержала, - горько вздыхает моя собеседница.

Собственно говоря, встретились мы с ней по более приятному поводу – предстоящего столетнего юбилея. Но уже в начале беседы выяснились вот такие тяжелые обстоятельства ее юности.

До войны семья Антона Николаевича, Елизаветы Ивановны и Нины Жупиных проживала на ул. Колхозной (ныне – ул. Мира). Отец в ноябре 1941 года вступил добровольцем в 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус 10-й гвардейской кавалерийской дивизии, практически через год был убит вместе со многими сослуживцами близ селения Ачикулак Нефтекумского района Ставропольского края. Похоронили там же. Командир Курганинского дивизиона Иван Сердцов впоследствии рассказывал Елизавете Ивановне подробности вражеского налета, при котором погибли практически все курганинские и михайловские казаки.

- Иван Иванович дружил с нашей семьей, очень переживал по поводу массовой гибели сослуживцев. Он был ранен, но дополз до своих. Возил маму на место захоронения отца, могилы были одиночными, она долго ходила, и вдруг ее потянуло к одной. Оказалось, отцовская. Иван Иванович потом помог маме оформить через военкомат пенсию – ей не хотели давать пособие как вдове погибшего военнослужащего, - рассказывает Нина Антоновна.

Это было уже после войны, а пока мама с дочкой находились в оккупации.

Да разве об этом забудешь…

- Хорошо помню, как в начале августа пришла жена маминого брата Михаила Ивановича Литвинова и говорит: «Что же вы сидите, немцы уже в станице!» Не могу о них ничего сказать плохого, и даже, когда у меня сильно болела нога, немец-охранник мне помог.

Она рассказала о случае на работах по восстановлению Кошехабльского моста:

- Подростки и женщины носили на носилках гравий, укрепляли насыпь. У меня сильно разболелась нога, воспаление было видно. Охранник из будки увидел мои мучения, позвал меня и посыпал чем-то желтым на болезненные места, перевязал. Болеть быстро перестало.

В один из дней к ним в дом постучался брат отца – Виктор Жупин. Оказалось, он попал в плен в районе Туапсе, ему удалось сбежать, и он чудом добрался до Курганной. Сам он был из Урюпинского района, но семьи у него не было.

- Он был таким хорошим, ласковым. Маме сказал, что свои документы и наган спрятал, но обязательно потом их заберет, как свои придут. Он не стал сидеть без дела, а познакомился с Владимиром Милютиным, Малаховым, Ваней Ломакиным и другими ребятами. Они к нам тоже приходили. Но их кто-то выдал, когда они решили взорвать здание жандармерии. Наши полицаи искали и у нас дома оружие, - вспоминает страшные дни Нина Антоновна. – Потом еще раз приехали за одеждой и тканями. Я плачу, говорю, оставьте мне хоть на юбочку немного ткани. Зима стояла, было холодно. Оставили.

Мама с дочкой ходили навестить арестованного Виктора Жупина и увидели страшную картину: его вели на допрос, губы были отрезаны.

- Он еще был и без обуви. Мама бросилась к нему, а Виктор говорит, не волнуйтесь, все будет хорошо. А как было не волноваться, такое с ними творили? – плачет Нина Антоновна. – На другой день мы передали ему валенки, и потом дядю я увидела только в яме для расстрелянных.

Спустя восемь десятилетий здание жандармерии снесут, на этом месте обустроят Аллею памяти, на плитах будут написаны имена Виктора Жупина, Ивана Ломакина и всех 25 человек, замученных пособниками фашистского режима.

Трудовой стаж – более 60 лет

В местном колхозе Нина Жупина начала работать с 1941 года, затем была воспитателем недолго в детском саду, сразу после освобождения станицы вернулась в полевую бригаду. Председателем колхоза им. К. Макса тогда был бывший партизан Леонтий Александрович Сурмачев. звеньевой Анна Ивановна Пахтеева.

Колхозники уезжали в бригаду в понедельник, а возвращались вечером в субботу. Жили в домиках, стелили солому на пол, поверх одеяла, так и спали все вместе. Никто не безобразничал, хотя все молодыми были. Вечером ужинали все тоже вместе - тем, что привезли из дома, и было очень весело. А работа была нелегкой – всюду ручной труд: пололи тяпками кукурузу, специальными приспособлениями выдергивали осот среди пшеницы.

В 1944 году Нина вышла замуж за Степана Денисовича Зубарева, тоже колхозника. Свадьба была веселой, шумной, многолюдной. Нина Антоновна нахваливает уже покойного мужа, а я не сомневаюсь, что он был хорошим. Супруги прожили вместе 68 лет! О таком супружеском стаже я слышу впервые.

- Папа был очень добрым, - присоединяется к беседе дочь Валентина, в семье которой живет моя собеседница. – Мама нас, трех дочерей, воспитывала строго, но мы не в обиде, а благодарны обоим за то, что отдавали нам все душевные силы, жили ради нас. Мама после колхоза еще 22 года работала воспитателем в детском саду «Орленок». Так что трудовой стаж у нее очень большой – 62 года! Бывшие воспитанники узнают маму до сих пор.

- Да, когда бываю в храме, обязательно поздороваются по имени-отчеству, - подтверждает Нина Антоновна. – Я хотя и меньше стала гулять в городе, но вижу, как он изменился в лучшую сторону в последнее время. Значит, люди в нем хорошие живут, раз так заботятся о городе и о нас – простых жителях.

И о главном – столетнем дне рождения

28 января 2026 года, сто лет спустя после дня своего рождения, Нина Антоновна Зубарева принимала поздравления от земляков. По поручению главы Курганинского района Андрея Ворушилина долгожительницу посетили представители городской администрации, прокуратуры района, Совета ветеранов, юнармейцы, чтобы передать ей цветы и подарки.

- Мы от всей души благодарны вам за многолетний добросовестный труд, за мудрость и стойкость в жизненных испытаниях, воспитание детей, участие в воспитании внуков, правнуков и праправнуков. Желаем уважаемой имениннице крепкого здоровья, неустанной заботы близких, радости, - таковы были пожелания земляков.

Гостей тоже, как и меня ранее, удивили ее здоровье, хорошая память, бодрость духа, жизнелюбие. И самое приятное, что можно сказать женщине – на 100 лет она никак не выглядит!

Благодаря неустанной заботе дочери Валентины Степановны, вниманию всех многочисленных близких и главное их любви – Нина Антоновна так хорошо выглядит и чувствует себя моложе. А рукопожатие ее – очень крепкое, кстати.

Порадовали главу большого семейства поздравления не только дочерей, но и пяти внуков, семи правнуков, трех праправнуков. Большинство из них посетили Нину Антоновну в этот знаменательный для всех день. И можно смело утверждать, что это был один из самых лучших дней в ее столетней жизни!

🚀Читайте нас в MAX: https://max.ru/kurganinskie